Внеклассное мероприятие по музыке. Утреник, посвященный творчеству Людвига ван Бетховена

Разделы: Музыка


Цель мероприятия

1. Познакомить детей с характерными чертами творчества Л. Бетховена.

2. Уметь определять и анализировать произведение великого композитора.

3. Познакомит детей с некоторыми фактами биографии Л. Бетховена через его творчество.

4. Воспитать в слушателях лучшие качества характера и жизненной позиции на примере жизни и творчества Л. Бетховена.

Оборудование

Музыкальный центр с хорошей акустической системой, рояль (фортепиано). На центральной стене – портрет Л. Бетховена и даты жизни 1770-1827г. На боковой стене выставка. Здесь помещены вырезки из музыкальных журналов, портреты Л. Бетховена разных лет.

Ход утренника

На утренник приглашаются гости с параллельных классов. Программу ведут учащиеся. В качестве вступления к утреннику звучит отрывок из увертюры Л. Бетховена “Эгмонт” (начиная от драматической кульминации и вся кода).

1-й ведущий. В 2010 г. исполняется 240 лет со дня рождения композитора Л. Бетховена. Наш утренник мы посвящаем памяти этого величайшего музыканта и человека. Правда, говорят, надо готовить себя годы, чтобы понять всю глубину больших произведений Л. Бетховена. Сегодня мы только начинаем этот путь.

2-й ведущий. Кто из ребят не знает печальной песенки бездомного мальчика шарманщика? Он бродит со своим другом – прирученным сурком по селам и городам Старая шарманка тоскливо выводит незамысловатый мотив. Кто пожалеет их, кто подаст им грошик на пропитание? Где найдут себе эти бедняки приют в непогоду?

( Песню Л.В. Бетховена “Сурок” поет учащийся под аккомпанемент педагога. Эта песня удобна для детского голоса в тональности фа минор)

3-й ведущий. Композитор всем сердцем сочувствовал бесприютным существам. Ведь и сам он от рождения жил в нищете и знал, что такое голод. Колыбель его стояла на чердаке жалкого домишки. Узкое слуховое окно почти не пропускало воздуха и солнца, низко нависали балки потолка. Мать была больна туберкулезом, и четверо ее детей умерли один за другим. Но маленький Людвиг родился крепышом.

4-й ведущий. Отец его был музыкантом во дворце князя – курфюрста города Бонна. За свой труд он получал ничтожные гроши, да и те частенько пропивал в кабаке. Отец мечтал воспользоваться музыкальным талантом сына, чтобы выкарабкаться из нищеты. В восемь лет Людвиг уже выступал на концертах, но и это не спасало семью от голода.

5-й ведущий. С детства Людвиг полюбил народные напевы. Сохранились мелодии к деревенским танцам, записанные и обработанные 10-летним композитором. Сейчас ребята попляшут под одну из этих мелодий.

(Деревенский танец №2. Аккомпанирует педагог, танцуют 3 пары)

6-й ведущий. Кто любит собак, тот знает, как тяжело терять четвероногого друга. В память о погибшей собаки Л. Бетховена написал грустную музыку – “Элегию на смерть пуделя”. Так нежно любят животных только очень добрые люди.

(“Элегию на смерть пуделя” исполняет учащийся на фортепиано)

7-й ведущий. Подростком Людвиг уже работал придворным органистом. Кроме того его приглашали в богатые семьи давать частные уроки. Для своих маленьких учеников и учениц юный композитор часто сочинял небольшие пьески. Послушайте танец “Контрданс”

(“Контрданс” исполняет педагог на фортепиано, ему подыгрывают дети на гребешках с наложенной папиросной бумагой и на звоночках.)

8-й ведущий. Но не эти изящные танцы и песенки прославили на века Людвига ванн Бетховена. Впервые в мире была создана мужественная, героическая музыка. Она звала к борьбе за счастье всех людей.

( Звучит вступление к “Патетической сонате”, играет педагог)

9-й ведущий. Вы услышали грозное и торжественное вступление к одной из первых сонат Л. Бетховена. Он назвал ее Патетической, то есть волнующей, полной большого чувства. Когда молодой композитор исполнял это произведение на концерте, слушатели были потрясены. Они привыкли к нежной и певучей, ласкающей звук музыке. А эта музыка гремела и призывала к борьбе.

10-й ведущий. Фортепиано звучало как целый оркестр. После могучих аккордов жалобный голос будто спрашивал: “Как быть? Что делать?” Но жалобу обрывали гневные возгласы. Гудели басы, звенела мелодия: “Только мужество и воля помогут преодолеть все невзгоды, принесут радость и победу!”

(Педагог исполняет отрывок, заключающий 1-ю часть Патетической сонаты.)

11-й ведущий. Какие бурные споры разгорелись вокруг этой сонаты! Старых музыкантов возмущало произведение непривычное для их слуха. Они даже запрещали своим ученикам знакомиться с сочинениями Л. Бетховена. Но молодые музыканты тайком добывали их и находили их в новой музыке радость, какую не мог дать ни один композитор.

12-й ведущий. Откуда же явился в музыкальную столицу Австрии этот необыкновенный человек? Почему его музыка была такой бунтарской?

Людвигу было 18 лет, когда пришла весть: Народ Парижа восстал, ворвался в Бастилию – мрачную крепость королей, перебил стражу, выпустил на волю заключенных… Началась Великая французская революция!

Пылали феодальные замки, крестьяне сжигали книги, в которых были записаны их долги и повинности… Крестьянские волнения начали охватывать и немецкие земли… Мог ли Л. Бетховен

не приветствовать революцию всей душой?

13-й ведущий. Недавно в нищете от туберкулеза умерла горячо любимая мать Людвига. А сколько он видел вокруг себя бедняков, которые трудились не покладая рук, чтобы не умереть с голоду! Между тем светлейший князь-курфюрст боннский и другие аристократы жили роскошно и презирали честных тружеников, работавших на них. Любимый учитель музыки Людвига сжимал кулаки от ненависти: “Ненавижу князей больше, чем разбойников! И льстецов, что унижаются перед ними, тоже ненавижу!” Мог ли гордый и самолюбивый юноша не разделять этих чувств?

14-й ведущий. Все передовые люди Германии приветствовали революцию. Людвига вдохновила мысль о борьбе за свободу за счастье людей, за равенство и братство. Он не обучен стрелять из пушек? Не беда! За то в его власти могучее оружие – музыка! “Музыка должна высекать огонь из груди человека!- восклицал композитор.- Она поведет за собой народы!”

15-й ведущий. С такими мыслями молодой Людвиг покинул свой родной город Бонн и переехал в Вену, столицу Австрии. Он хотел повысить свое мастерство, поучиться у великих композиторов. Ведь Вена в те годы была центром европейской музыкальной культуры. Здесь жили лучшие музыканты, сам великий старый Гайдн жил в Вене! В императорских театрах можно было услышать оперы гениального Моцарта. Здесь в садах и парках, на народных гуляньях звучали песни разных народов: немецкие, славянские, венгерские, итальянские… Проникали сюда и песни из республиканской Франции…. Слышите? Звучит “Марсельеза” - гимн французской революции .

(Звучит “Марсельеза”)

16-й ведущий. Интонации этой зажигательной песни позже прозвучат и в симфониях Л. Бетховена.

Между тем вокруг Франции сгущаются тучи. Короли и императоры европейских стран посылают свои войска, чтобы разгромить революционный народ.

Но народ Франции яростно защищает свою свободу, и во главе революционных войск становится талантливый полководец Наполеон Бонапарт. И вот уже французы разбивают прусскую армию, австрийскую армию…

17-й ведущий. Бетховена захватила мысль создать музыку во славу человека – героя и народа-героя. В самом начале музыка должна обрисовать образ смелого человека, готового принять бой.

(Звучит главная тема 1 части Третьей симфонии)

А потом герой погибает в борьбе, но смерть его не будет напрасной. Она приблизит свободу. Слышны воинственные возгласы: “Верьте, боритесь! Счастье не приходит само, его надо завоевывать!”

(Звучит отрывок из финала Третьей симфонии.)

18-й ведущий. Бетховен неделями сидел, запершись, работая над симфонией. Вот наконец огромный труд окончен. Бетховен посвятил его герою. И надписал на заглавном листе: “Бонапарт”. Но вошел молодой друг Бетховена, увидел надпись и удивился: “Бонапарт? Но разве маэстро еще ничего не знает? Наполеон принял титул императора. Он задушил революцию”.

Бетховена охватила ярость. Он задыхался от гнева. Он кричал: “Так значит, и этот не что иное, как обыкновенный человек! Теперь он будет попирать все человеческие права…. станет тираном!” И Бетховен разорвал лист с именем, которое стало ему ненавистным. Симфония отныне будет называться Героической!

19-й ведущий. Никто не знал, что композитор, создавшее это чудо, сам переживает трагедию. Его постигло самое большое несчастье для музыканта: он стал глохнуть. В ушах гудело и шумело день и ночь. Лечение несведущих врачей только усилило болезнь. Он стал избегать людей, чтобы они не заметили его глухоты… Через несколько лет он признался в письме к братьям: “Еще немного, и я покончил бы с собой. Меня удержало только одно – искусство. Мне казалось немыслимым покинуть свет, пока я не исполню все , к чему чувствовал призвание”. Он нашел в себе мужество побороть свое отчаяние. Так великий музыкант становится великим человеком.

(Звучит “Павшие братья” - тема из второй части Седьмой симфонии)

20-й ведущий. Глухота все больше и больше окружало Бетховена непроницаемой стеной. Как мог писать прекрасную музыку этот композитор? Но музыка с детства звучала в нем, он слышал ее внутренним слухом. И он дарил людям не только гордое мужество, но и радость жизни. “Оглянитесь, - словно пели его мелодии, - как прекрасно это высокое синее небо, и просторы полей, и сверкающий ручеек, по которому ребятишки пускают кораблики.

21-й ведущий. Всеволод Рождественский. “Посвящение Бетховену”

Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты!
Соединенье нежности и муки
Ложащиеся в нотные листы!
Касаясь верных клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой,
Играл, не слыша ноты не единой,
Глухою ночью, в комнате пустой.

Текли часы и оплывали свечи,
Шло мужество наперекор судьбе…
А он всю совесть муки человечьей
Рассказывал лишь самому себе!

И убеждал себя и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок
Есть некий свет, рожденный не напрасно
А музыка - бессмертия залог.

Большого сада шорохи и скрипы
Вели свой разговор сквозь полусон
И слышали в окне раскрытом липы
Все то, чего не слышал он.

(Звучит соната № 14 “Лунная” 1-ая часть)

22-й ведущий. По приглашению князя Лихновского Л. Бетховен в его замке работает над “Аппассионатой”. Под эту музыку в воображении возникает образ самого композитора. Вот он, разгневанный шагает под проливным дождем, прижимая к груди рукопись “Аппассионаты”. Удивительная музыка, каждым тактом она словно зовет: “Боритесь бесстрашно и правда победит!”

(Звучит “Аппассионата” 1 часть)

23-й ведущий. Между тем французский хозяин пригласил погостить и французских офицеров. За обедом он пожелал развлечь своих гостей музыкой Л.Бетховена. Но композитор отказался и заперся в комнате, в которой работал. Он не станет услаждать слух завоевателей. Ведь это уже не те французы, что отстаивали революцию. Эти вторглись в его страну. Они проливают кровь простых людей, чтобы укрепить власть своего деспота Наполеона! И ни за что!

24-й ведущий. Но тут Лихновский вскипел: “Как? Ему светлейшему князю, смеет перечить какой-то плебей музыкант?!” Князь приказал слугам взломать дверь и, шагнув за порог, пригрозил Бетховену… арестом!

25-й ведущий. Оскорбленный, разгневанный Л.Бетховен угрожающе поднял стул и кинулся на обидчика. Если бы не подоспели слуги, он обрушил бы стул на голову князя.

Уже вернувшись к себе домой, Л. Бетховен написал Лихновскому: “Князь, всем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности своего происхождения. Всем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей были и будут тысячи, Л.Бетховен только один!”

26-й ведущий. Какое чувство человеческого достоинства, какая смелость! Никто кроме Л.Бетховена не решился бы на такое.

Музыка Людвига ван Бетховена всегда будет призывать к человечности, мужеству и борьбе за счастья всех людей. Значит Л.Бетховен для всех нас живой.

Наш утренник мы закончим “Походной песней” Л.Бетховена.

(Аккомпанирует педагог, поет весь класс. Песню следует транспонировать в фа-мажор. После окончания песни продолжает звучать то же музыкальное сопровождение, и дети маршем покидают зал.)