Интеллектуальное казино "В гостях у физики"

Разделы: Физика


Цели:

Образовательные: в интересной игровой форме повторить, обобщить и углубить знания, полученные при изучении физики в 5 классе.

Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, исследовательские навыки, интерес к предмету, умение видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни.

Воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать волевые качества, стремление к победе.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, оборудование для проведения опытов.

На предшествующем игре уроке учащиеся делятся на четыре команды, равные по силам, выбираются крупье, которые будут следить за ходом игры и кассой казино.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы должны повторить и обобщить те знания, которые вы получили на предыдущих занятиях. Но урок у нас сегодня будет проходить в необычной форме - мы поиграем в казино (слайд 1 (см. презентацию)).

Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в “один ум” (слайд 2).

Рис.1

Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше. А их у вас, дорогие игроки, умов сегодня будет ровно пять у каждого. Причём в течение игры вы сможете как увеличить своё умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В игре вас ждут вопросы из разных тем курса 5 –го класса. Во время игры мне будут помогать крупье, которые сидят за каждым столом. Они будут следить за соблюдением правил игры и кассой казино.

Первый тайм “Сообразилия” (слайд 3)

Учитель. Я называю вопрос, а вы, если решите отвечать, должны будете сделать ставку в “один ум”. В случае удачи ваша ставка увеличивается, т.е. вы зарабатываете еще “один ум”. Если вы ошибетесь - и тогда не отчаивайтесь, ваши умы пополнят кассу нашего казино. Я задаю вопрос и даю 3 варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с соответствующей цифрой 1,2 или 3. Но давайте договоримся, отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделал свою ставку. Остальные – молчок! Условия игры всем понятны?

1. Наука, изучающая явления природы?

1.Физика. 2. География. 3. Биология

2. Частицы, из которых состоят все вещества?

1. Молекулы. 2. Атомы. 3. Ионы.

3. Явление самопроизвольного перемешивания веществ?

1. Инерция. 2. Диффузия. 3. Смачивание.

4. Мера взаимодействия тел?

1. Масса. 2. Плотность. 3. Сила.

5. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

    1. Диффузия. 2. Инерция. 3. Взаимодействие.

6. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.

1. Путь. 2. Перемещение. 3. Отрезок.

7. Масса вещества в единице объема?

1. Вес тела. 2. Плотность. 3. Скорость.

Второй тайм “Физическая азбука” (слайд 4)

Каждой команде выдается карточка с вопросами на знание обозначения физических величин и их единиц измерения. Вы на отдельных листочках должны записать ответы. За каждый правильный ответ команда получает по 1 уму. Но перед этим вы делаете ставку по количеству вопросов в карточке (от каждого игрока по 1 уму).

  1. Какой букой обозначается сила? В каких единицах измеряется в СИ?
  2. Какой буквой обозначается плотность? В каких единицах измеряется в СИ?
  3. Какой буквой обозначается масса? В каких единицах измеряется в СИ?
  4. Какой буквой обозначается объём? В каких единицах измеряется в СИ?
  5. Какой буквой обозначается скорость? В каких единицах измеряется в СИ?
  6. Какой буквой обозначается путь? В каких единицах измеряется в СИ?
  7. Какой буквой обозначается давление? В каких единицах измеряется в СИ?

Проверка – слайд 5

Третий тайм “Составь формулу” (слайд 6)

Каждой команде выдается пакет, в котором на плотных карточках выписаны обозначения физических величин и арифметические знаки. За каждую правильно составленную формулу команда получает по 1 уму. Но перед этим вы должны сделать ставку по количеству формул, которые можно составить, а составить их можно 8.

Проверка – слайд 7

Четвертый тайм “Черный ящик” (слайд 8)

Учитель. Ну, вот и закончился третий тайм. Многие из вас сумели увеличить своё состояние. Следующем тайм называется “Чёрный ящик” или “Отгадай-ка, что в нём”. Задание даётся на все команды. Я называю утверждения, касающееся черного ящика. На каком-то из них уже можно догадаться, о чем идет речь. Если ответ правильный, то отвечающий получает то количество умов, которое соответствует данному утверждению. Если ошиблись, тогда ваши умы пополнят кассу нашего казино. Но перед этим вы должны сделать ставку по количеству умов, которые можно получить. Отвечать имеет право только тот, кто сделал ставку. Если вариант ответа готов, то просто поднимите руку. Итак, внимание, “Чёрный ящик”.

В черном ящике находится всем знакомое физическое тело.

1. Благодаря этому телу можно доказать упругость газов. (5 умов)

2. Его движение представляет неплохой пример механического движения. (4 ума)

3. Он друг некоторых спортсменов. (3 ума)

4. Оно имеет форму сферы. (2 ума)

5. Из-за него плакала Таня.(1 ум)

(мяч, слайд 9)

В черном ящике находится физический прибор.

1. По отношению к нему нужно быть очень осторожным. (5 умов)

2. На нем нанесена шкала. (4 ума)

3. Обычно его изготавливают из стекла.(3 ума)

4. С его помощью можно наблюдать диффузию.(2 ума)

5. Благодаря ему можно определить объем жидкости.(1 ум)

(мензурка, слайд 10)

В черном ящике находится вещество.

1. Организм взрослого человека состоит на 65 % из этого вещества.(5 умов)

2. Мы постоянно встречаемся со всеми тремя его агрегатными состояниями.(4 ума)

3. Его используют для уменьшения трения. (3 ума)

4. Это вещество хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения.(2 ума)

5. Его называют “соком жизни” на Земле.(1ум)

(вода, слайд 11)

Пятый тайм “Мозговой штурм” (слайд 12)

Учитель. Теперь перейдем к следующему тайму нашей игры. Называется он “Мозговой штурм”. Каждая команда получает задание и необходимое оборудование. Ваша задача – провести эксперимент и дать ему объяснение у доски. Если все выполнено и оформлено верно, то каждый член команды добавит к своему состоянию по “одному уму” и дополнительно “один ум” получит тот, кто будет давать объяснение. Делаем ставки, господа!

Экспериментальное задание для первой команды

1.Определите цену деления мензурки и её предел измерения.

2.Определите объем жидкости в мензурке.

3.Определите объем твердого тела.

4.Определите массу этого тела, если известно, что оно изготовлено из алюминия.

Оборудование: мензурка, тело неправильной формы, стакан с водой, таблица плотностей.

Экспериментальное задание для второй команды

1.Определите цену деления динамометра и его предел измерения.

2.Измерьте вес тела.

3.Вычислите массу этого тела.

Оборудование: динамометр, твердое тело.

Экспериментальное задание для третьей команды

1.Определите цену деления термометра и его предел измерения.

2.Определите температуру воздуха в классе.

3.Определите температуру воды в стакане.

Оборудование: термометр, стакан с водой.

Экспериментальное задание для четвертой команды

1.Измерьте силу давления бруска на стол.

2.Измерьте длину, ширину и высоту бруска.

3.Вычислите площадь основания бруска.

4.Вычислите давление, производимое бруском на стол.

Оборудование: брусок, динамометр, линейка.

Учитель: Быстро летит время. Завершилось пять таймов нашей игры. Не пора ли выяснить самых мудрых? Нам остается подсчитать у кого больше “умов” и выставить оценки.

Подведение итогов игры (слайд 13).

Литература

Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7–9-й кл./ сост. Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2008. – 192 с.