Открытый урок по обществознанию "Время великих перемен"

Разделы: История и обществознание

Классы: 10, 11

Ключевые слова: Время великих перемен


Историческое развитие общества в целом
сопровождается расширением рамок свободы личности.

БЭС

Цели урока:

Познавательная: показать особенности индустриального общества, предпосылки его возникновения, дать понятие первоначального накопления капитала, показать ценности эпохи Возрождения, заменившие в обществе средневековые представления, показать зарождение западноевропейского парламентаризма.

Развивающая: создать условия для получения самостоятельных знаний по теме, выявить особенности человека индустриальной эпохи.

Воспитательная: показать положительные черты человека новой эпохи, которые необходимо развивать в каждом, а также черты, от которых необходимо избавиться.

Проблемой урока является появление человека Новой эпохи.

Методы: интерактивные методы, компьютерные технологии, работа в группах.

Оценивание знаний учащихся производится с помощью двух вариантов компьютерных тестов.

Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры, доска, плакат, карточки.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. (Презентация. Приложение 1. Слайды 1, 2)

  3. Проверка знаний.
  4. 1) Индивидуальные задания для одарённых детей по карточкам (приложение 2).

    Вопросы классу:

    2) Обратимся к Древнему Риму (слайд 3).

    Какие негативные явления, захватившие жителей “Вечного города”, обусловили падение Римской империи? (слайд 4)

    Встречаются ли в нашем обществе подобные явления?

    Посмотрим на слайд-шоу: правильно ли мы ответили на этот вопрос (слайд 5).

    (Коррупция, политические интриги).

    3) Следующий вопрос. Мы переходим к европейскому феодализму (слайд 6).

    Возможно ли существование демократических форм управления в эпоху феодализма? (слайд 7)

    Проверим (слайд 8).

    (Крестьяне, занятые тяжёлым трудом, не могли создать демократических форм управления).

    Но кроме крестьян были и рыцари. Послушаем, что о рыцарях приготовил ученик. Доклад “Отношение рыцарей к Прекрасной даме в сравнении с отношением казахских батыров к женщине” (слайд 9).

    4) Значительную роль в период феодализма играли города (слайд 10).

    Почему в средневековье система новых ценностей возникла в городах? (слайд 11)

    Проверим себя. “Воздух города делает человека свободным” (слайд 12).

  5. Новая тема.

Запись в тетрадях. Тема урока “Время великих перемен” (слайд 13).

Запишите 1-ый пункт: “Предпосылки перехода к индустриальному обществу” (плакат <Рисунок 1>), (слайд 14).

Рисунок 1

Найдите в учебнике предпосылки перехода к индустриальному обществу.

  1. Распространение гуманистических идей о свободе человека, равенстве людей и демократических ценностей.
  2. Достижения науки и техники: шарообразность Земли, компас, порох, книгопечатание, часы и др.

Работа ведётся в сопровождении показа слайдов (слайды 15, 16).

Работа в группах (слайд 17)

Класс разбивается на 4 группы. Во время выступления спикеров остальные учащиеся конспектируют их выступление. Основные моменты запечатлены в слайд-фильме в помощь учащимся. В процессе работы создаётся кластер, соответствующий теме. Каждая группа вносит свой вклад в создание кластера.

Опережающее задание получила каждая группа перед уроком: подготовить материал на компьютере по своей части темы.

1 группа “Индустриальное общество” (слайды 18-20).

Спикер 1.

С XV века европейцы вырвались вперёд по пути общественного прогресса. Настал период ломки существовавших пространственных и временных границ европейской истории. Фабричный способ производства стал определяющим фактором всего народного хозяйства. Повысилась деловая активность людей. Увеличивались темпы роста производства. Это оказывало влияние на все другие сферы общественной жизни и мировую политику.

Были заложены основы первых колоний: сначала испанцами – в Южной и Центральной Америке, позже – в XVII веке португальцами в Африке. Затем в колониальные войны включились Голландия, Англия, Франция. В Америке были открыты золотые и серебряные прииски, куда насильно сгонялось порабощённое туземное население и рабы, вывезенные из Африки.

Существенный шаг к современной цивилизации был сделан в XVIII веке. В Англии осуществлён промышленный переворот, ручной труд заменён машинным. Появились первые механизмы-машины: прялка Дженни, паровоз Стефенсона и др. Вслед за изменениями в области экономики появлялись социальные и политические изменения. Повсюду стали утверждаться капиталистические общественные отношения.

2 группа “Накопление капитала” (слайды 21-22).

Спикер 2.

С 70-х гг. XV до конца XVIII века протекал процесс первоначального накопления капитала. Нельзя начать промышленное производство, не имея крупной суммы денег. Деньги, пущенные в оборот, приносили прибыль.

Купцы использовали разницу в ценах на различных рынках, ростовщики давали ссуды под проценты. При любом раскладе деньги приносили доход. Но это происходило только в сфере обращения. Постепенно пришло понимание того, что владельцам денег выгоднее вкладывать свои средства в собственное производство, чем получать проценты по кредитам или торговую прибыль.

Чтобы вкладывать капитал в сферу производства, нужны определённые общественные отношения, а главное – нужен такой товар, который, будучи купленным на рынке и вложенным в производство, приносил бы устойчивую и постоянную прибыль. Таким товаром явилась рабочая сила. Человек своим трудом мог создавать товары, стоимость которых превышала стоимость рабочей силы. Превращение рабочей силы в товар было обусловлено двумя причинами:

- во-первых, освобождением людей труда от крепостной зависимости;

- во-вторых, отчуждением людей от средств производства.

Отношения между работником и работодателем приобрели экономический характер и стали оказывать большое влияние на все стороны общественной жизни.

3 группа “Ценности эпохи Возрождения” (слайды 23-28).

Спикер 3.

В истории Европы настал период, когда коренным образом изменились представления людей об обществе и человеке, изменился и духовный мир людей. Настала эпоха Возрождения.

Эпоха интеллектуального и художественного расцвета, которая началась в Италии в XIV веке, достигла пика в XVI веке и оказала значительное влияние на европейскую культуру.

В этот период получили новую жизнь ценности античности. Средневековое представление о человеке, как носителе всевозможных пороков, сменилось на утверждение человека, как свободной личности с естественным правом на счастье.

В живописи утверждали идеал красоты и гармонии действительности: Рафаэль, Да Винчи, Микеланджело, Веласкес, Дюрер, Боттичелли, Рембрандт и др.

Бессмертны творения Шекспира, Рабле, Сервантеса, Мора в литературе.

Сделаны выдающиеся научные открытия в области анатомии, географии (Великие географические открытия) и астрономии (гелиоцентрическая система мира Коперника).

Леонардо да Винчи – признанный мастер эпохи Возрождения, эталон творца. Его многочисленные открытия расширили границы знания о человеке и природе и обогатили искусство. Достижения Леонардо в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, математике, механике пережили века.

Эпоха Возрождения превратила человека в главного, могучего врага природы, захватчика и грабителя других народов, цивилизаций.

4 группа “Западноевропейский парламентаризм” (слайды 29-30).

Спикер 4.

К концу средневековья произошли изменения в социально-политической организации европейского общества. Власть разделилась на церковную и светскую. Подданные, населявшие страну, превратились в граждан и посредством выборов стали делегировать своих представителей в парламент. Возросла роль права в осуществлении государственной власти. Были упорядочены правила регулирования государством социальных и экономических отношений. Возник парламентаризм, основанный на ответственности правительства перед парламентом, депутаты которого имели право выносить ему вотум недоверия. Парламент возник в Англии в XIII в.; позднее сложились его структура и функции: английский парламент состоит из 2-х палат: палаты лордов, представителей наследственной знати, и палаты общин, где заседали представители рыцарей и населения. Эта структура практически не изменилась на протяжении веков.

Запад принёс миру не только кровопролитие, войны, насилие, но и прогресс. С прогрессом Запада по всему миру распространились идеи гражданского, правового общества, парламентаризма, демократии, свободы личности. Это обусловило быстрое движение вперёд всего человечества.

4. Рефлексия (слайд 31)

Получился кластер новой темы (на плакате). <Рисунок 2>

Рисунок 2

Посмотрим на кластер, все ли вопросы, которые мы изучили, представлены в кластере? Какую помощь вам оказала информация на компьютерах? Можем ли сказать, что эту тему мы изучили?

Теперь ответим на проблему урока: “Какое самое главное изменение произошло в эпоху Нового времени?”

Ответ: появился человек Новой эпохи. Вывешивается фигурка человека. <Рисунок 3>

Рисунок 3

5. Тестирование по пройденной теме (слайд 32).

Каждая группа на компьютере отвечает на вопросы теста. Компьютер сам выставляет оценку за изученный материал (приложения 3-4).

6. Подведение итогов.

Выставление оценок (результаты работы спикеров, результаты работы по карточкам, результаты тестирования).

7. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: “Человек в индустриальном обществе”.

Литература

  1. Человек и общество: Учеб. для 11 кл. естест.-мат. напр. общеобразоват. шк./ А. Нысанбаев, К. Жукешев, М. Изотов и др. – Алматы: Изд-во “Мектеп”, 2007.
  2. Кунхожаев Н. Р. Человек и общество: Учебник для 11 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. – 3-е изд. – Алматы: ЗАО “Издательство “Мектеп”, 2002.
  3. http://media.slashdot.ru/showphoto.php?photo=95
  4. http://planeta.rambler.ru/users/coudle/49781349.html
  5. http://subscribe.ru/blog/media.culture.gztscience/post/20090702073216\