Воспитательное занятие с элементами дополнительной работы по русскому языку

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Познакомить с понятием общение и настроение. Формировать умение ставить вопросы к именам существительным.

Задачи:

  1. научить понимать чувства других людей, анализировать свое настроение; определить причины, вызывающие его изменения. Показать, что полноценное общение – одна из первейших потребностей человеческой души.
  2. развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
  3. воспитывать культуру взаимоотношений.

Оформление: Лепестки цветов; рисунки с оттенками настроения; ромашки для игры “Что угодно для души”. Карточки со словами, карточки с вопросами, которые крепятся к доске.

Ход занятия

I часть.

Сообщение темы урока.

Игра “Цветик – многоцветик”

- В коробочке лежат лепестки цветов, каждый выбирает лепесток в соответствии со своим настроением (из лепестков на доске составляется цветок настроения).

- Кто объяснит, почему у него такое настроение?

- Как вы понимаете, что такое настроение? (Внутреннее душевное состояние)

- От чего зависит наше настроение? (От общения)

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Общение и настроение)

II часть.

Изучение новых понятий.

- Как вы понимаете, что такое общение? (Деловая, дружеская связь, взаимное обогащение информацией, мыслями, чувствами)

- Что нам помогает общаться, понимать друг друга? (Средства общения)

  • Речь.
  • Зрение (вызываю двоих детей, предлагаю рассказать что-нибудь интересное, при разговоре надо стоять повернувшись друг к другу спиной. Разговор не получился – глаза не помогают).
  • Мимика.
  • Интонация.
  • Поза (предложить сесть одному на стул, другому на пол, неудобно).

- Когда происходит общение между людьми? (Когда есть общие интересы, дело, радость, печаль).

- От чего зависит процесс общения? (От настроения).

- Так как же связаны два понятия общение и настроение? (Общение зависит от настроения, а настроение от общения).

- И наша задача – учиться помогать другим людям и себе создавать хорошее настроение.

- Когда приятнее всего общаться? (Когда хорошее настроение).

- Как определить хорошее настроение человека? (Глаза, губы, брови…)

На доске (рисунок №1) схематическое изображение мимики лица. Дети определяют эмоциональное состояние человека.

- Что может послужить причиной того или иного настроения?

- Как помочь, если у человека плохое настроение?

III часть. Закрепление пройденного материала по теме “Имя существительное”.

- Что испытывает человек:

- когда у него хорошее настроение? (Радость, веселье, счастье, восторг).

- А на какой вопрос отвечают эти слова? (На вопрос что?)

- Какая часть речи отвечает на вопрос что? (Имя существительное).

- А еще на какой вопрос отвечает имя существительное? (На вопрос кто?)

Задание 1. Работа в группах.

- Я раздаю карточки со словами, вам нужно выбрать из них только имена существительные.

Карточка №1.

Хороший, доброта, бегать, злой, ученик, летать, красивый, веселье, петь, улыбка, ласковый, счастливый.

Карточка №2.

Заботливый, ученица, веселый, играть, ловить, перемена, тоска, вежливость, слушать, красота, дружный.

Карточка №3.

Смех, заниматься, забота, любить, желать, человек, поведение, умный, послушный, радость, радостный.

Дети подчеркивают нужные слова и отвечают с места.

Задание 2.

- Теперь все названные слова нам надо разбить на две группы (на доску прикрепляются карточки с вопросами кто? что?). К первой группе мы будем относить слова, которые отвечают на вопрос кто? Ко второй группе – на вопрос что? (Представитель каждой команды выходит к доске и с помощью магнитов прикрепляют карточки со словами).

- Давайте вспомним, как называются слова, которые отвечают на вопрос что? (Неодушевленные имена существительные).

- А на вопрос кто? (Одушевленные имена существительные).

Задание3.

- Выберите по два понравившихся вам существительных и составьте с ними предложения, только с тем условием, что одно слово должно быть одушевленным, второе – неодушевленным (предложения составляются на заранее выданных листах, потом зачитываются у доски).

Игра “Топай – хлопай”

Дети встают в круг.

- Я вам буду называть имена существительные. Если я назову слово, которое отвечает на вопрос кто? – вы будете топать, а если на вопрос что? – будете хлопать в ладоши.

IV часть. Индивидуальная работа.

Игра “Что угодно для души”

В этой маленькой корзинке
Много качеств разных есть,
Всех их нам не перечесть,
Выбирая, не спеши:
Бери, что надо для души.

Каждый ученик вынимает цветок (ромашка), на лепестках записывает то, что нужно для хорошего настроения.

V часть. Итог.

Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Поделитесь улыбкой друг с другом!

- Основа общения – уважение. Каждый человек интересен и часто другим непонятен. Каждый день мы меняемся, и не только в хорошую сторону, но и наоборот. Поэтому будьте внимательны к себе и к своим поступкам. Важно уметь уступать и понимать друг друга.

Термины.

Литература

  1. Строганова Л.В. Классные часы, беседы. – М. 2006.
  2. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. – М. 2007.
  3. Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе. – М. 2004.