Урок русского языка в 8-м классе по теме "Назывные предложения" (программа С.Г. Бархударова)

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить учащихся с понятием назывных предложений в речи.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • повторить изученное ранее об односоставных предложениях;
  • познакомить учащихся с теоретическими сведениями по теме “Назывные предложения” (значение, возможность распространения подлежащего);
  • научить интонационно правильному чтению назывных предложений.
  1. Развивающие:
  • развивать навык самоконтроля;
  • развивать внимание;
  • развивать устную и письменную речь.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать любовь к малой родине;
  • формировать эстетический вкус посредством картин В.М. Васнецова и музыкального произведения Вивальди.

Тип урока: комбинированный.

Методические приёмы: лингвистический словарный диктант, самоконтроль и самооценка, взаимопроверка, работа с опорным материалом, составление собственного текста, лингвистический анализ поэтического текста (элементы).

Формы контроля: коллективная, фронтальная.

Оборудование и дидактические материалы: компьютер, оценочные листы, карточки.

Ход урока

I. Оргмомент.

У: Мы встретились сегодня, чтобы научиться тому, чего пока не умеем. Возможно, вы удивлены, ребята: “Как это? Учитель идёт на урок и чего-то не умеет?” Представьте, это так, ведь я учусь вместе с вами: вы узнаёте новое об окружающем мире, а я учусь у вас радоваться своим открытиям и достижениям. Поэтому давайте пожелаем друг другу, чтобы эти 45 минут стали не просто очередным уроком русского языка, а удивили нас новыми открытиями, новыми знаниями о жизни, и пожмём друг другу руки.

(дружеское рукопожатие соседей по парте)

А для того, чтобы случайно не забыть, когда эти открытия произошли, запишите в тетради дату сегодняшнего урока.

(учащиеся записывают число и вид работы (классная)

У: Оставьте, пожалуйста, одну строчку для записи темы урока.

А сейчас хочу увидеть глаза каждого из вас, чтобы убедиться, что все готовы к работе.

(учащиеся показывают свою готовность к работе)

II. Повторение ранее изученного материала.

У: Скажите, пожалуйста, можно ли узнать что-то новое о жизни, не опираясь на уже известное?

О: Нет.

У: Конечно. Поэтому предлагаю повторить всё, что вы знаете об односоставных предложениях, ведь сегодня мы продолжаем изучать эту тему.

Лингвистический диктант: запишите, разделяя запятой, понятия, определения которых услышите.

(Учащиеся записывают в тетради, не комментируя)

  • Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
  • Предложение, грамматическая основа которого состоит из подлежащего и сказуемого.
  • Предложение, грамматическая основа которого представлена одним главным членом.
  • Односоставное предложение, выражающее состояние природы и окружающей среды.
  • Односоставное предложение, в котором деятель выступает как неопределённое лицо.

У: Перед вами оценочные листы. Подпишите их, пожалуйста.

Вы видите, что к концу урока должны подняться по лестнице.

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и оцените работу друг друга по пятибалльной шкале (поставьте оценку в оценочный лист напротив записи “теория (повторение)”.

(правильные ответы были написаны на обратной стороне доски:

Сказуемое, двусоставное, односоставное, безличное, неопределённо-личное)

У: Все ли согласны с полученной оценкой?

А у кого оцека “5”?

Отлично!

III. Объяснение нового материала.

У: А сегодня вы познакомитесь с последним видом односоставных предложений

Но сначала выполните задание, которое было частично задано на дом: запишите названия улиц, магазинов и др., встречающиеся вам в селе, ставя после каждого названия точку

(учащиеся пишут в тетрадях)

У: Прочитайте получившееся.

О: Улица Пищика. Магазин “Елизавета”. Улица Северная.

(отвечают все желающие, с места)

У: что значат для вас эти названия?

О: Это мои родные названия, знакомые с детства.

Все эти названия живут живут в моём родном селе.

(отвечают все желающие, с места)

У: Продолжите запись в тетрадях: напишите одно предложение из только что услышанных, выразив своё отношение к родному селу. (учащиеся пишут в тетрадях)

У: откройте учебники на страницу 106 и запишите тему урока.

Что же получается? Оказывается, что те названия, которые вы записали в виде коротких предложений,- назывные предложения

Изучите самостоятельно опорный материал в учебнике и ответьте устно на вопрос: каково значение назывных предложений?

(учащиеся читают и отвечают устно)

О: Назывные предложения утверждают наличие предмета или явления.

IV .Закрепление изученного материала.

У: Обратимся к упражнению 242. Вместе разберём предложения под цифрой 1.

(один учащийся читает вслух, с места)

У: Что вы можете сказать о первом предложении?

О: Это предложение очень короткое, в нём нет сказуемого

У: Да, отсутствие сказуемого – отличительная особенность назывного предложения

Согласитесь ли вы со мной, что предложение “Небо да море” законченное по смыслу? Представили ли вы окружающую обстановку?

О: Да.

У: Предложения под цифрой 2 запишите в тетради, подчеркните грамматические основы, подпишите назывные.

(учащиеся работают письменно, самостоятельно)

У: Обратите внимание на экран: проверьте правильность выполнения задания и оцените сами себя. Оценки поставьте в оценочные листы напротив строчки “нахождение назывных предложений”.

(учащиеся заполняют свои оценочные листы)

У: Итак, подытожим: каковы основные признаки назывных предложений?

О: Назывные предложения краткие, вводят в обстановку действия, грамматическая основа представлена только подлежащим.

(проводится физминутка)

У: А сейчас обратите внимание на экран: вспомните названия картин и назовите их автора

(показываются картины В.М.Васнецова: “Алёнушка” и “Богатыри”; учащиеся устно устно отвечают на поставленный вопрос).

У: Не видя картины картины, вы могли бы предположить, что на ней изображено?

О: Да.

У:Значит, “Алёнушка” и “Богатыри”- это назывные предложения.

Следующее задание творческого характера на выбор: составьте и запишите небольшой текст (3-5 предложений) или по картине “Алёнушка”, или по ассоциациям, возникающим при слушании музыкального произведения. Обязательное условие: в тексте должны присутствовать назывные предложения.

Учтите, что назывные предложения могут быть по интонации вопросительными, восклицательными, повествовательными.

(учащиеся письменно выполняют творческое задание на выбор)
(зачитывают полученные тексты).

V . Проверка усвоения новых знаний.

У: Чтобы убедиться, что вы усвоили новую тему, выполните задание по тексту.

(учащиеся работают в тетрадях письменно, по карточкам:)

  1. Запишите отрывок из стихотворения.
  2. Подпишите назывные предложения.
  3. Определите и запишите тип речи этого текста и стиль речи.
  4. Попытайтесь устно переделать назывные предложения в двусоставные.
  5. Сделайте письменный вывод об особенностях назывных предложений.

Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.

(учащиеся проверяют друг у друга, ставят друг другу оценки в оценочные листы; сдают тетради и оценочные листы с выставленной общей оценкой)

У: Устно обсудим результаты вашей работы над стихотворением.

(у учащихся перед глазами только карточки, работы уже сданы).

VI. Рефлексия. Домашнее задание.

У:Проанализируйте свою работу: насколько вами усвоен материал (по вашему мнению). Выберите карточку зелёного цвета, если вам всё понятно, и карточку красного цвета, если что-то осталось неясным. Положите эти карточки на стол учителя при выходе из класса.

Д/з: & 24, карточка, задания для неутомимых и для затрудняющихся (на выбор).

Приложение

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Общая оценка
Задание по тексту
Нахождение назывных предложений
Теория (повторение)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ НЕУТОМИМЫХ

Задание из ЕГЭ. 11 класс.

В 4. Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

(4) Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

(5) В это лето я узнал заново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. (6) Раньше они вызывали только один облачный скудный образ. (7) А теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

В4. Среди предложений 1-10 найдите простые односоставные определённо-личные. Напишите номера этих предложений.

(1). Начнём с ожидания. (2) Слово “мама” - особенное слово. (3) Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. (4) попрбуем выстроить в порядке, так сказать, значимости наших родственников, друзей, знакомых. (5) Трудно. (6) по традиции, надо бы начать с родственников. (7) Но степень близости, духовного родства может быть большей, например, с другом. (8) Допустим, поломав голову, вы всё же справитесь с задачей и составите список. (9) Тогда другой вопрос: можно ли его считать окончательным, раз и навсегда “действительным”? (10) Наверное, нет.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАТРУДНЯЮЩИХСЯ

переделайте односоставные предложения в двусоставные

(добавьте подлежащее-местоимение или существительное).

Люблю тебя, моя Россия!
По радио сообщили о новом эксперименте.
В городе открыли новое кафе.
От добра добра не ищут.
Люблю осеннее ненастье.

КАРТОЧКА (Д/З)

  1. Запишите отрывок из стихотворения А. Суркова.
  2. Подпишите назывные предложения.
  3. Определите и запишите тип речи этого текста и стиль речи.
  4. Попытайтесь устно переделать назывные предложения в двусоставные.
  5. Сделайте письменный вывод об особенностях назывных предложений.
  6. Какие чувства возникают при чтении строк?

Окоп. Блиндаж.
Прокуренный дотла.
Вот наша жизнь.
Она горька на вкус.
Черпак борща
Из родного котла.
Да кипяток. Да
Хлеба чёрствый кус.