Модель организации олимпиадного движения среди учебных заведений СПО

Разделы: Внеклассная работа


Традиционно  предметные олимпиады проводятся для учащихся школ и студентов ВУЗов. Студенты средних специальных учебных заведений могут принимать участие лишь в олимпиадах по специальности, которые проводятся на краевом уровне. Инициатором проведения городских предметных олимпиад в г. Краснодаре выступило наше учебное заведение – Краснодарский техникум управления, информатизации и сервиса, и с 2005 года на базе нашего техникума  проводятся открытые городские предметные олимпиады для студентов 1 курса и олимпиады по специальным дисциплинам для второкурсников. Я возглавляю Школу олимпиадного движения четвертый год. За это время накоплен некоторый опыт в проведении олимпиад, которым хотелось бы поделиться.

Олимпиада – это образовательный процесс, участниками которого являются как студенты, так   и  преподаватели, и администрация учебных заведений. Соревновательность – это лишь одна составляющая этого процесса. Олимпиады решают более широкий круг задач, выполняя обучающую, коммуникативную, адаптивную функцию. Олимпиада является средством личностного развития не только студентов. Олимпиадное движение  создает условия для личностного и профессионального роста педагогов, которые участвуют в ее подготовке и проведении. Работа по подбору олимпиадных заданий является сложной, но интересной и творческой. В процессе поиска оригинальных конкурсных заданий  преподаватель занимается самообразованием, раскрывает свой творческий потенциал  и обеспечивает свой профессиональный рост.

Результаты участия в олимпиаде являются критерием оценки качества образования, и олимпиада в этом случае выполняет оценочную функцию. Результативность выступления студентов на олимпиаде является основанием для аттестации преподавателя на квалификационную категорию. Оценивается не только работа каждого преподавателя в отдельности, но и всего учебного заведения в целом. Желание администрации и преподавателей учебных заведений узнать рейтинг своих студентов среди лучших студентов города требует организации честной и беспристрастной процедуры отбора победителей. Эта система была создана в нашем техникуме, и каждый год она совершенствуется.

В первых олимпиадах участвовало небольшое количество ссузов (7-10), которые поддерживали идею проведения олимпиад. Олимпиады проводились по текстам, разработанным преподавателями нашего техникума, и это вызывало упреки в необъективности, некоторой предвзятости и недоверие к результатам олимпиады. Главной проблемой стало создание такой процедуры разработки содержания, которая бы устроила всех участников и не вызывала бы  сомнений и недовольства со стороны преподавателей. Идея – каждое учебное заведение разрабатывает содержание одной из олимпиад, но само в ней не участвует, не подходила к нашим условиям. В городе много частных образовательных учреждений с небольшим штатом сотрудников, в которых, зачастую, предметная комиссия состоит из одного, двух человек. Возлагать на них ответственность за содержание городской олимпиады  было бы неправильным, так как невозможно учесть все особенности реализуемых в городе программ, нельзя избежать субъективизма при оценке уровня сложности заданий, существует возможность появления некорректных или спорных вопросов. Нужна была коллегиальность при обсуждении содержания олимпиады. Чтобы решить эту проблему, было предложено в разработке заданий участвовать преподавателям всех учебных заведений, входящих в состав оргкомитета, а в 2008-2009 учебном году и всем желающим. Предварительно, в октябре – ноябре месяце,  проводятся заседания предметных цикловых комиссий города, на которых определяется тематика олимпиадных заданий, требования к форме заданий, количеству вопросов, разрабатываются критерии оценки работ. На эти заседания приглашаются все преподаватели, ведущие данные дисциплины, их предложения обрабатываются, размещаются на сайте и любой желающий может ознакомиться с этой информацией. Преподаватели подбирают олимпиадные задания, согласно разработанным требованиям.  Подобранные материалы рассматриваются на заседаниях цикловых комиссий своих учебных заведений, утверждаются ими и  представляются на заседания городских  методических комиссий, которые проводятся непосредственно перед самой олимпиадой (за 3 часа до начала). В этих заседаниях могут участвовать все преподаватели города, готовящие участников к олимпиаде. Из представленных материалов методом жеребьевки формируется окончательный вариант, который подписывается всеми членами методической комиссии и выдается для работы студентам.

Такой подход к составлению содержания олимпиады, а также объективность при проверке работ и принцип равенства всех участников олимпиады привлек в олимпиадное движение новых участников. Динамика  развития массовости олимпиадного движения за последние 3 года такова:

2007 г. – 15 учебных заведений, 2008 г. – 18, 2009 г. – 21.

Всем преподавателям, участвовавшим в работе городских методических комиссий и жюри, была предложена следующая анкета. В опросе участвовало  67 преподавателей  ссузов г. Краснодара.

Вопрос

Варианты ответа

Количество (чел)

Процент

1. Устраивает ли Вас предложенная тематика заданий?

А) да

62

93%

Б) нет (что нужно изменить)

5 (не устраивает уровень сложности)

7%

2.  Ваши замечания и предложения по процедуре формирования содержания

 Замечаний нет

67

100%

3. Соблюдается ли принцип равных условий для всех участников олимпиады?

А) да

65

97%

Б) нет (ваши замечания)

2 (разное количество часов на изучение дисциплины)

3%

4. Объективно ли проводится проверка работ, справедливо ли определяются победители?

А) объективно и справедливо

67

100%

Б) есть замечания

0

0%

Итак, можно выделить основные этапы олимпиадного движения.

1. Создание оргкомитета олимпиады

В оргкомитет на добровольных началах входят 7-9 учебных заведений города. Оргкомитет планирует работу, разрабатывает и утверждает положение об олимпиадном движении, определяет процедуру проведения всех этапов олимпиады.

 2. Проведение первого (отборочного) этапа внутри каждого учебного заведения

Первый этап проводится внутри каждой группы и может проходить как в очной, так и в заочной форме. Выбор формы проведения олимпиады предоставляется преподавателю (конкурсы, викторины, творческие задания и др.). На этом этапе могут представляться групповые работы.

3. Работа с одаренными детьми

По итогам первого этапа выявляются наиболее одаренные студенты, которые приглашаются в олимпиадные кружки или на факультативные занятия по предмету.

Начальные этапы олимпиады не должны быть некими обособленными  мероприятиями, которые нацелены на выявление победителей,   и  не  имеют  дальнейшего  развития. С выявленными одаренными детьми нужно вести работу по подготовке к 3 этапу олимпиады, создавая для них особую образовательную среду, в которой они максимально смогут раскрыть свой творческий потенциал. Нужно также учить студентов работать в группе, потому что этот вид работы требует определенных навыков и тренировок.

Постоянная  работа  таких  кружков  позволит  ее  участникам  добиваться  наиболее  значимых  результатов на  более  высоких  этапах  олимпиадного  движения.

 4. Проведение заседаний городских методических комиссий по определению тематики олимпиадных заданий

Заседания проводятся по всем направлениям олимпиады, приглашаются все желающие принять участие в их работе. Итогом работы комиссий является перечень тем, по которым следует готовить студентов к олимпиаде,  требования к материалам, представляемым разработчиками на третий этап и критерии оценки работ.

5. Проведение второго этапа внутри учебного заведения

На второй этап приглашаются победители первого этапа олимпиады, он проводится только в очной форме. Студенты, занявшие 1, 2 и 3 место, являются победителями и составляют команду, которая будет представлять учебное заведение на третьем (городском) этапе олимпиады.

6. Заседание городских методических комиссий по формированию содержания 3 этапа (см. Приложение)

7. Проведение третьего этапа олимпиады

Каждое учебное заведение выставляет команду в составе 3 человек. Команда обсуждает решение и представляет жюри письменный вариант ответа. На выполнение работы дается 2 учебных часа.

Жюри оценивает работы, подводит итоги, объявляет результаты.

8. Подведение итогов, анализ результатов

По окончании третьего этапа проводится итоговая конференция, на которой награждаются победители по всем направлениям олимпиад, преподаватели, подготовившие команды-призеры, а  участники, не занявшие призовые места,  отмечаются дипломом участника.

Всем ссузам-участникам выдается сводная таблица результатов олимпиады по всем направлениям с суммарным баллом и рейтингом учебного заведения.