Открытый урок по окружающему миру на тему "Рыбы" во 2-м классе по программе "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- познакомить учащихся с представителями класса рыб;
- познакомить с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде;
- дать представление о растительноядных, хищных и всеядных животных.

Оборудование к уроку: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, цветные карандаши, аквариум с рыбками.

Ход урока

I. Вступительное слово

Чего на земле больше: воды или суши? (Ответ учащихся – воды.)

Ребята, а вы знаете, кто живёт в воде? (Рыбы, раки, лягушки, водоросли.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о рыбах. Окраска у рыб бывает разнообразная. Все рыбы живут в воде и хорошо плавают. Плавучесть – главная особенность рыб. Движение плавников позволяет рыбам быстро плавать. Рекордсменом среди рыб по плаванию считается рыба Парусник, которая обитает в Тихом океане. Эта рыба может передвигаться со скоростью более 100 км в час.

Среди рыб есть морские и пресноводные. Пресноводные рыбы живут в пресной воде.

Пресный водоём (озеро, река): 1 – карась; 2 – судак; 3 – плотва; 4 – окунь; 5 – сазан; 6 – пескарь; 7 – сом.

Морские - в морской воде.

Солёный водоём (океан, море): 1 – тунец; 2 – парусник; 3 – сельдь; 4 – скумбрия; 5 – минтай; 6 – навага; 7 – треска.

II. Работа по теме

Ребята, рассмотрите в учебнике на стр.12 рисунки животных.

 

(Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)

- Что у них общего? (Все они живут в воде.)

- Какие из них являются рыбами? (Морской конёк, летучая рыба.)

- По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Ответы учащихся.)

Уточнить ответы учащихся помогут два абзаца из текста в учебнике. Один учащийся читает вслух. («У всех рыб тело покрыто чешуёй и слизью».) Здесь учащиеся сравнивают строение тела рыб и других животных.

У рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. А самое главное отличие у рыб - нет шеи.

- Почему рыбы могут жить только в воде, а на суше погибают? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

А чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы выполним задание из тетради на печатной основе. (Дети выполняют задание № 9.)

1-й этап: находят животных, тело которых покрыто чешуёй (жерех, скат, белуга, бычок.)

2-й этап: записывают названия рыб в кроссворд. И в выделенном столбике могут прочитать, что помогает рыбам дышать в воде. (Жабры.)

Дышат рыбы кислородом, растворённым в воде. Помогают им в этом жабры. А если жабры не омываются водой, рыба дышать не может. (Вот почему рыба погибает на берегу, хотя в воде тоже есть кислород.)

Примечание. Учитель приводит данные, сколько может прожить рыба без воды.

Карпы – 12-15 часов, лещ – 3-5 часов, щука – 7-12 часов, сом и линь – 24-30 часов, караси – 30-40 часов. Самые нежные - судак и корюшка. Они живут без воды около двух часов. Самая живучая - минога, она может прожить во влажном воздухе - 300 часов. Далее предлагается учащимся разукрасить рыб. Здесь же выполняют № 11 и №12 в тетради.

- Что едят рыбы? (Дети высказывают свои предположения.) А для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть рисунок на стр. 14.

Вместе с детьми делаем вывод:

1. Рыбы питаются водорослями - растительноядные.
2. Рыбы питаются другими животными - хищники.
3. Рыбы питаются растениями и животными - всеядные.

Чтение рассказа из хрестоматии на стр. 75 «Что едят рыбы».

III. Практическая работа учащихся

Учащиеся рассматривают рыб в аквариуме. При этом необходимо обратить их внимание на дыхание и движение рыб. Дети должны сделать вывод, что рыбы передвигаются с помощью хвоста и плавников. Можно увидеть, что рыбки всё время двигают ртом; у них равномерно поднимаются и опускаются жаберные крышки по бокам головы. Здесь учитель предлагает рассмотреть, как располагается чешуя. (Чешуя располагается рядами, как черепица на крыше.) Ещё чешуя для человека примечательна тем, что по ней можно узнать возраст рыбы. Об этом читаем рассказ в хрестоматии «Записи на чешуе».

IV. Этот удивительный мир

Как вы думаете, умеют ли рыбы разговаривать?

В народе говорят «нем как рыба». Это не совсем верно: рыбы издают различные звуки - пищат, хрипят, цокают, верещат. Учёные узнали об этом с помощью специальных устройств, которые позволяют слышать в воде. Самой « болтливой» рыбой считается морской петух. Он издаёт резкие звуки, похожие на ворчание или храп.

V. Итог урока

Учащиеся отвечают на вопросы:

1) Всех ли рыб можно содержать в одном аквариуме?
2) Что позволяет рыбе плавать в разные стороны?
3) Почему рыбу трудно держать в руках?

VI. Домашнее задание

Учебник: страницы 12-14, хрестоматия: страница 75.