Разработка урока "Дальний Восток — край контрастов" с применением технологии проектного обучения

Разделы: География


Дидактическая цель: Создать условия для осмысления и закрепления учащимися системы знаний о природе нашей страны, по теме «Дальний Восток – край контрастов» средствами технологии проектного обучения.

Образовательная цель: Добиться осознания, усвоения, закрепления знаний об особенностях Дальнего Востока, показать роль географического положения и размеров территории, климата на основные особенности природы данного региона.

Воспитательная цель: Способствовать пониманию идеи целостности природы России; способствовать формированию географической культуры личности.

Развивающая цель: Создать условия для развития системы умений выполнения проектов реферативно-описательного, информационно-исследовательского характера через умение работать с текстом учебника, картами атласа, данными Интернета, литературой публицистического характера, умения анализировать и обобщать полученные знания.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Технология проектного обучения.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Средства обучения: учебник географии 8 класс, атлас по географии 8класс, настенная карта «Физическая карта России», карта «Дальнего Востока», персональный компьютер и проектор. наглядный материал по данному региону (открытки, иллюстрации).

Цели для учащихся:

  1. Знать: научиться объяснять особенности природы Дальнего Востока, связь климата с особенностями географического положения региона, размерами территории.
  2. Уметь анализировать текст учебника, работать по картам атласа; работать с дополнительной литературой, материалами из Интернета.
  3. Уметь работать над проектом, соблюдать необходимые требования к проекту:
    • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы).
    • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
    • Проект требует исследовательской работы учащихся.
    • Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
    • Результатом работы над проектом является продукт, который разрешает поставленную проблему.
    • Презентация продукта

Структура представленных проектов должна содержать: проблему, постановку и выдвижение гипотез, цели и задачи, планирование деятельности, сбор информации, осмысливание информации, изготовление и оформление продукта (отчёт, презентация, исследовательский реферат ), рефлексия.

План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Целеполагание и мотивация
    3. Организация деятельности. Актуализация знаний и умений.
    4. Осуществление деятельности. Погружение в проект. Закрепление умений работать над проектом.
    5. Презентация проектов
    6. Домашнее задание.
    7. Подведение итогов. Рефлексия.

Структура урока

1. Организационный момент
Я приветствую учащихся, проверяю насколько комфортно, они чувствуют себя, готовность рабочего места, создаю ситуацию успеха, анализируя успешную деятельность уч-ся на предыдущих уроках по данной теме. Рассаживаются по группам (3 группы). Проверяют готовность своего рабочего места.
2. Целеполагание и мотивация
Озвучиваю тему, цели урока: «Дальний Восток – край контрастов».
Осознание и осмысление системы знаний о природе нашей страны, по теме Дальний Восток- край контрастов средствами технологии проектного обучения. Показать влияние географического положения и размеров территории, климата на основные особенности природы данного региона через представленные проекты.
Почему возникла потребность изучить эту тему, используя метод проектов?
Называют цели урока. Мы можем научиться работать с различными источниками информации, закрепить навыки работы над проектом.
3. Организация деятельности. Актуализация знаний и умений
Организую работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений по теме урока:
  1. Какова специфика природы Дальнего Востока?
  2. Объясните причины своеобразия природы региона.
  3. Каковы достопримечательности Дальнего Востока?
  4. Покажите зависимость климата региона от географического положения.
  5. Объясните своеобразие растительного и животного мира.
  6. Объясните наличие разнообразных полезных ископаемых, их взаимосвязь с тектоническим строением территории.
Отвечают на вопросы. Каждая группа по 2 вопроса.
4. Осуществление деятельности. Закрепление умений работать над проектом
Предлагаю рассказать, как работали над проектами по данной теме на уроках и во внеурочное время, какие источники информации использовали. Каждая группа рассказывает по какому плану работали над проектами: выделение проблемы, постановка и выдвижение гипотез, цели и задачи, планирование деятельности, сбор информации, осмысливание информации, изготовление и оформление продукта (отчёт, презентация, исследовательский реферат ), рефлексия. Распределение ролей в проектной группе. Делятся, какие источники информации использовали. Названия проектов:
  • «Причины своеобразия климата ДальнегоВостока».
  • «Дальний Восток. Влияние географического положения и климата региона на формирование рекреационных ресурсов». Приложение 1
  • «Природные ресурсы Дальнего Востока. Взаимосвязь с географическим положением, тектоническим строением, климатом данной территории» .




Предлагаю каждой группе рассказать о методах исследования, которые они использовали при работе над проектом Каждая группа рассказывает о используемых методах исследования: сбор информации, анализ данных, сравнение и обобщение результатов.
5. Презентация проектов.

Приложение 2
Каждая из групп проводит презентацию своего проекта, используя компьютер и проектор. Группам представляется возможность задавать корректирующие вопросы(оппонирование со стороны всех присутствующих).
Тест
  1. Какие территории входят в природный район дальнего Востока?
    1) Полуостров Чукотка;
    2) Полуостров Камчатка;
    3) Остров Сахалин;
    4) Курильские острова;
    5) Приморье;
    6) Забайкалье;
  2. Укажите крупные формы рельефа дальнего Востока:
    1) Джугджур;
    2) Чукотское нагорье;
    3) Сихотз-Алинь;
    4) Саяны;
    5) Становое нагорье;
    6) Срединный хребет.
  3. Характерной чертой природы дальнего Востока является:
    1) Однообразие;
    2) Контрастность;
    3) Бедность растительного мира;
    4) Богатство животного мира.
  4. Особенностью тектонического строения территории является:
    1) Больная подвижность, землетрясения;
    2) Устойчивость, медленные колебания;
    3) Активный вулканизм,
    4) Преобладание древней складчатости.
  5. Гейзеры – фонтаны пара и воды встречаются:
    1) На острове Сахалин;
    2) На полуострове Камчатка;
    3) В Приморье;
    4) У подножия хребта Джугджур.
  6. Наиболее благоприятный климат имеет территория:
    1) Приморья;
    2) Сихотэ-Алиня;
    3) Камчатки;
    4) Курильских островов.
  7. Что называют уссурийской тайгой?
    1) Распространенные хвойные леса;
    2) Смешанные хвойно-широколиственные леса;
    3) Мелколиственные леса с участками тайги.
 
6. Домашнее задание.
Повторить параграфы 42, 43. Подумайте, чем отличаются природные ресурсы данного региона от ресурсов Восточной Сибири. Записывают домашнее задание.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Предлагаю оценить свою работу на уроке. Оценивание результатов работы над проектом членами каждой группы. Определяю уровень достижения цели, объясняю перспективы. Учащиеся сами подводят итог урока. Делятся впечатлениями. Говорят, что понравилось, а что не понравилось.
Отвечают на вопросы: Удалось ли справиться с поставленной задачей? Как нам удалось достичь успеха?