Лиро-эпическая историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Разделы: Литература


Цель: показать своеобразие произведения автора, истоки которого уходят к истокам народной поэзии. Рассмотреть образы главных героев.

Задачи:

  • Показать особенности поэмы как лиро-эпического жанра и её связь с фольклором;
  • Показать мастерство Лермонтова-художника слова, особенности использования тропов в поэме;
  • применять исторические знания для анализа художественных образов поэмы;
  • формировать творческие способности учащихся;
  • Обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного; взаимоотношение опричников и простого народа, воспитание;
  • Обсудить проблему долга и чести в поэме;
  • Учить учащихся работать в группах.

Эпиграф к уроку:

"Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность".
В.Белинский

Ход урока

Слово учителя:

Песня про царя Ивана Васильевича..." - историческая поэма, написанная М.Ю Лермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в "Песне..." "как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других..." В этом произведении нет идеализации прошлого. В "Песне..." торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое - тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это. История в "Песне..." проходит перед нами в богатстве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину. "Песня про:" - поэма об историческом прошлом Руси, поэма, показывающая нам картины быта XVI века, когда на Руси царствовал Иоанн IV, прозванный Грозным. Зачем же обращается поэт XIX века к столь далёким событиям, что хотел сказать читателям своей поэмой? Об этом пойдёт сегодня речь.

А начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. (на предыдущем уроке класс был разделен на группы. Каждая получила свое задание:

  1. Сделать историческую справку об эпохе Ивана Грозного;
  2. Подобрать литературоведческий материал по произведению;
  3. Защитники Кирибеевича;
  4. "Непримиримые" должны найти факты, осуждающие Кирибеевича;
  5. Привести примеры из мировой литературы.

Обсуждение выступлений разных групп.

  1. Итак, что же это за время - эпоха Ивана Грозного?
  2. Чем оно знаменательно?
  3. Какова же "правда" царствования Ивана Грозного?

Слово учителя. В народном творчестве образ Царя Ивана Грозного представлен положительным. Про него говорили: "Грозный был царь, но справедливый, не чуждый образования...". Иван IV является героем многих литературных произведений, пословиц, былин. Давайте посмотрим, как личность Ивана Грозного отражена в "Песне про купца Калашникова...", справедливым ли представлен Царь?

К какой исторической концепции ближе взгляды поэта - М.Ю. Лермонтова?

Обратимся к сюжету произведения.

- Какое впечатление на вас произвел царь Иван Грозный?

-Справедлив ли царь?

- Что нового вы узнали о царе?

- Каким предстает перед нами царь?(на пиру и во время кулачного боя)

- Разъясните смысл "справедливости" Ивана Грозного.

Расположите на шкале "человек - царь" при принятии решений место Ивана Грозного.

1 шкала

 ____________________________0_______________________________

            Человек                                                                  Царь

Вывод: Учащиеся должны обосновать решения Ивана Грозного с точки зрения государственного деятеля.

2 шкала

Создать символический образ Царя, используя краски. (Цветограмма) (какой цвет в образе преобладает?)

Подобрать музыкальные темы, соответствующие образу Ивана Грозного

Слово учителя Образ лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных другими писателями русской литературы Его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток. До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. В.О. Ключевский писал: "Иван IV был первым из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем, библейском смысле Помазанника Божия". Историк заметил на редкость точно: "живо почувствовал". Идея царской власти была для него реальностью, своим долгом он почитал быть её живым воплощением. Его первым шагом на этом пути стало коронование в 1547 году шапкой Мономаха. Он стал законным наследником византийских императоров.

Главную свою задачу Царь видел в укреплении Русского государства как Православной Империи, но тому было немало препятствий. Главная из них - в стране отсутствовала политическая консолидация, не было крепкого централизованного государства, без которого невозможно помышлять об имперских задачах.

С целью сломить враждебную его державному строительству силу родовой аристократии, Царь изъял из общегосударственного управления часть городов и волостей, приняв их под свою личную власть. Была сформирована особая военизированная политическая сила - опричнина, которая стала орудием сыска и прямого террора против боярства.

Знакомство с образом Кирибеевича.

Кто такой Кирибеевич?

Из какой он семьи? О чем это говорит?

Как народ(в лице гусляров) оценивает Кирибеевича?

Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?

С каким чувством описана смерть Кирибеевича?

Обсуждение и вывод. Ученики делают сами. (Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование)

Выступает группа, собиравшая материал по образу Калашникова. Эта группа комментирует вопросы:

Как Лермонтов описывает Калашникова?

Как ведёт себя Калашников в семье?

Почему он просит братьев "помолиться за его душу грешную" В чём его "грех"?

Почему "Песня:" заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

Выводы группы:

Калашников обладает лучшими внешними и внутренними качествами. Если молодость и стать, то есть красивая фигура, - чисто внешняя характеристика, то удаль и доброта - внутренняя, душевная. Купец Калашников ни за что не оставил бы без ответа позор своей семьи.

Узнавший о позоре жены купец, конечно, рассержен. Справедливая, честная, и смелая душа без колебания принимает вызов: опозоренное имя рода восстановить во что бы то ни стало, если даже придется сразиться с любимцем царя.

Купец Калашников симпатичен тем, что обладает всеми этими качествами. Только такой отец и муж смог выйти на кулачный бой, чтобы восстановить доброе имя своего рода, постоять за поруганную честь жены, по большому счету выйти против политики царя, считай, против самого Ивана Грозного.

Учитель:

Купец Калашников руководствуется во всех своих поступках общечеловеческими и христианскими нравственными принципами. Он глава семейства, и он должен думать и защищать свою семью, каждого члена, никого не обижая. Степан Парамонович помнит об этом всегда, даже перед смертью. Если бы он назвал причину убийства Кирибеевича, царь, может быть, его простил бы. Но он не хотел выносить на людей позор жены и не стал говорить о ней. Лучше умереть, но защитить честное имя любимой женщины. Калашников - пример самопожертвования во имя родных, пример для подражания.

Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич - это люди, представленные поэтом крупным планом. Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, бахвальство и страх - все это может пройти в герое целым циклом за минуту.

Приложение.