Звук [а], буквы "А, а"

Разделы: Начальная школа


Учебник  «Русская азбука»  В.Г. Горецкого и др.
(с. 24-26).

Цели:     

  • познакомить учащихся со звуком [а];
  • формировать умение выделять звук [а] из речи;
  • познакомить детей с буквами  А, а;
  • формировать навык чтения;
  • развивать фонематический слух, внимание, логическое и  ассоциативное мышление, речь детей;
  • прививать интерес к чтению.

Оборудование:  

  • демонстрационные карточки с письменными и  печатными буквами А, а;
  • схемы звуков, слов, предложений;
  • сюжетная картинка (Девочка держит арбуз);
  • картинка с изображением астры; слоги СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА;
  • карточки с труднопроизносимыми и новыми для детей словами (Уль-я-на, Аг-ра-фе-на, А-ри-на, ге-ор-ги-ны и др.);  
  • магнитная доска;
  • книги: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка»;
  • презентация «Занимательное азбуковедение» (Приложение 1).

Пояснения по использованию презентации: на слайдах презентации слова, которые читают дети, разделены  на слоги. Всё остальное читает учитель.
На слайде 10 не все слова разделены на слоги, а только трудные   и новые для детей. Слово на слайде 17 читают дети.
На этапе изучения нового материала рекомендуется   использовать слайды 3-6. Для закрепления изученного – 8-19, обобщение  -  20-22.
Предлагаемый презентационный материал к этапу закрепления   может быть использован на одном уроке (выборочно) или разделён на два урока.   Например, слайды 8-10, 13 и 19 могут быть использованы на первом уроке знакомства со звуком [a] и буквой «А».  А слайды 11, 14 - 18 – на следующем. Или же некоторые из этих слайдов могут использоваться на уроке знакомства со звуком [o], буквами «О, о» на этапе повторения изученного

Ход урока:

I. Организационный момент.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!

II. Сообщение темы и целей урока.

-  Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков.
Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и  занимательная страна – страна Букв.
Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

III. Повторение изученного.

- На какие группы делятся звуки?
- Что вы знаете о гласных звуках?  О согласных?

1. Логопедическая минутка. Работа со слоговыми таблицами.
На доске слоги: СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА.
Читающие ученики читают слоги, все дети их повторяют и   произносят чистоговорки, разученные на предыдущих уроках.
Например:  Ученик:   СА.
Все:         СА – СА – СА под кустом сидит лиса.
Ученик:   -  АС.
Все:          -  АС – АС  – АС – пили мы из кружки квас.

ЗА  – ЗА – ЗА – уходи домой коза.
ША – ША – ША – мама моет малыша.
АШ – АШ – АШ – мы построили шалаш.
ЖА – ЖА – ЖА – есть иголки у ежа.
ЧА – ЧА – ЧА – к Саше вызвали врача.
АЧ – АЧ – АЧ – шёл по полю чёрный грач.
РА – РА – РА – были мы в гостях вчера.

2. Работа со схемами.

Ученики рассматривают сюжетную картинку, на которой изображена девочка. В руках у неё арбуз.

Выставляется схема предложения: У Ани арбуз. (Возможен вариант:  У Оли арбуз.)

- Ребята, какое предложение «спряталось» в этой схеме?

Можно предложить детям использовать подсказки:
1.Обращается внимание на вертикальную чёрточку в схеме второго слова.
2.Третье слово можно узнать, правильно назвав последнее слово в стихотворении.

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его…(арбуз).

Правильность ответа сравнивается со схемой слова АРБУЗ,   которая дана в учебнике (с. 25).  

Полученные предложения соотносятся со схемой.
Схема предложения остаётся на доске. 

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, кто из вас был внимательным и сможет сказать, какую  чистоговорку мы произнесли последней?

- Давайте ещё раз её произнесём.
– РА – РА – РА – были мы в гостях вчера.

- Сегодня мы пойдём в гости?
- В какую страну? ( В страну Букв).
- Но жители страны Букв очень дружат с жителями страны Звуков.
- Давайте прислушаемся к звукам.

 1. Работа по развитию фонематического слуха, выделению звука [a].
 Использование презентации  «Занимательное азбуковедение» (Приложение1).

1. Звуковая гимнастика. (Слайд 3).

2. Работа по учебнику и у доски.

На доске появляется картинка, на которой изображена астра.
Составляется схема этого слова.
Дети находят такую же картинку и схему в учебнике.
Проводится работа по выделению звука [a].

3. Первичное закрепление.

Слайд 4.  Работа по развитию фонематического слуха, мышления.

Детям предлагается посмотреть на предметные картинки (лук, хлеб, ананас,  торт, вафли, лимон, сыр, банан и др.).

- Ребята, давайте назовём продукты и выберем те, которые будет
есть малыш. В названии этих продуктов должен быть звук [a],  стоящий в любом месте слова.

Словарная  работа (далее – «словарное слово»): АНТРЕКОТ,  АЙВА. Эти слова написаны на карточках (деление на слоги, ударение) и помещаются на магнитную доску.

Можно попросить детей подумать, в названиях каких школьных
принадлежностей присутствует ударный звук [a].
Определяется место звука в этих словах.

Игра «Наши имена».
Детям, в чьих именах  встречается звук [a] – ударный, в каком-то определённом слоге (первом, втором и т. д.) предлагается выполнить различные упражнения (поднять левую или правую руки, встать…).
Возможно, что мальчики будут анализировать имена девочек, девочки – имена мальчиков.
Остальные учащиеся класса сигнализируют о правильности выполнения задания: выполнено верно – хлопают, ошибка – топают.
(При использовании этого задания на уроке педагог должен учитывать особенности таких имён, как Оксана, Олег).

4. Знакомство с буквой А.

Слайды 5 и 6. (Развитие ассоциативного   мышления).

Учебник, с.25. Демонстрируются и письменные буквы А, а.

Обращается внимание на схему предложения: У Оли (Ани) арбуз. Если дети в предложении употребили имя Оля, предлагается    назвать девочку  именем, начинающимся  с ударного звука [a], в соответствии со схемой.
Если же дети уже назвали девочку Аней, то к схемам добавляются буквы: Аня – А, арбуз – а.

- У кого из учеников нашего класса имя начинается  с ударного звука [а]?
- Какую из букв (А или а) мы используем для обозначения этого звука?   Почему?

V.  Физтминутка.  Слайд 7.

А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко –
Ноги ставит широко.

Дети стоят, широко расставив ноги.
На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, на плечи,
два хлопка,  на плечи, на пояс, вниз – темп убыстряется.

Проводится гимнастика для глаз.

VI. Закрепление изученного.

1. Использование презентации «Занимательное азбуковедение» (Приложение1) .

Слайды 8, 9.
Творческая работа, чтение слов-отгадок читающими детьми.

Слайд 10.
Произнесение скороговорок.
Словарные слова: Ульяна, Аграфена,  Арина, георгины.

2. Работа по развитию речи.

Учебник, с.24 – 26.

Составление  рассказа  по картинке. Это задание могут выполнить нечитающие дети (с. 24 - 25).
Придумывание предложений к схеме.
Чтение текстов читающими детьми.
Работа над пословицами.

Презентация. Слайд 11.
Развитие произвольного внимания, памяти.
Дети вспоминают сказку, а далее продолжают работу по     учебнику.

Беседа по иллюстрациям  сказок (с. 26).
Составление предложения к схеме (с. 26).

На этом этапе урока происходит знакомство учащихся с  различными изданиями  книг: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка».

Предлагается читающим детям познакомиться дома с этими произведениями.

VII. Физминутка. Слайд 12.

Буква А, буква А –
Алфавиту голова.

Знает Саша, знает Света,
А похожа на ракету.

Дети широко ставят ноги, поднимают руки вверх, делают хлопки.

Проводится гимнастика для глаз.

3. Работа с презентацией (Приложение1).

Слайды 13 -15.
Блок заданий на восстановление деформированных слов.
Можно использовать выборочно.
Словарное слово - АНАГРАММЫ.

Слайд 16.
Работа по развитию мышления.
Разгадывание ребусов.
Можно сравнить слова: слава и Слава.

Слайды 17 и 18.
Задания на развитие мышления, произвольного внимания, памяти.

Отгадывание слова. (Слайд 17).

- Если по букве, ребята, возьмёте
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовёте…
Какой это месяц? Скажите скорей.

Разгадывание кроссворда. (Слайд 18).

Слайд 19.
Работа по развитию фонематического слуха и произвольной памяти.
Слайд выводится на этапе проверки, соотносятся звуки,  услышанные детьми, и буквы.
Текст дети воспринимают на слух (читает учитель).
Словарные слова – АКАЦИЯ, АЛЫЧА, АРБА, АППЕТИТНЫЙ.

VIII. Обобщение изученного.

Слайды 20 и 21.

Параллельно идёт работа с лентой букв в учебнике и у доски.

IX. Итог урока.

-  Что нового узнали на уроке?
-  Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?
-  Что вызывало затруднение? Почему?
-  Какие новые слова узнали? ( Обращается внимание на магнитную доску, где размещены словарные слова).
-  Что общего у этих слов?   (Звук [a], буква а).
-  На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная  ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются,  вы сможете научиться читать и писать.

Слайды 22 и 23.

- Спасибо за работу!
Литература:

  1. Волина В.В.  Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Заходер Б.В.  Мохнатая азбука. – Фрязино: Век 2, 1998.
  3. Шварц М.Л.  Азбука для заботливых родителей. – Фрязино: Век 2, 1998.