Урок по аналитической химии по теме "Катионы I–V аналитических групп"

Разделы: Химия


Цели учебного занятия:

  1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний, учащихся о классификации катионов, методах их обнаружения, положительных и отрицательных воздействиях на организм человека, пище наиболее богатой этими катионами.
  2. Способствовать формированию мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, систематизации, обобщения; навыков определения причинно-следственных связей.
  3. Содействовать развитию волевых и эмоциональных качеств личности, коммуникативных творческих и познавательных способностей; формированию научного мировоззрения, развития чувства ответственности за порученное дело.

Оборудование: тематические газеты, эпидеоскоп, мультимедийная установка, реактивы, химическая посуда, пищевые продукты.

Межпредметные связи: кулинария, товароведение, контроль качества продуктов питания, валеология, экология.

Ход учебного занятия

I. Организационный этап

Вступительное слово преподавателя

– Сообщение темы, целей учебного занятия.

– Мотивация.

Мы уравнения реакций научились писать
Катионы в кислотах и щелочах распознавать.
Формулы, формулы нет им числа,
Химия вас просто сводит с ума
Химия моя – ты наука века,
Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами питаюсь,
Но всегда, везде химию вспоминаю.

II. Этап: Актуализация субъективного опыта учащихся

– А теперь вспомним все то, что нами было изучено на предыдущих уроках. (Проводится фронтальный опрос по теме).

  • Что изучает “Аналитическая химия”?
  • Что включает в себя понятие “Качественный анализ”7
  • Что такое “катионы” и “анионы”?
  • Какой метод классификации катионов мы выбрали за основу?
  • Сколько групп катионов включает в себя эта классификация?
  • Какие катионы входят в состав 1 группы катионов?
  • Чем эта группа отличается от других?
  • Какие катионы входят во 2 группу?
  • Чем отличается 3 группа от 1 группы и от 2 группы?
  • Что такое групповой реагент?
  • Какие групповые реагенты в 4,5 группах?
  • На какие подгруппы делится 4 группа?
  • Назовите, какие катионы входят в эту группу?
  • Назовите окрашенные катионы? В какие группы они входят?
  • Какие катионы наиболее часто встречаются в пищевых продуктах?
  • Какие самые распространенные продукты по содержанию катионов?

Во время фронтального опроса учащиеся выполняют индивидуальные задания:

1. У доски работают учащиеся по карточкам – решают задачи.

Задача № 1

Определите массу выпавшего осадка при реакции 5 г сульфата железа (3) с гексацианоферратом калия?

Задача № 2

При реакции раствора нитрата меди с 12 г раствора щелочи натрия образовался осадок массой 0.45г. Вычислите, сколько это составило от теоретически возможного.

Задача № 3

При реакции раствора хлорида никеля со щелочью калия выпал осадок, массой 15 г. Сколько для этого потребовалось раствора хлорида никеля?

2. В это время на местах учащиеся выполняли задание по карточкам.

Задача № 1.

Имеем раствор сильной кислоты с (Н) = 5 * 10 моль/л. Чему равен рН раствора?

Задача № 2.

Вычислить (Н) и рН 0,1М раствора СН СООН, при К = 1,74 * 10.

Задача № 3.

Чему равна концентрация гидроксидных ионов в растворе, если рН раствора равен 8?

Учащиеся сдают выполненные задания. Проверяется решение задач учащихся у доски.

III. Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий

Творческая работа учащихся.

Группа разделена на подгруппы, каждая из которых познакомит нас с используемыми продуктами и их ролью в питании человека.

Каждой группой оформлен стол с представленными видами определенной продукции.

Хлебный стол.
Молочный стол
Овощной стол.
Фруктовый стол.

Учащиеся делают сообщения с презентацией, предварительно представив свой стол (исполняются частушки, стихотворения)

– Вводный инструктаж к практической работе.

Практическая работа учащихся.

– Мало знать теорию, надо уметь применять ее на практике.

  1. За лабораторным столом четверо учащихся работают по карточкам с заданием “Обнаружить катионы с помощью выбранных учащимися веществ из предложенных”. Обнаруживаются самые распространенные катионы пищевых продуктов.
  2. В это время у доски четверо учащихся работают по карточкам, в которых предложено написать уравнения реакций с помощью коих можно определить катионы в веществах используемых учащимися за лабораторным столом.

Задания проверяются последовательно, после защиты каждого из предложенных столов.

IV. Этап контроля и самоконтроля:

Вся группа выполняет графический диктант:

  1. Катионы натрия обнаруживаются с помощью гидротартрата натрия?
  2. Катионы калия окрашивают бесцветное пламя горелки в фиолетовый цвет?
  3. Катионы аммония определяют по изменению цвета лакмусовой бумажки, при выделении аммиака?
  4. Катионы кальция можно определить с помощью оксалата аммония?
  5. Катионы меди определяются с помощью гексацианоферрата калия (4)?
  6. Катионы свинца определяют с помощью дихроматов?
  7. Катионы свинца определяют с помощью хроматов?

V. Этап коррекции по результатам выполнения графического диктанта.

VI. Этап подведения итогов учебного занятия.

Учащиеся читают стихотворение.

Спасибо, химия, за то,
Что в жизни нас ты не оставишь,
А что накормишь и оденешь,
Не сомневается никто.

Ведь каждый день, жуя обед.
Мы вряд ли думаем о том,
Что все, что мы едим и пьем, –
Хитросплетение веществ.

Хоть иногда беду приносишь,
Все ж от тебя немало пользы.
И сотни раз тебя возносят
Поклонники в стихах и прозе.

Спасибо, химия, за то,
Что ты – реальнейшее чудо,
Что ты - наука, не причуда.
Там жизни нет, где ты ничто!
Спасибо, химия, за все!

VII. Этап рефлексии

Используется методика “ Незаконченного предложения” .

  • “Сегодня на уроке мне удалось …….”
  • “Я задумался о том, что …………….”
  • “Самым интересным на уроке было ……”