Интегрированный урок ОБЖ и математики "Биоритмы и их влияние на работоспособность человека"

Разделы: ОБЖ


Цель урока:

  • формирование представлений о биоритмах, теории “трех циклов”; овладение навыками здорового образа жизни и умениями рассчитывать свои биоритмы;
  • воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
  • развивать познавательный интерес к изучению возможностей своего организма.

I. Организационный момент.

Есть золотое правило: “Хочешь, чтобы твой день стал удачным, начни его с улыбки!”

Давайте все вместе зададим радостный тон всему дню: начнем сегодняшний урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу, теперь гостям, а теперь мне. Как же светло, уютно стало в нашем классе, какие чудеса творит простая улыбка! Будьте уверены: сегодняшний день принесет вам удачу!

II. Вводная часть.

Внимание! В1729 году французский астроном де Мерам обнаружил, что листья бобов поднимаются днем и опускаются ночью. Ему захотелось установить, движутся ли они потому, что их освещает солнце, или потому, что растение ощущает вращение земли. Он пересаживает растение с грядки в темный подвал. Туда не проникают солнечные лучи, а ровная температура, неизменная днем и ночью, не подскажет растению, какое на дворе время суток. Но бобы словно не замечают смены обстановки: их листья столь же исправно встают торчком, когда на улице играет день, и столь же регулярно ложатся спать. Лишь полтораста лет спустя великий Дарвин высказывает догадку…

? О чем догадался Дарвин? Какую догадку высказал он?

(Если для растения неважны внешние воздействия, значит причина скрыта в нем самом. Бобы сами знают, когда вставать и когда ложиться спать, значит внутри растения есть свои часы. Оно подчиняется своему какому-то собственному ритму.)

И это правильный ответ. К тому же было произнесено ключевое слово нашего урока – ритм. Запишем тему урока…

Цель нашего урока:

  • сформировать представление о биологических ритмах, их видах;
  • выяснить: какое влияние оказывают биоритмы на работоспособность человека;
  • научиться рассчитывать свои биоритмы.

III. Изучение нового материала.

1. Итак, мы выяснили, что ритм – это универсальное свойство живых систем. И наш с вами организм тоже подчинен определенным колебаниям, как и все живое в природе.

? Давайте попробуем привести примеры ритмических колебаний нашего организма.

(– ритмично сокращается наше сердце;

– происходит ритмичная смена вдоха и выдоха;

– сон и бодрствование;

– труд и отдых;

– покой и движение).

Кстати, каждый орган в нашем организме живет по часам. К примеру, сердце лучше работает с 11 до 13 часов. А желчный пузырь, наоборот, в это время отдыхает. И лечиться неплохо бы в зависимости от того, в каком ритме работает тот или иной орган, а не когда придется. Принцип – одна таблетка три раза в день – безнадежно устарел. Гораздо меньшая доза препарата, принятая в то время, когда это действительно нужно, принесет большую пользу.

– Мы много раз повторили слово биоритм, настала пора дать определение этому слову.

(Работа с учебником, страница 67)

2. Ритм – это основа жизни. Жить – значит чувствовать ритм, приспосабливаться к нему и использовать его для благих целей. Обратите внимание на ключевые слова этой фразы: ритм– жизнь, жить – ритм.

Давайте попробуем представить это высказывание (очень серьезное) в виде примитивной картинки из жизни. Я вызываю 2-х девочек.

Задание: дискотека, в зале звучит музыка, все танцуют под музыку (ритм), все подчиняются ритму. Учитель начинает двигаться невпопад. Останавливается музыка.

? Почему вы смеялись?

(Двигалась невпопад, не слышала ритма музыки.)

– Но ведь я могу присмотреться, прислушаться, попытаться двигаться так же ритмично, и слаженно, как девочки. Попробуем! Все вместе двигаются, соблюдая ритм.

Примерно то же самое происходит в живой природе. Организм, который по какой-либо причине не хочет или не может вписаться в природный ритм, уходит из жизни. Иногда этот уход длится десятки лет.

3. Каждый человек индивидуален, он не похож на других, имеет свои биологические ритмы. В зависимости от характера биоритмов людей можно разделить на три хронотипа: жаворонки, голуби, совы.

Сейчас вы попробуйте определить свой хронотип, для этого откройте на рабочем столе папку “ОБЖ, 10 класс”, тест.

Тест “Определение своего хронотипа” выполните в тетради. Это сокращенный вариант теста Остберга.

Здесь же в папке есть рекомендации для каждого хронотипа, познакомьтесь с ними, для того чтобы понять, живете ли вы согласно биоритмам вашего хронотипа или нет. К этой теме мы вернемся на последующих уроках. Сегодня вводный урок раздела “Здоровый образ жизни”.

4. Рабочий день в большинстве стран мира , в том числе и нашей стране, создан для жаворонков, то есть начало работы приходится на 8–9 часов.

А) Испытывают ли трудности при пробуждении в 6–7 часов жаворонки?

– Нет.

– Голуби, а вы испытываете трудности?

– Легко и трудно в 6–7 часов.

– Совы, а вы?

– Да (в 10–12 часов должны просыпаться).

Б) Совы и голуби, я обращаюсь к вам: что нужно сделать вам, чтобы облегчить процесс раннего пробуждения?

С – мягкий будильник;

– магнитофон;

– сразу встать;

– контрастный или горячий душ;

– кофе;

– энергетический напиток (зеленый чай с половинкой лимона);

Г – контрастный душ;

– кофе.

В) Каким должен быть завтрак, чтобы начать трудовой день с высокой работоспособностью?

Ж – полноценный завтрак, их желудки требуют пищи;

– А как вы завтракаете?

С – стакан минеральной воды, чтобы пробудить желудок или сок, желудок не может переваривать пищу с утра, поэтому совам можно есть кисломолочные продукты, фрукты;

– А как вы завтракаете?

Г  овощи, бутерброды, каша, нежирный творог.

– А как вы завтракаете?

– Вы теперь знаете, как правильно вставать утром, и зарядить себя энергией на весь день. Вам необходимо придерживаться распорядка дня для своего хронотипа, так как сбивание биоритмов приводит к депрессии, в результате организм дает сбой в самый неожиданный момент.

– Мы не случайно затронули этот вопрос. Многие компании, фирмы обращают внимание на хронотип. Например, для работы в ночные часы стараются подобрать персонал исключительно из сов. Почему?

(Это повышает производительность труда, снижает травматизм и процент брака.)

5. В жизни каждого человека есть творческие и бесплодные дни, счастливые и несчастные дни, дни, когда он пребывает в приподнятом или подавленном состоянии. И эти дни легко вычислить, пользуясь теорией “трех циклов”.

Согласно этой теории, человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах:

– физический (с периодом 23 дня), он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения;

– эмоциональный (с периодом 28 дней), обуславливает состояние нервной системы и настроение;

– интеллектуальный ( с периодом 33 дня), определяет творческую способность личности.

А теперь слово учителю математики, которая научит вас использовать теорию “трех циклов” во благо себе, рассчитывать свои благоприятные и критические дни.

6. Учитель математики.

Ваши телефоны оснащены программой расчета биоритмов, но дело в том, что компьютер может сделать расчет только на месяц вперед и “вспомнить”, что было месяц назад, а мне бы хотелось научить вас составлять личный график биоритмов на целый год.

Ведь, чтобы сохранить работоспособность и хорошее настроение в течение всего года, нужно знать, что большой объем работы и активный отдых нельзя планировать на периоды спада сил и, если пойти наперекор себе, т. е. напрягаться в “слабые” месяцы, есть риск серьезно заболеть. Так называемый синдром хронической усталости и депрессии часто случается именно в результате сбоя наших биоритмов.

При расчете биоритмов и построении графика нужно использовать свойство периодичности функции синус.

  1. Посчитайте, сколько дней прошло с момента дня рождения (например, с 7. 10. 1993 года) по 31 декабря 2008 года. Для этого умножьте число прожитых лет (15) на 365, получилось 5475 дней.
  2. Добавьте по одному дню за каждый прошедший високосный год (1996, 2000, 2004, 2008), т. е. 5475 + 4 = 5479 (число прожитых дней).
  3. К этому числу добавьте количество дней, прошедших после дня рождения (5479 + 85 = 5564). Всего на 31 декабря 2008 года человеком прожито 5564 дня.
  4. Рассчитайте физический цикл: 5564 : 23 = 241, 21 остаток, т.е. физическая синусоида прошла 241 полных периода, а остаток 21, это значит, что построение начинается с 21 дня.
  5. Рассчитайте эмоциональный цикл: 5564 : 28 = 198, остаток 20, т. е. эмоциональная синусоида прошла 198 полных периода, а остаток 20, это значит, что построение начинается с 20 дня.
  6. Рассчитайте интеллектуальный цикл: 5564 : 33 = 168, а остаток 21,
    т. е. интеллектуальная синусоида прошла 168 полных периодов, а остаток 21, это значит, что построение начинается с 21 дня.

Построение графика.

7. Учитель ОБЖ.

– По-настоящему опасны дни, когда совпадают 2 цикла, или все 3, эти дни называют критическими. Таких дней, как правило, в месяц у человека бывает примерно шесть. А общее количество критических дней составляет приблизительно 20,4% от всех прожитых человеком дней.

– Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла, лишился 4 пальцев.

Нам с вами ничего не страшно, потому что мы научились высчитывать свои биоритмы. Это умение поможет вам добиться преимуществ в различных областях профессиональной и личной жизни.

7. Берегите себя! Слушайте свои биоритмы, и тогда тело наполнится энергией, разум – творческой силой, а сердце – любовью ко всему окружающему.

III. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу, и мне очень хочется узнать, понравился ли он вам. На носу Новый год, давайте все вместе нарядим елочку. Если вам урок понравился и вы узнали что-то новое, повесьте на елку игрушку синего цвета, а если урок не понравился и вы ничего нового не открыли, повесьте игрушку желтого цвета.

Домашнее задание: Параграф 4.2., вопросы.