Урок чтения. Тема: С.Т. Аксаков. "Аленький цветочек" (обобщение)

Разделы: Начальная школа


Цели:
 

  1. Обобщить знания сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
  2. Формирование умения отличать литературные сказки от народных.
  3. Развивать умение давать характеристику героям; находить и зачитывать нужные отрывки; пересказывать отдельные части (эпизоды).
  4. Учить любить сказки, вызывать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение.
  5. Воспитывать умение любить в человеке его душу, хорошее отношение к другим людям, добропорядочность.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей.
Урок чтения. Сегодня мы завершаем изучение раздела литературные сказки. Будем говорить о них, об отличии литературных сказок от народных, а также обобщим знания сказок, которые читали на прошлом уроке.

2. Беседа о сказках.
- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки)

- Сказки бывают разные. Какие сказки вы знаете?
(Волшебные – превращение лягушки в царевну, молодца – в комара, лебедя – в девицу. Про зверей – в них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.
А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки)
- На какие 2 большие группы подразделяются сказки? Чем они отличаются друг от друга?
(Народные – сложил народ, литературные – написанные автором. )
- Какие сказки мы читаем?
(литературные)

3. Беседа об авторе.
- Сказку какого автора мы читаем?
- Что было задано на дом?
- Что вы узнали об авторе?

Сообщения детей.

1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и  горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть

2) В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Он обладал даром натуралиста. Радуется приходу весны, замечает приметы, пытливо наблюдает. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать.

3) Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре. А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством.

4) Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Белинским, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству.

5) Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Он сильно болел, несмотря на это, на стареющего писателя надвигалась слепота, но он продолжал писать. Повесть «Копытьев» осталась незавершенной. Умер писатель на 68-м году жизни, в ночь на 30 апреля 1859 года в Москве.

-Чем отличались произведения Аксакова?
-Какие произведения он написал?

4.  Беседа о сказке.
-Кому была посвящена сказка «Аленький цветочек»?
(Внучке Аксакова Оленьке)
-От кого узнал эту сказку Аксаков?

 5. Работа над содержанием сказки.
-Итак, мы отправляемся в путь по сказке (зачитывается начало сказки на фоне музыки).
-Какие гостинцы попросили дочери?
-Каким же образом очутился купец в темном дремучем лесу, во дворце? (краткий пересказ)
-Какие чудеса он увидел в том дворце? (прочитать выборочно)
-Каким оказался цветочек? Прочтите.
-Что случилось, когда купец сорвал его? (зачитать)
-Почему чудовище отпустило купца? Какое условие оно поставило?

-Итак, в зачарованном дремучем лесу купец нашел и сорвал для младшей дочери аленький цветочек, но тот час явился зверь лесной, чудо морское. Смерть ждет купца, если одна из дочерей не пойдет жить к чудовищу.

-Как встретили дочери отца, когда он возвратился? (пересказ)
-Почему именно младшая дочь согласилась отправится к чудищу? Еще почему? (выборочное чтение)
-Как девушке жилось у чудища? (пересказ)
-Каким образом общались чудище и девушка?
-Когда в 1 раз появляется чудище страшное, безобразное, что вы чувствуете?
-Как отреагировала девушка, когда увидела чудище?
-Хочется ли вам остановить сказку? Почему? (зверь лесной был очень страшен)
-Прочитайте описание зверя.
-Почему же девушка перестала его боятся? Каким она его видела?
(дочь купца совсем не боялась чудище и мы стали смотреть на него ее глазами)
-Почему же все-таки она решила побывать дома? Прочтите.
-Послушайте песню младшей купеческой дочери и догадайтесь, а еще почему?
(песня Настеньки из м/ф «Аленький цветочек»)
-Какое условие поставил зверь морской? (прочитать)
-Девушка очень любила чудовище за его доброту и ласку и, конечно, уж она не могла нарушить своего слова и опоздать к своему другу.
-Что придумали сестры, чтобы их младшая сестра не попала в назначенный час во дворец? Почему они это сделали?
-Как все изменилось, когда девушка снова появилась во дворце? (зачитать)
-Где нашла девушка друга сердечного?
-С какими словами бросилась она к чудовищу?
-Что с ним произошло?

-Народная мудрость гласит: «Хорошим словом мир освещается». Благодаря доброте девушке, чудовище превратилось в принца.
-Кто наложил на принца это страшное заклятие?
-Почему именно младшая купеческая дочь помогла принцу?

-Мы часто судим о человеке по внешности и, к сожалению, можем смеяться над недостатками.
Но полюбить можно за доброе сердце, потому что главное в человеке – его душа.
«По наружности о человеке не суди».
-Дома вы должны были написать письма младшей купеческой дочери, в которых отразили свое отношение к ней (зачитывание нескольких писем).

-Эта сказка очень близка к народной.
-Какие элементы народной сказки встречаются в сказке Аксакова?

Медленно, неторопливо течет повествование, будто слышишь протяжную напевность русского сказа. Старинная, торжественная речь переносит нас в мир чудес и располагает к раздумьям о героях сказки, их судьбе и характерах.

6. Итог.
-О чем же эта сказка?
-«Аленький цветочек» - сказка о любви и благодарности.
-Чему она нас учит?
-Она учит нас на добро отвечать добром. На заботу своею заботой. И тогда никакие заклятья не страшны. Тогда в любом чудище безобразном и противном для всякого человека откроется сокрытый и заветный «молодой принц - королевич». И ни мечей булатных, ни каменьев самоцветных для чуда и подвига такого не надобно. Только бы жива, да аленький цветочек не увял.

7. Работа над иллюстрациями.
-Многие известные художники любили иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев, Лебедев, Конашевич.
Многие художники  иллюстрировали сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
Это Людмила Трощенкова. Ее книга выполнена в виде шкатулки. Художник А.Азелин иллюстрировал книгу, которую вы брали в библиотеке. Очень ярко и красочно иллюстрировала свою книгу Любовь Ионова. У художника Н.Деткова рисунки черно-белые, но очень выразительные, так же рисунки черно-белые в книге художницы М.Успенской. Интересны иллюстрации в книге художника А.Олина.
-Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке, приобщились к ней непосредственно, стали участниками в ее жизни.

8. Заключительное слово.
-«Аленький цветочек». Мог ли кто из обширной семьи Аксаковых предположить, что именно этой, реставрированной дедушкиной сказке суждено бессмертие? Что именно эта бесхитростная, хотя и фантастическая, история о том, как черное зло в жизни побеждается любовью  и благодарностью, станет навсегда символом рода Аксаковых? Что слова «аленький цветочек» будут первыми, приходящими на ум после того, как будет произнесена эта фамилия?

9. Домашнее задание
Краткий пересказ по частям всей сказки.