Синонимы и их использование в речи

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить понятие “синонимы”, продолжить знакомство учащихся с функциями синонимов в речи;
  • формировать умение подбирать синонимы к данным словам, выяснять смысловые и стилистические отличия слов – синонимов, определять цель использования синонимов в тексте;
  • обогащать словарный запас учащихся, воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Оформление урока

На доске – тема и эпиграфы.

С русским языком можно творить чудеса.
К.Г. Паустовский

Кто не искал мучительно нужное слово, тот никогда не испытал радости открытия самого меткого, самого точного, единственного слова.
В.И. Кодухов

Вступление

– Только тот, кто любит родную речь, кто знает ее хорошо, только тот ощутит радость свободного владения ею. Детство каждого из нас, школьные годы несут все новые и новые потоки слов и выражений родного языка. Мы их узнаем все больше и больше, мы любим свой русский язык, учимся владеть им и боремся против шаблона, невыразительных фраз и пустых слов.

Язык – наш верный друг, когда мы его знаем ; он же наш неприятель, если мы плохо владеем им или мысль наша неясна.

В.И. Кодухов, знаменитый лингвист, подчеркивал: [см. эпиграф]

Не раз на уроках мы отмечали, что язык наш велик и могуч. Сегодня, вновь обращаясь к синонимам и их использованию в речи, мы убедимся, что синонимические богатства русского языка огромны, будем продолжать учиться чуткому, осторожному отношению к словам, умению избегать назойливого повторения одного и того же слова.

Начнем с разминки “Кто быстрее?”

Подберите синонимы к словам (можно работать в парах):

рубеж – ...
дорога – ...
спешить – ...
сказать – ...
смелый – ...
грустный – ...

Обратим внимание на то, что к некоторым словам вы нашли несколько синонимов. Получился синонимический ряд.

А сейчас задание “Кто больше?”

Подберите в течение 1 минуты как можно больше синонимов к слову МАЛЕНЬКИЙ (небольшой, крошечный, крохотный, малюсенький, махонький, малый, невеликий, миниатюрный, микроскопический – на обратной стороне доски)..

– Чем различаются эти синонимы? (Оттенками значения.)

Да, НЕБОЛЬШОЙ – “такой , который не является большим , хотя и несколько больше маленького”. (С.И. Ожегов “Словарь русского языка”)

– А КРОШЕЧНЫЙ, КРОХОТНЫЙ, МАЛЮСЕНЬКИЙ? Общее лексическое значение этих синонимов? (Очень, совсем маленький. )

МИНИАТЮРНЫЙ указывает не только на небольшой размер, но и на изящество чего – либо. (Эту информацию можно попросить найти в толковом словаре кого-нибудь из учеников.)

– Составьте и запишите в тетрадь 1–2 словосочетания с этим словом.

(Миниатюрная статуэтка, вазочка, чашка и т.п.)

– А например, РЕКА, ВЕРАНДА могут сочетаться со словом МИНИАТЮРНЫЙ? Почему?

– Каково лексическое значение слова МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ? Сверьтесь со словарем. (С.И. Ожегов: “предельно маленький, еле видимый”.)

Таким образом, мы еще раз убедились, что синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения.

Следующее задание: используя синонимы, данные в предложениях, составьте синонимический ряд со значением “сильно нагретый, очень теплый”.

  1. Горячий летний день. Река точно застыла. (Д.Н. Мамин – Сибиряк)
  2. Летний жаркий день быстро сменился прохладой надвигающейся грозы. (Д.Н. Мамин–Сибиряк)
  3. Жара знойная; выйти нельзя; в раскрытые окна беспрепятственно льется жгучая струя. (И.С. Тургенев)
  4. Солнце стояло на небе и заливало землю палящими лучами. (В.К. Арсеньев)

Проведем лингвистический эксперимент.

Дрожит изумрудная капля
В зеленых ладошках ольхи.

– Попробуем заменить слово ИЗУМРУДНАЯ на ЗЕЛЕНАЯ. Что получится?

(Капля и ладошка ольхи сольются, появится речевой повтор и т. д.)

– Найдите в толковом словаре лексическое значение слова ИЗУМРУДНЫЙ. Что дает употребление этого синонима в данном тексте?

Синонимы могут отличаться друг от друга не только оттенками лексического значения, но и употреблением в речи.

Наша речь, как вы помните, делится на книжную, разговорную и нейтральную.

– О каких синонимах сейчас пойдет речь? (Стилистических.)

Задание: найдите и исправьте ошибки в примерах из школьных сочинений.

  1. Миша встал, умылся, приволок портфель и стал собираться в школу.
  2. – Ну ты даешь! Какой ты неустрашимый! – крикнул брат.

Сравним 2 текста о медвежатах.

  1. У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.
  2. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лежа на боку, мать осторожно держит темно – бурых детенышей около своей груди, кутая их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревая своим дыханием. Медвежата питаются молоком матери. (По С. Покровскому)

Беседа по первому тексту.

– О ком идет речь в этом тексте? (О четырех медвежатах.)

– Как они называются в последующих предложениях? (Веселые малыши, шалуны.)

– Можно ли данные слова считать синонимами к слову МЕДВЕЖАТА? (Нет, это скорее синонимы к словам ДЕТИ, РЕБЯТА и словам БАЛОВНИКИ, ОЗОРНИКИ.)

– Что же позволяет называть их синонимами? (Смысл, содержание текста.)

– Как называются синонимы, сближающиеся в условиях контекста? (Текстовые, контекстуальные.)

– Как бы звучал текст, если бы в нем было только точное название животных? (Школьники устно переделывают текст.)

– Что можно сказать, сравнивая эти тексты? (Первый легкий, гибкий, его приятно слушать, второй – тяжелый, сухой , его трудно воспринимать.)\

– От чего это зависит? (Это связанно с наличием или отсутствием синонимов.)

– Следовательно, для чего они используются? (Помогают избежать повторов, соединяют предложения текста. Ярко характеризуют медвежат, раскрывая их повадки.)

Беседа по второму тексту.

– Прочитаем второй текст. Уместно ли синонимы ВЕСЕЛЫЕ МАЛЫШИ, ШАЛУНЫ использовать здесь? (Нет, неуместно. В первом тексте речь идет о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Это и отражают синонимы. Во втором – медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей.)

– Какие же синонимы соединяют предложения в данном случае? (МЕДВЕДИЦА – МАТЬ; МЕДВЕЖАТА – ТЕМНО-БУРЫЕ ДЕТЕНЫШИ)

– От чего зависит употребление в тексте тех или иных синонимов? (От темы, содержания текста, его основного замысла.)

Индивидуальное сообщение “Три основных правила выбора синонимов”

(Из книги В.И. Кодухова “ Рассказы о синонимах" / М., Просвещение, 1984.)

Первое правило гласит: выбирай такое слово, которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая в нем нужную тебе сторону. Например , слово ОШИБКА означает : НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОСТУПОК или ДЕЙСТВИЕ. Однако ошибки бывают разные – ОШИБКА может быть незначительной (тогда лучше сказать ПОГРЕШНОСТЬ), крайне досадной (тогда говорят ЛЯПСУС ), случайной (это ОПЛОШНОСТЬ ), неумышленной (ПРОМАХ ).

Второе правило указывает: выбирай такое слово, которое больше всего подходит к стилю твоей речи, твоего рассказа твоего выступления.

Третье правило напоминает: слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая положительное или отрицательное отношение к ним. Отрицательным смыслом наполнено, например, слово ТРУС, шуткой и иронией – ВОЯКА, одобрением и восхищением – ОРЕЛ (о человеке отважном и смелом).

Не забывай: слово может окрылить, но слово может и ранить.

Найдите в загадке синонимы.

Простое слово ПРОМЕЖУТОК:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все ...;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ...;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим ...;
После урока непременно
Нужна ребятам... .

Подведем итог.

– Чему мы научились на уроке?

Сегодня мы убедились, насколько огромны синонимические богатства русского языка и как необходимо правильное обращение со словами – синонимами.

Помните: слова – одежда ваших мыслей. И пусть же слова ваши всегда будут красивыми и ясными.

Домашнее задание. Составьте предложения или придумайте рассказ (стихотворение), используя синонимический ряд на ваш выбор.