Урок русского языка в 5-м классе по теме "Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева"

Разделы: Русский язык


Цели:

Развивающие Обучающие Воспитательные
  1. Развивать творческие способности учащихся.
  2. Развивать умения проводить лингвистический и содержательный анализ текста:

А) понять его тему, идею, композицию, характер главного героя;
Б) определить систему лексических, синтаксических средств, использованных в тексте;
В) учить соотносить выбор данных средств автором.

  1. Развивать умения продуцировать в собственной речи средства выразительности, представленные автором.
  1. Отработать знания учащихся о типах речи, стилях языка.
  2. Показать ученикам особенности функционирования в речи глаголов, имен прилагательных.
Формировать у учащихся чувство прекрасного, умения любоваться красотами родных мест.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Постановка учителем целей и задач урока.
II. Знакомство с содержанием текста.
III. Анализ содержания текста.
IV. Определение типа речи.
V. Определение стиля.
VI. Анализ лексических, синтаксических языковых средств.
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание.

I. Постановка учителем целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева (упр. 527): определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).

II. Знакомство с содержанием текста.

  1. Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Слайд № 1). Приложение
  2. Выразительное чтение текста.

III. Анализ содержания текста.

1 часть

– От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)

– Почему главному герою дали путевку? (Он заболел)

– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Ученики дают толкование слова путевка, выясняют, что это многозначное слово)

– В каком словаре мы можем узнать значение слов? (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова)

Учитель открывает слайд № 2 со словарной статьей из “Словаря русского языка” и предлагает сравнить значение слова путевка, данное учениками и С.И. Ожеговым. (Ученики определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении)

Путевка, -и, ж.
1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь.
2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.).

– Каково лексическое значение слова санаторий? (Пока ученики отвечают на вопрос, учитель открывает слайд № 3 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова).

Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.

– Где находится санаторий? (На юге страны) Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые)

– Куда пошел гулять главный герой? (В парк) Почему парк называется приморским?

– Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)

– Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)

Учитель открывает слайды № 8–12 с изображением названных растений. Учащиеся рассматривают фотографии и отвечают на вопросы.

– Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях) Как вы понимаете это выражение?

– Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице)

– Автор пишет, что платаны и чинары “ воспеты в восточных одах”. Давайте посмотрим значение слова ода.

Учитель открывает слайд № 4 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова.

Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою, реже предмету.

– На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками)

– Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые)

– С чем сравнивает В.П. Астафьев листья пальм? (С шевелюрами современных молодых людей)

Учитель делает вывод о содержании 1 части текста.

– Таким образом, в 1 части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.

2 часть

– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)

Учитель объясняет, что такой прием называется противопоставлением. Учащиеся записывают его определение в “Словарик ученика”.

– Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)

– Как вы понимаете значение слова куща? (Ученики дают свое толкование)

Учитель сообщает, что в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное кущение, которое значит “то, что кустится”.

Запись в тетрадях.

1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.

– Какие из использованных автором глаголов являются синонимами? (Глазел, дивился, увидел) Какое из названных слов является стилистически нейтральным? (Увидел) А какие употребляются в просторечии? (Глазел, дивился)

– Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)

– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Посмотрим значение оборота в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Учитель открывает слайд №5, содержащий словарную статью с толкованием фразеологизма.

Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному

– Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)

– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь.

Запись в тетрадях.

2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…

– Каково лексическое значение слова лопотали? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить? (Говорили неясно) Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?

– Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.

Учитель открывает слайд № 6 с толкованием слова долу.

Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.

– То есть, березы опустили вниз ветви.

– Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Учитель открывает слайд № 7. Приложение

Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.

– Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях.

…Стволы пестрели, как веселые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…

– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.

Учитель открывает слайд №13 с изображением березы.

– Как появились березки в парке?

Запись в тетрадях.

3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…

– В чем была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях.

…листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

– Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)

– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите в пункт 4.

Запись в тетрадях.

4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.

– Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?

Учитель поясняет, что козырьком ворот является небольшой навес над ними, а наличником – накладная планка на оконном проеме.

– Как вы понимаете выражение “ зеленая пена березового листа”?

IV. Определение типа речи 2 части текста.

Сколько “фотографий” вы сделали, читая 2 часть текста?

Запись в тетрадях.

  1. Прогулка по парку.
  2. Березки на полянке.
  3. История деревьев.
  4. Воспоминания автора.

– Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите. (Проверка способом “фотографирования” показала, что в тексте последовательно излагаются события).

– А можно ли по полученным “фотографиям” дать характеристику березкам и полянке, на которой они растут (какие они: стволы, листики березки)?

– Какой еще тип речи представлен в тексте? (Описание) Какой является ведущим? (Повествование)

Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (2-я часть текста представляет собой повествование с элементами описания)

– А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий.

План

  1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
  2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой. Стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев.
  3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились. Листья лицевой стороной повернуты к северу, и вершины тоже.
  4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
  1. Прогулка по парку.
  2. Березки на полянке.
  3. История деревьев.
  4. Воспоминания автора.

V. Определение стиля.

– Вспомним автора текста. (В.П. Астафьев)

– Кто он? (Писатель)

– Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)

– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства)

VI. Анализ выразительных средств.

– При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические и синтаксические средства и заполним таблицу.

Лексические

синонимы глазел, дивился, увидел
фразеологизмы глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз
эпитеты заморских кущ; растут поодиночке; нежной зелени; ошеломляющего блеска; чужеземной растительности
метафоры пена березового листа; блеск растительности; дола ветви; бьющей в глаза растительности
олицетворения березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились
сравнения кажутся сиротами; как веселые сороки; толщиной с детскую руку
устаревшие слова долу
просторечные слова глазел, дивился

Синтаксические

однородные члены бродил и бродил, глазел, дивился и увидел; кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали; хорошо, покойно; привезли, отпоили и выходили; глядел и видел; козырьки, наличники
инверсия глазам своим я не поверил; не растут березы в этих местах
парцелляция Я …видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон…

VII. Подведение итогов.

Давайте подведем итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске.

  1. Стиль.
  2. Тип речи.
  3. Тема.
  4. Идея.

Ответ ученика.

– Ваша задача – написать изложение второй части текста от 3-го лица. Помимо местоимения он, можете употреблять контекстные синонимы главный герой, В.П. Астафьев.

VIII. Домашнее задание.

Написать первый вариант изложения второй части текста от 3-го лица (для обсуждения достоинств и недостатков перед окончательным вариантом изложения).

Литература

  1. Курилова А.Д. Новый фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, Русский язык МЕДИА, 2009.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.
  3. Русский язык: Учеб: для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. – М.: Просвещение, 1992.