Использование метода проектов в работе детского экологического объединения

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся. Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Несомненно, что использование данного метода стимулирует интерес школьников к учебной деятельности, имеет практическую направленность. Метод проектов нацеливает на самостоятельное принятие решения учениками, на работу в группах, парах, индивидуальную работу. Как правило, метод проектов в школьной практике я использовала на уроках технологии, окружающего мира. Но в этом учебном году решила применить данный метод в работе детского объединения “Экология” для обобщения полученных результатов работы. Тему выбрала актуальную и близкую для себя: оформление пришкольной территории цветочно-декоративными растениями. Именно цветы вдохновляют, делают душу человека добрее, чище, обогащают внутренний мир.

На первом этапе (мотивационном) определяются цели проекта, и происходит погружение в проект. Передо мной встали вопросы: как ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать, поддерживать интерес к проекту. В условиях моего разновозрастного второго, четвертого класса-комплекта это немаловажно. Как все начиналось? В феврале месяце сообщаю детям о подготовке коллектива к юбилею школы. Какой вклад в общее дело внесет экологическое объединение? Дети предлагают: украсить школьный двор, сделать клумбы особенно красивыми. На данном этапе инициативу беру в свои руки – выдвигаю идею создать необычную цветочную композицию, чтобы порадовать людей. Перед детьми стоят вопросы: как это сделать? рассаду каких цветочно-декоративных растений надо вырастить? семена, каких – купить? Поиск ответов на все эти вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации. Задание выполняется по группам. Дети четвертого класса обсуждают эту проблему с родителями, приносят журналы “Цветок”, “Мир цветущих растений”, выбирают красивые декоративные растения, цветочные композиции, составляют смету расходов рассады. Учащиеся второго класса выполняют практическое задание – проверяют собранные осенью участниками объединения семена цветочно-декоративных растений на всхожесть. На одном из занятий объединения дети отчитываются о проделанной работе. Алеша Б. предлагает создать на школьных клумбах “цветочную радугу”; Юля К. вспоминает палитру, где много красивых цветных пятен. В одном из журналов Карина К. находит интересную технику садового дизайна: технику “цветовых пятен”. Принимаем решение: подробнее изучить некоторые особенности садового дизайна, создать на клумбах “палитру летнего настроения”. Именно так и называется наш проект по цветочно-декоративному оформлению школьной территории “Палитра летнего настроения”, основная цель которого воздействовать на чувства, настроение человека через цвет. Вместе с детьми мечтаем: было бы очень хорошо, чтобы люди, с каким настроением не заходили в нашу школу, уходили бы только с хорошим.

Как этого добиться? Мягкие синие и сиреневые тона холодные – успокаивают, желтые – теплые и веселые, а красные и оранжевые горячие и волнующие. Использовать правильно цвет при оформлении клумб сложно. Но мы решили попробовать.

Второй этап: планирование деятельности. Составляем план действий, определяя важные моменты для реализации проект. Чтобы реализовать наши планы, необходимо:

  • разработать проект цветочно-декоративного оформления школьного двора;
  • подробнее познакомиться с особенностями садового дизайна;
  • приобрести семена однолетников;
  • вырастить рассаду однолетних цветочно-декоративных культур;

Итак, решение принято. Вся деятельность учащихся направлена на конечный результат, который будет достигнут благодаря решению теоретических и практических задач.

При составлении проекта оформления клумб недостаточно цветовых оттенков. Составляем список семян цветочно-декоративных растений, которых необходимо приобрести. Принимаем решение – изучить особенности школьного участка. Какие растения подойдут на клумбы северной стороны? Конечно же, ярких, теплых тонов (бархатцы, георгины, настурция),так как желтые цветы создают впечатление солнечного сияния . Какие растения высадить на южную сторону? Дети предлагают: как на палитре перемешать краски и теплых, и холодных тонов, чтобы возбуждающие цвета сменяли успокаивающие. Что ж попробуем. Подробнее знакомимся с особенностями садового дизайна. Узнаем, что растения с рыжими, оранжевыми цветами приковывают взгляд к клумбе, выражают восторг. А вот красные тона, занимающие ряд от темно-бордовых до рыжеватых, могут подавлять, если им дать большую свободу. Это необходимо учитывать при планировании. Успокаивающим эффектом обладают все цветы от чернильных до бледно-голубых тонов. Нежные оттенки розового цвета дают чувство гармонии, а более яркие тона – вспышки яркого настроения. Здесь важна роль руководителя проекта – создать условия для развития творческих способностей и познавательной активности, атмосферу сотрудничества и сотворчества.

Третий этап – практически деятельностный. В конце марта приступаем к реализации проекта. Работа идет в группах. Мальчики заготавливают почвенную смесь в ящики. Девочки занимаются посевом семян, пикировкой рассады. (Рис. 1) Предварительно подробно знакомимся с агротехникой выращивания рассады каждого вида растений. (Рис. 2) В апреле дети ухаживают за рассадой. В конце месяца совместно с ребятами занимаемся оформлением альпийской горки, подбираем растения для альпинариев. (Рис. 3) В мае высаживаем цветочно-декоративную рассаду согласно составленной схеме, ухаживаем за клумбами с многолетниками. Работа по реализации проекта не закончена. Летом дети ухаживают за клумбами – поливают, занимаются прополкой.


Рис. 1


Рис. 2

 


Рис. 3
 

На четвертом этапе (рефлексивно-оценочном) мы оцениваем результат. Результат работы – и внешний, и внутренний. Внешним результатом можно полюбоваться, понюхать, даже изучить мнение других. (Рис. 4, 5, 6, 7) А внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого участника проекта, это опыт знаний, умений, общения друг с другом. Еще я уверена, что зернышко доброты и красоты обязательно прорастет в душах моих воспитанников. В сентябре месяце проводится социологический опрос населения, чтобы определить: достиг наш проект своей основной цели.


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7

Участники объединения подготовили вопросы:

  • Как Вы относитесь к цветочно-декоративному оформлению пришкольной территории, Сквера?
  • Влияют ли цветущие клумбы на Ваше настроение?

На все вопросы были получены только положительные ответы! Результат достигнут! Завершением работы станет оформление проекта, приложения к проекту. Что будет дальше? Захотят ли мои на год повзрослевшие воспитанники стать участниками проектов? Думаю, что – да. Но теперь они со многими вопросами справятся самостоятельно.

В чем же заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

  • Формируется жизненный опыт ребенка
  • Развивается его творческий потенциал
  • Процесс обучения и воспитания из стен класса выходят в окружающий мир, приобретая практическую направленность
  • Применяются индивидуальное и коллективное сотрудничество.

Но самое главное от проекта к проекту развивается личность ребенка.