Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Поэзия

Разделы: Литература


“Нам нужна одна Победа –
Одна на всех, мы за ценой не постоим”.
Б.Окуджава

“Она была в линялой гимнастерке,
И ноги были до крови натерты.
Она пришла и постучала в дом.
Открыла мать.
Был стол накрыт к обеду.
“Твой сын служил со мной в полку одном,
И я пришла. Меня зовут Победа”.
Был черный хлеб белее белых дней,
И слезы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке.
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины, как мертвые молчали”.
И.Эренбург

Опережающее задание

1. Индивидуальные задания:

Выучить наизусть стихотворения

  • А. Ахматова “Клятва”, “Мужество”
  • А. Сурков “Человек склонился над водой...”, “Землянка”
  • К. Симонов “Жди меня”
  • Ю. Друнина “Зинка”
  • С. Орлов “Его зарыли в шар земной”
  • Н. Майоров “Мы”

Биографические справки о творчестве К.Симонова, Ю.Друниной.

2. При подготовке к уроку был посещен Музей боевой славы нашего колледжа. Учащиеся познакомились с ксерокопиями плакатов военных лет, продовольственными карточками тех лет. Увидели солдатский котелок, треугольники фронтовых писем, вещмешок, кисет. Увидели фотографии и предметы быта, подаренные ветеранами и семьями учащихся. Познакомились с картой “Великая Отечественная война 1941–1945 гг.” и другими картами отдельных сражений; действий второго фронта.

Оформление урока.

  1. Стенд “Сегодня на уроке”.
  2. Портреты поэтов.
  3. Гр. запись песни “Священная война” (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).
  4. Гр. запись. Приложение к фонохрестоматии для старших классов средней школы. Советская поэзия. Выпуск 4. Стихи периода Великой Отечественной войны. Стихи послевоенных лет.
  5. Гр. запись. Строки, пробитые пулей. Стихи поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Читает Р. Клейнер.
  6. Книжно-иллюстративная выставка. Творческие работы учащихся “Победная весна 1945 г.”.
  7. Раздаточный материал (тексты стихотворений, таблица для самостоятельной работы на уроке).

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
– И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Вот и о вас напишут книжки:
“Жизнь свою за други своя”,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!
А.Ахматова

Важнейшей целью урока является воспитательная, направленная на продолжение работы по формированию патриотических и гражданских качеств учащихся. Теснейшая связь с уроками истории по теме: “Великая Отечественная война, вклад СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне”.

Показать мужество, героизм, стойкость, самоотверженность советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним – единственная возможность жизнь своим родным и любимым, своей Родине.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, ее людей и ее литературное наследие. Формировать интерес к литературе, к родному языку. Воспитывать доброту, заботливое уважение к людям. Развивать высокую культуру речи и поведения. Воспитывать стремление к творчеству. Добиваться знания и понимания выдающихся произведений литературы. Связь с историческими событиями сегодняшнего дня.

Образовательная цель: Раскрыть перед учащимися особенности этого периода истории нашего государства. Охарактеризовать произведения, написанные в период Великой Отечественной войны, вызвать эмоциональный отклик на стихи военной поры. Обеспечить усвоение учащимися программного материала. Отработать навыки самостоятельно-познавательной работы учащихся по изучаемой теме.

Выделить мировоззренческие идеи и проблемы в творчестве авторов. Научит самостоятельно разбираться, давать оценку изучаемому материалу.

Развивающая цель:

  •  Развитие умения делать обобщающие выводы, развитие умения делить изучаемый материал на разделы. Формирование умений воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, выделять главное и записывать выводы.
  • Развитие умения работать в должном темпе, развитие привычек учебного труда.
  • Развитие самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах. Развитие умения владеть собой, действовать самостоятельно.

Урок будет проведен в форме лекции – беседы, учащиеся будут помогать учителю и одновременно работать в тетрадях и заполнять таблицу по теме урока. Выразительно читать стихи, рассказывать о творчестве поэтов (биографические справки).

Организационный этап урока:

  1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  2. Фиксация отсутствующих.
  3. Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочая поза, внешний вид, рабочее место, наличие рабочей тетради и дневника),
  4. Организация внимания.

Ход урока

Преподаватель сообщает учащимся тему и цель урока, говорит о том, что учащиеся должны делать на уроке (задания заранее написаны на доске):

  1. Подобрать эпиграф к теме урока.
  2. По ходу чтения стихотворений записать главную мысль, тему стихотворений. (Заранее подготовлены листы с фамилиями авторов и названиями стихотворений (см. приложение к уроку).
  3. Дать ответы на вопросы: “Какие мысли и чувства волновали поэтов? Какие темы стали основными в поэзии тех лет?

Перед чтением каждого стихотворения перед учащимися будет поставлен вопрос, на который надо дать правильный ответ. За каждый правильный ответ учащийся получает карточку, количество которых будет подсчитано в конце урока и поставлена оценка. Кроме того, сообщается учащимся, что на этом уроке мы продолжаем учиться выразительному чтению.

Слово учителя. Говорят, что когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не смогла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге “Россия в войне 1941–1945” свидетельствовал: “Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”. Советские люди защищали свою землю, свою свободу, свою жизнь.

Свыше тысячи советских писателей и поэтов участвовали в войне в качестве военных журналистов, командиров, политработников, бойцов, ополченцев, партизан. Каждый третий из них не вернулся с войны, каждый третий погиб, защищая свое Отечество, многие умерли от ран после войны. Их подвиг не был забыт. За боевые заслуги 21-му из них было присвоено звание Героя Советского Союза. За четыре огненных года наша литература прошла большой и славный путь. Путь от ярких патриотических стихов “Присягаем победой” Алексея Суркова и “Победа будет за нами” Николая Асеева, опубликованных в “Правде” на второй день войны, от напечатанной в “Известиях” и “Красной звезде” 24 июня “Священной войны” Василия Лебедева-Кумача – слова этого стихотворения стали подлинно всенародной песней, мощно звучавшей от края и до края нашей огромной страны,– до создававшейся на протяжении всей войны бессмертной поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин”.

В годы Великой Отечественной войны поэзия пережила особый подъем. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом. Стихи способны были гораздо быстрее откликаться на постоянно менявшиеся события военного времени. Поэты стремились по завету В. Маяковского “К штыку приравнять перо”.

24 июня 1941 года на страницах газеты “Известия” было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача “Священная война”. На следующий день композитор А.Александров написал к нему музыку. Эта песня сопровождала наш народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. (Звучит 1-й куплет песни на фоне плаката “Родина-мать зовет”).

Наше радио все годы войны начинало свои передачи первыми тактами этой песни. Она стала Гимном Великой Отечественной войны, песней-призывом, песней-присягой.

Так поэзия заняла свое место на переднем крае литературы.

Анну Ахматову война застала в Ленинграде. Она видела первые жестокие удары, нанесенные по столько раз воспетому ею городу. Уже в июле появляется знаменитая “Клятва”.

Вопрос к учащимся: Как звучит это стихотворение? (Как слова солдатской присяги, “что нас покориться никто не заставит”). В таблице записать тему, главную мысль стихотворения.

1-й учащийся: А. Ахматова “Клятва”.

Вопрос к учащимся: Какие думы и настроения вызывает другое стихотворение А. Ахматовой “Мужество”? (Оно выразило дух того времени, непреклонную убежденность в победе, понимание исторического смысла совершающихся событий). В таблице записать тему, главную мысль стихотворения.

2-й учащийся: А. Ахматова “Мужество”. По своей точности и лаконичности оно походит на формулу, из которой нельзя изъять ни одного слова – они словно врублены в камень от имени истории и народа. Выделенное логическим ударением слово наших (“на наших часах”) отражает неотвратимо приблизившийся переломный момент истории.

Повторение слов час, мужество подчеркивает взаимодействие разных значений слова (час – пора выбора и час – указание на время на символических часах, мужество – стойкость духа в беде, и мужество – храбрость, бесстрашие).

Около 1000 поэтов ушло на фронт, более 400 литераторов не вернулось с полей сражений. Но они верили в Победу, жили и боролись ради нее. Об этом говорят стихи неизвестного поэта из лагеря “Заксенхаузен”:

Я вернусь к тебе еще Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.

“Тихая лирика”, далекая, на первый взгляд, от “батальной”, “набатной” поэзии, в военное время также окрасилась высоким смыслом и гражданственностью. Например, лирическая миниатюра Алексея Суркова “Человек склонился над водой...”.

Вопрос к учащимся: Какие чувства волнуют А. Суркова в стихотворении “Человек склонился над водой...”? (Чувство гнева и ненависти к захватчикам. Сама непреложность этих чувств, вызванных преступлением гитлеровцев, ощутима в сдержанных интонациях). В таблице записать тему, главную мысль стихотворения.

3-й учащийся: А. Сурков “Человек склонился над водой...”

Широкую популярность в годы Великой Отечественной войны приобрела лирическая поэзия. Искренние, задушевные строки были созвучны настроениям фронтовиков, вызывали отклик в их сердцах.

Сообщение учащегося: Поэт и писатель Константин Симонов активно участвовал в Отечественной войне не только как журналист, но и рядовой боец. В июле 1941 года в Белоруссии он с нашими частями выбирался из окружения. В Крыму ходил с пехотой в атаку. За Полярным кругом с моряками пробирался во вражеский тыл. Был в сожженном Сталинграде, в осажденной Одессе и на Курской дуге. Участвовал в боевом походе подводной лодки. Побывал у партизан Югославии. Войну знал не понаслышке, испытал на себе.

Стихотворение “Жди меня...” – послание К. Симонова к любимой женщине Валентине Васильевне Серовой (1917-1975) – знаменитой в те годы актрисе кино и театра. Автор не полагал, что оно получит общественную огласку. Послание сурово сдержанно. В нем нет нежных слов, признаний в любви. Но читатель ощущает всю силу чувств поэта. Об этом говорит его убежденность, что любимая умеет ждать, “как никто другой”, а ее преданность поможет ему все преодолеть.

Вопрос к учащимся: Каким символом стала основная тема стихотворения К.Симонова “Жди меня...”? (Оно стало символом верности разъединенных войной любящих сердец. Любовь и верность оказывались на войне сильнее невыносимых испытаний и даже смерти). В таблице записать тему, главную мысль стихотворения.

4-й учащийся: К. Симонов “Жди меня...”.

Женщина и война. “Несочетаемое сочетание явлений” (Б.Васильев). Все, что мы знаем о женщине, вмещается в слово “милосердие”. Есть и другие слова – “сестра”, “жена”, “друг” и самое высокое “мать”. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.

Сообщение учащегося: Прекрасная поэтесса Юлия Друнина (1924-1992) прошла всю войну. Достигнув призывного возраста, добровольно вступила в Советскую Армию. Стала сандружинницей, участвовала в боях под Москвой. Трагический финал жизни и судьбы Ю. Друниной как последний аккорд ее негромкой поэтической сюиты осветил слишком многое на “женских” страницах летописи военных лет. Она писала о войне, ни о чем другом она писать не умела, у большинства поэтов “фронтового поколения” не было никакого, кроме фронтового, жизненного опыта. Ю.Друнина как бы страшилась, что время “стащит” ее “с тех вершин”, что новое время станет глумлением над великой эпохой, над редеющим поколением фронтовиков:

Могла ли я простая санитарка,
Я, для которой бытом стала смерть,
Понять в бою, что никогда так ярко
Уже не будет жизнь моя гореть?

Этого сердце Ю. Друниной не выдержало.

Вопрос к учащимся: Легко ли было женщине на войне? (Женщины на войне сражались и гибли наравне с мужчинами). В таблице записать тему, главную мысль стихотворения.

5-й учащийся читает стихотворение Ю. Друниной “Зинка”.

Самыми популярными на фронте были песни о любви. Об этом свидетельствует судьба стихотворения Алексея Суркова. Стихотворение вообще не предназначалось для публикации. Это письмо личное к любимой женщине. Это были 16-ть “домашних” строчек из письма к жене. А. Сурков вспоминал: “Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня дня. Так бы и остались эти стихи частью письма....Но вот композитор Листов взял этот текст и через неделю, пришел и под гитару спел новую свою песню “В землянке”... Всем показалось, что песня “вышла”...Песня действительно “пошла”. По всем фронтам от Севастополя до Ленинграда Полярного”. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающийся огонь в землянке, за друзей, играющих на гармони...

Вопрос к учащимся: О чем спешит сказать поэт любимой? (“О своей негасимой любви”). В таблице записать тему, главную мысль стихотворения.

6-й учащийся: А. Сурков “Землянка”.

(Возможен вариант исполнения песни или грамзапись песни).

Наши поэты, бойцы с каждым днем приближали нашу победу.

Поэт Сергей Орлов (1921–1977) – участник Великой Отечественной войны написал стихотворение “Его зарыли в шар земной...”.

Вопрос к учащимся: Кто герой этого стихотворения, герой войны? (Герой стихотворения – павший в бою, один из безымянных рядовых– “солдат простой”. Это стихотворение стало памятником солдату-освободителю на все времена). В таблице записать тему, главную мысль стихотворения.

7-й учащийся: С. Орлов “Его зарыли в шар земной...”, (возможен вариант грамзаписи).

Вопрос к учащимся. Каков вывод урока?

Никто не имеет власти над величием того, что сделал и пережил народ в войну. Мы гордимся ими и помним их подвиг. “И сын отца сумеет заменить, и страшен танк, сошедший с пьедестала”. Солдаты, воюющие в Чечне, доказывают это.

Всем солдатам посвящается стихотворение поэта Николая Майорова, погибшего в феврале 1942 года на Смоленщине. Стихотворение называется “Мы”(1940).

Подведение итогов урока:

  1. Назовите эпиграф урока?
    “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле” (А.Твардовский).
  2. Каковы же были задачи искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны?
    (Помогать своим словом ковать волю народа к победе, давать силы перенести суровые испытания, помогать людям жить).

Домашнее задание (по выбору учащихся):

  1. Выразительное чтение с листа стихотворения военной поры.
  2. Написать эссе на тему “Какие чувства у меня вызывает лирика военных лет?”

Комментирование оценок.

Эпиграф к теме__________________________

  Автор Название стихотворения Основная мысль,тема
1 А.Ахматова “Клятва”
“Мужество”
 
2 А.Сурков “Человек склонился над водой”  
3 К.Симонов “Жди меня”  
4 Ю.Друнина “Зинка”  
5 С.Орлов “Его зарыли в шар земной”  

Группа________________________

Фамилия И._____________________