Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени" в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Тема урока: Суффиксы действительных и страдательных причастий (6-й класс).

Тип урока: Урок - закрепление материала.

Вид урока: Урок-экскурсия.

Технология: Элементы игровой технологии, технология дифференцированного обучения.

Цели:

- формировать навыки правильного написания суффиксов действительных и страдательных причастий;

- соотносить суффиксы страдательных и действительных причастий с образованием от глаголов определенного спряжения и вида;

- различать страдательные и действительные причастия;

- способствовать формированию умений выделять главную мысль, делать выводы;

- развивать элементы воображения в процессе написания связного текста после прослушивания «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского;

- развивать эстетические представления и художественный вкус у учащихся на примере произведения великого классика музыки П.И. Чайковского;

- на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям.

Знать: Опознавательные признаки суффиксов действительных и страдательных причастий; правило их выделения на письме, содержание таблицы «Образование суффиксов страдательных и действительных причастий».

Уметь:

- выделять суффиксы страдательных и действительных причастий;
- строить предложения со страдательными и действительными причастиями;
- исправлять речевые ошибки, связанные с нарушением стилевого единства.

Попутное повторение: Словосочетание, прямая речь, морфологический разбор глагола.

Оборудование и материалы к уроку: Игровая таблица «Автобус-причастие», фотографии всех учеников класса формата 8x5 см, разноуровневые задания, папки с индивидуальными заданиями по теме «Причастие», пьеса Чайковского «Старинная французская песенка». Портрет Л.Н. Толстого, фотография музея - усадьбы «Ясная Поляна», карта окрестностей Ясной Поляны, эпиграф со словами Толстого к уроку.

«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» (Л.Н. Толстой)

Ход урока

I. Вступительное слово

Сегодня мы продолжим изучение одной из самых интересных тем в курсе русского языка: «Причастие». Наш урок предусматривает виртуальную экскурсию. Куда и к кому в гости вы сейчас отправитесь, узнаете, выполнив определенное задание. Сегодня в наш класс пришла телеграмма.

Телеграмма

Ребятам 6-го б класса от бригадира грузчиков Недоглядкина.

При транспортировке экскурсионного автобуса под названием «Причастие» грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть свою вину, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложения. По причине неграмотности это было сделано быстро и неверно. Попробуйте восстановить справедливость, и вы узнаете, какую и куда виртуальную экскурсию мы с вами совершим.

1. Музей, упражняющийся до глубокой старости с гимнастическими гирями и в 80 лет совершавший поездки верхом, называется Ясной Поляной.

2. Исследователи, являвшиеся любимой игрой Льва Николаевича, по сей день спорят о нем и выискивают интересные факты биографии.

3. Человек, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор, заслуживает уважения.

4. Шахматы, общавшиеся хоть раз с великим мастером слова, были для него средством отдыха.

Ответы, соответственно:

1. Музей, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор, называется Ясной Поляной.

2. Исследователи, изучающие творчество и личность великого писателя, по сей день спорят о нем и выискивают интересные факты биографии.

3. Человек, упражняющийся до глубокой старости с гимнастическими гирями и в 80 лет совершавший поездки верхом, заслуживает уважения.

4. Шахматы, являвшиеся любимой игрой Льва Николаевича, были для него средством отдыха.

Итак, делаем выводы

О ком идет речь, по-вашему? И в какое место виртуальную экскурсию мы совершим.

Обозначаем цели и задачи урока

- Что мы будем сегодня делать на уроке?

- Чем заниматься?

(Вместе с учащимися формулируем цели и задачи урока.)

II. Словообразовательная минутка

Давайте теперь посмотрим, от каких глаголов образованы причастия из данных предложений. Акцентируем внимание на том, что это действительные причастия (от глаголов совершенного и несовершенного вида I и II спряжения).

Не потерявший → не потерял (прош. вр.) → не потерять
находящийся → находится (наст. вр.) → находиться
изучающий → изучает (наст. вр.) → изучать
упражняющийся → упражняется (наст. вр.) → упражняться
совершавшийся → совершался (прош. вр.) → совершать
являвшийся → являлся (прош. вр.) → являться

- делаем вывод, что данные причастия образованы от глаголов совершенного и несовершенного вида I и II спряжения.

«Потерянные» суффиксы возвращаются в кармашки таблицы-автобуса «Причастие» (Рисунок «Таблица-автобус с суффиксами»).

III. Учащиеся делают на выбор морфологический разбор любого из глаголов (у доски 1 человек)

IV. Продолжаем виртуальное путешествие дальше

Дифференцированная работа по карточкам

Учащиеся получают 3 вида карточек по темам «Причастный оборот» и «Действительное и страдательное причастие».

1. Для сильных учащихся. A

а. Ровно в 7 утра со складной тростью-стулом из Яснополяненского дома на прогулку выходил Толстой погруженный в свои мысли.

б. Привычка выработанная годами трудиться в своем кабинете с 9 утра до 14-30 дня сохранилась до старости.

в. Школа открытая Толстым и его дочерью Марией Львовной для деревенских ребятишек имела большой успех.

г. Мария Львовна обожаемая отцом помогала ему во всем.

д. Яблонь посаженных самим Львом Николаевичем в усадьбе было около 80 сортов.

е. Голосом дрожащим от волнения Толстой говорил: «Пусть пропадет вся эта цивилизация … только музыку жалко!

Найти предложения с причастными оборотами, выделить суффиксы причастий, показать, от какого слова образованы причастия.

2. Для среднего уровня. B

а. Ровно в 7 утра со складной тростью-стулом из Яснополяненского дома на прогулку выходил Толстой, погруженный в свои мысли.

б. Привычка, выработанная годами, трудиться в своем кабинете с 9 утра до 14-30 дня сохранилась до старости.

в. Школа, открытая Толстым и его дочерью Марией Львовной для деревенских ребятишек, имела большой успех.

г. Мария Львовна, обожаемая отцом, помогала ему во всем.

д. Яблонь, посаженных самим Львом Николаевичем, в усадьбе было около 80 сортов.

е. Голосом, дрожащим от волнения, Толстой говорил: «Пусть пропадет вся эта цивилизация … только музыку жалко!

Определить действительные и страдательные причастия в тексте, указать их время.

3. Для слабых учащихся. C

а. Ровно в 7 утра со складной тростью-стулом из Яснополяненского дома на прогулку выходил Толстой, погруженный в свои мысли.

б. Привычка, выработанная годами, трудиться в своем кабинете с 9 утра до 14-30 дня сохранилась до старости.

в. Школа, открытая Толстым и его дочерью Марией Львовной для деревенских ребятишек, имела большой успех.

г. Мария Львовна, обожаемая отцом, помогала ему во всем.

д. Яблонь, посаженных самим Львом Николаевичем, в усадьбе было около 80 сортов.

е. Голосом, дрожащим от волнения, Толстой говорил: «Пусть пропадет вся эта цивилизация… только музыку жалко!

Определить действительные и страдательные причастия в тексте.

При проверке задания обращаю внимание ребят на оформление доски. На доске – иллюстрации дома - усадьбы в Ясной Поляне, школы, рояля, который находится в доме-музее.

Проверку задания начинаем с карточки С. Делаем выводы:

- От глаголов какого вида образованы страдательные причастия настоящего времени?
- От всех глаголов можем образовать страдательные причастия?
- Объясните выбор гласной в причастии обожаемая.
- От глаголов какого вида образуются причастия прошедшего времени?

Итак, в кармашек автобуса - таблицы попадают суффиксы страдательных причастий прошедшего и настоящего времени (-т-, -ен-, -нн-, -ем-, -ом-, -им-).

V. Словарная работа

На доску с самого начала урока помещены распечатки со словами цивилизация, образование.

Объясняем значения слов, ребята обращаются к словарю Ожегова.

Задание: Составляем словосочетания со словарными словами цивилизация, образование по схеме причастие + существительное, где причастие может выступать в роли и главного и зависимого слова. (Ребята придумывают и записывают словосочетания.)

Подводим итоги.

- В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который действует сам? (Это словосочетания с действительными причастиями.)

- В каком – признак того предмета, который испытывает на себе действие? (Это словосочетания со страдательными причастиями.)

Обращаем внимание на место причастия по отношению к определяемому слову.

VI. Работа с папками индивидуальных заданий

В папку дети собирают выполненные работы по теме «Причастие», проводят работу над ошибками и в отдельный кармашек складывают карточки с дидактическим материалом, который они готовят сами по желанию к уроку.

Сейчас это должны быть карточки по теме «Страдательные и действительные причастия».

VII. Музыкальная минутка

Слово учителя: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец», - говорил старший сын писателя Сергей Львович, сам талантливый музыкант и композитор. Сейчас мы прослушаем одно из любимых произведений детей Толстого, которое не раз исполнял в детстве маленький Сережа.

П.И. Чайковский. «Старинная французская песенка» (1,5 минуты).

- Что вы почувствовали, прослушав это произведение? Какие образы возникли у вас? Давайте для начала попробуем записать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, которые можно употребить при создании музыкальной картинки. (Могут быть представлены причастия: созданный, нарисовавший, изображенные, звучащая, притягивающая, интригующая и т.д.) Составьте 4-5 предложений связного текста, употребив действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени. Выделите суффиксы.

Зачитываются 2-3 работы.

Слово учителя: Каждый из вас услышал в музыке Чайковского что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям.

VIII. Подведение итогов урока

- Что вам показалось наиболее важным на уроке?
- Какие задания показались наиболее трудными?

- Сегодня мы не только потренировались в написании действительных и страдательных причастий, посмотрели, как причастие участвует в создании текста, исправили ошибки, связанные с употреблением причастий. Мы еще раз с вами побывали на родине великого мастера русского слова Л.Н. Толстого, а реальная экскурсия нас ждет впереди, в апреле.

IX. Домашнее задание

Написать письмо Льву Толстому «О чем бы я хотел(а) поговорить с Толстым». Употребить в тексте действительные и страдательные причастия.

По мере выполнения заданий и выслушивания ответов ребят, в «кабину водителя» автобуса «Причастие» помещаются в первый ряд фотографии учащихся, получивших пятерки при ответах. Во второй ряд – четверки. Ребята знают, что в течение всего урока происходит их оценивание.

Литература, использованная при подготовке к уроку

  1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6-й кл.»/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. – 2-е изд., – М.: Дрофа, 2004.
  2. Современный урок. Часть I. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2004.
  3. Дидактика и методика личностно-ориентированного урока. Из опыта работы педагогов школ Южного учебного округа г.Москвы./ Под. ред. Т.А. Дождиковой. – Москва, 2001 г.
  4. О Толстом. Воспоминания и рассказы./ В.Ф.Булгаков. – Тула: Приокское книжное издательство, 1978.