Открытый урок на тему "Строка, оборванная пулей"

Разделы: Литература


Предмет: Литература, урок внеклассного чтения.

Форма: Устный журнал.

Тема: «Строка, оборванная пулей» (по лирике Великой Отечественной войны)

Продолжительность: 1 урок.

Класс: 11.

Использованные материалы:

1. Антология «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне» / сост. М. А. Бенина, Е. П. Семенова - М.: Академический проект, 2005.

2. Ковалёв Д. Имена на поверке - М.: Молодая гвардия, 1975.

3. Коган А., Корзинкина З. Строка, оборванная пулей -  М.: Московский рабочий, 1976.

4. Иллюстрации:

- http://photo.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/pavel_kogan/ (Павел Коган);

- http://www.hlebnikov.ru/venok/texts/kulchitskyi.htm (Михаил Кульчицкий);

- http://www.ruvr.ru/main.php?lng=rus&q=5673&cid=87&p=11.08.2006 (Всеволод Багрицкий);

- http://www.klassika.ru/stihi/smolenskij/ (Николай Майоров);

- http://foto.rambler.ru/users/marinaga07/5/1/ (Елена Ширман);

- http://www.newclassics.ru/events/958/ ( Плакат «Отстоим Москву», художники Н. Жуков и В. Климашин);

- http://old.sgu.ru/rus_hist/?wid=407 (Плакат «За Родину, за Сталина!», художник Н. Жуков);

- https://his.1sept.ru/2004/47/4.htm (Художник К.И. Финогенов. Герой Советского Союза А.П. Иванов).

Цель: Познакомить обучающихся с биографиями и творчеством молодых поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны; помочь понять проблематику их лирики и эпоху 30–40-х годов XX века через стихи.

Задачи:

1) Образовательные: совершенствовать речевые навыки обучающихся при подробном пересказе и ответах на обобщающие вопросы.

2) Развивающие:

- формировать умения выразительного чтения стихотворений;
- формировать эстетический вкус обучающихся во время исполнения стихов и песен;
- развивать внимание и познавательный интерес выпускников.

3. Воспитательные:

- способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
- способствовать формированию во время урока нравственных позиций учащихся.

Методические приёмы: Подготовленные сообщения и выступления учащихся; обобщающая беседа по материалам урока.

Оборудование: ПК с мультимедийным проектором, магнитофон с записью песни «Священная война» (слова Исаковского, музыка Александрова), распечатка стихов для заучивания наизусть и песни «Бригантина» (слова Когана, музыка Лепского), распечатка текстов биографий поэтов-фронтовиков, стенд с фотографиями и репродукциями картин о Великой Отечественной войне.

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка оборудования, технического оснащения, подготовка учащихся к началу учебного занятия.

II. Ввод в тему урока

Нередко на поверке перед строем полка командир называет имя солдата. «Пал смертью храбрых в боях за Родину», - отвечает правофланговый. И редко кто знает, что эта традиция русской армии впервые появилась на Кавказе, в Тенгинском полку, где служил в начале XIX века известный вам поэт. Кто? (М.Ю.Лермонтов.) Вместе с другими лучшими традициями нашей армии она перешла в современные Вооружённые силы, потому что в ту минуту, когда произносятся знаменательные слова, у всех – от ветерана до новобранца – встаёт перед глазами образ человека, навечно внесённого в списки части. Умерший за нас, он остаётся жить; незримый, находится в строю.

Целеполагание (ясность и чёткость постановки цели и задач урока).

(Слайд 1. Приложение 1)

Из тысячи с лишним писателей, ушедших на фронт в годы Великой Отечественной войны, 21 стали Героями Советского Союза, свыше 400 погибли в боях. Один из них, Павел Коган, писал о своём поколении:

Разрыв - травой, травою – по великой
Мы прорастём по горькой, по великой,
По нашей кровью политой земле.

Эти слова возьмём эпиграфом к уроку. (Звучит песня «Священная война».) Сегодня мы узнаем лишь пять имён поэтов фронтового поколения.

(Слайд 2)

III. Устный журнал (Приложение 2, Приложение 3)

Сообщения обучающихся, чтение стихов, исполнение песни «Бригантина».

1. Всеволод Багрицкий. (Слайд 3)
2. Павел Коган. (Слайд 4 - 6)
3. Михаил Кульчицкий. (Слайд 7 - 9)
4. Николай Майоров. (Слайд 10)
5. Елена Ширман. (Слайд 11)

IV. Итоги урока

1. Какие имена поэтов Великой Отечественной войны  вы узнали сегодня?
2. Какие качества объединяли их?
3. О чём писали стихи?
4. Актуальны ли для нашей эпохи эти тексты?
5. Как объясните аллегорию П. Когана: «Я с детства не любил овал, / Я с детства угол рисовал»?
6. Почему этот же поэт утверждал: «Плохие песни мы сложили о поразительных делах»?
7. Почему М. Кульчицкий считал, что «самое страшное в мире – это быть успокоенным»? Кого он славил в стихах?
8. С кем спорил этот поэт, говоря: «Война ж совсем не фейерверк…»?
9. Могли бы вы «за четыре строчки Пастернака», как Н. Майоров, отказаться от любви? Как характеризует это заявление автора стихов?

V. Вывод

Сегодня мы узнали о жизни и творчестве пяти молодых поэтов, чья строка была оборвана пулей на дорогах Великой Отечественной войны. По-разному складывались их биографии, но трагически - светлый конец одинаков. Они выполнили до конца долг перед Отечеством, сложив свои смелые головы в смертельной схватке с врагами. (Слайд 12)

Время было суровое, тревожное, но изумляет в их творчестве любовь ко всему светлому и доброму. Даже о самой жертвенности их жизненного подвига, даже о смерти они смогли сказать жизнеутверждающе. Вот строки Владимира Булаенко, украинца, погибшего в Латвии в 1944 году:

Коль умрём – на могилах у нас
Вырастут штыки и знамёна.

Может, потому, что лирики огненных лет были все молоды, у них всё ещё было впереди… И, кто знает, в каких поэтов они могли вырасти. Но уже то, что они пошли на фронт добровольцами и отдали Родине всё, что могли, саму жизнь, делает их достойными бессмертия. Пусть вечно звучат их имена на поверке, а короткие биографии этих поэтов, их стихи, в которых отразились мысли и чувства, характерные для целого поколения, надеюсь, ещё раз заставили вас подумать о цене Победы 1945-го года.

Оценки за урок, домашнее задание.