Использование мультимедийных средств в процессе формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения

Разделы: Иностранные языки

Класс: 4

Ключевые слова: игровая деятельность, мультимедийная среда, метод тематического погружения


Развитие новых технологий передачи знаний и информации влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в методах обучения. Сознавая, что в обозримом будущем общеобразовательная школа по-прежнему останется классно-урочной, учителя-практики перспективы этой системы связываем с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения, с совершенствованием типов уроков и их модулей. Мультимедийные технологии (МТ), как ничто другое, позволяет интегрировать эти два направления методических поисков.

В настоящее время для школ наиболее доступными средствами обучения являются Мультимедийные продукты, распространяемые на CD-дисках. С помощью мультимедийных приложений можно: во-первых: успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам иноязычной речевой деятельности – письму, чтению, говорению, аудированию, переводу; во-вторых: достигается индивидуализация обучения, т.к. каждый ученик может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную скорость усвоения материала.

На сегодняшний момент одним из перспективных и важных направлений теоретических и экспериментальных исследований может стать комплексный подход к использованию мультимедийных технологий при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения). Именно такое, а не эпизодическое, использование компьютера и МТ позволит учащемуся, в частности, осознать, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания.

Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.

В нашей гимназии мы применяем модель обучения, в которой использование компьютера и мультимедийных технологий действительно становится важным органичным элементов в процесс школьного обучения, причем в рамках существующей классно-урочной системы. В основе этой модели лежит погружение в мультимедийную среду при изучении определенной темы или раздела учебного курса, названное методом тематического погружения на основе комплексного использования мультимедийных технологий. Такое локальное погружение в мультимедийную среду заключается в том, что все уроки избранной темы некоторого курса проводятся с использованием интерактивной доски (компьютера, проектора) путем формирования и использования соответствующего тематического мультимедийного комплекса (модуля).

В основе любого погружения как метода лежит создание особой среды, влияющей на восприятие, запоминание и воспроизведение учебного материала. Особой средой в случае использования метода тематического погружения является мультимедийный комплекс, который включает в себя три основных компонента:

  • традиционный учебно-методический комплект;
  • программно-аппаратный комплект “Интерактивная доска” (проектор);
  • библиотека мультимедийных компьютерных моделей.

Использование МТ, а также различных мультимедийных продуктов позволит формировать, а в дальнейшем и поддерживать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Мы понимаем, что одним из главных факторов, обеспечивающим эффективный и успешный процесс обучения (в начальной школе) является интерес учащихся к этому процессу. В основе мотивации – потребность. Коммуникативная мотивация – такой ее вид, который обеспечивает инициативное участие человека в общении (как в жизни, так и на уроке), в основе коммуникативной мотивации лежит потребность 2 видов:

  • потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному;
  • потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность “вмешаться” в данную речевую ситуацию (это ситуативная мотивация, уровень которой определяется тем, как мы обучаем – как создаем речевые ситуации, какой используем материал, приемы, формы работы).

Формирование мотивов – это прежде всего создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознанию их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Потребность в знаниях, потребность высказаться стимулирует личную активность в процессе обучения, что является мотивационным фактором.

Необходимо создать такие условия, в которых возникает эта потребность высказаться, а значит и появляется желание узнать и выучить новые слова, и как это сказать по-английски.

Начальный этап обучения иностранному языку является самым главным, так как на данном этапе закладываются универсальные коммуникативные умения, которые станут первыми вехами в достижении конечных целей: слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при чтении и слушании, использовать эту информацию в собственных высказываниях, общаться в письменной форме. Все перечисленные умения формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. А именно, происходит формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Необходимо, чтобы формирование данной компетенции происходило в единстве всех ее составляющих:

  • коммуникативно-речевой;
  • лингвистической;
  • социокультурной;
  • методической.

Коммуникативно-речевая компетенция предполагает наличие у учащихся потенциальной возможности для проявления требуемого уровня коммуникативных умений во всех основных видах речевой деятельности: аудирования, говорении, чтении, письме, переводе.

Лингвистическая компетенция включает владение основными языковыми аспектами – фонетикой, лексикой, грамматикой – в качестве необходимой основы для формирования коммуникативно-речевых умений.

Социокультурная компетенция выражается в раскрытии через иностранный язык общечеловеческих ценностей, в формировании личности, ощущающей свою принадлежность к международному и европейскому сообществу. Социокультурная компетенция связана с формированием уважения и положительного отношения к народу, язык которого изучается, к его истории, культуре.

Методическая компетенция проявляется в общеучебных умениях, умении самостоятельно работать со справочной литературой, приобретать необходимые знания в использовании рациональных приемов умственного труда.

Для достижения этой цели (формирование коммуникативной компетенции) все ситуации должны быть личностно-ориентрованные и коммуникативно-направленные.

В своей работе я реализую личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Данный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. На уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся. Для этого необходима определенное содержание и организация учебного процесса.

Необходимо организовать работу детей, таким образом, чтобы постепенно формировать у них потребность в совершенствовании своих знаний не только на уроке, но и чтобы у них появлялась потребность в самостоятельной работе над языком.

Ведущая деятельность является игровая. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы “впечатывать” его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. Коммуникативные игры (“интервью”, ролевые) позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная задача - моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров. На данном этапе можно использовать такие мультимедийные продукты, как “Enjoy English. Games and songs” (“Титул” 1997), “Top songs”(OUP, 2004). Необходима широкая опора на зрительную, слуховую и моторную наглядность, которая не только стимулирует разные анализаторы, но и мобилизует разные виды памяти, включая двигательную. Полезно петь песни и пропевая речевые образцы: это помогает выработке правильной интонации и артикуляции звуков, запоминанию слов, фраз. Для динамической паузы, игры с элементами движения (что способствует формированию, развитию и совершенствованию лингвистической компетенции).

Использование таких мультимедийных продуктов, как мультфильмы, помогает формировать, развивать, а в дальнейшем и совершенствовать социокультурную компетенцию.Одной из важной составляющей цели образования является формирование личности через приобщение к культуре, истории, и быту другого народа, воспитание дружелюбного, уважительного отношения к людям. Наряду с детским фольклором, традициями, мультфильмы, с их главными героями, которые смотрят их сверстники в англоговорящих странах, становятся одним из путей вхождения в культуру носителей языка.

В своей работе с учащимися начальных классов использую мультфильмы серии “Wallace and Gromit: in a Close Shave”, “Wallace and Gromit: in the Wrong Trousers”, “Wallace and Gromit: in a Grand Day Out”(OUP, 2004), “Three Billy-Goats” ”(OUP, 2004).

Мне бы хотелось рассказать о дополнительных средствах, которые я использую в процессе формирования коммуникативной компетенции.

Дидактическое пособие “Flashcards” огромное поле деятельности, в зависимости от целей могут использоваться и как для формирования произносительных, грамматических и лексических навыков (невербальная семантизация), формирования умений и навыков устной и письменной речи (что способствует формированию, развитию и совершенствованию коммуникативно-речевой и лингвистической компетенции).

На примере урока по теме “Giving birthday presents” (УМК “Enjoy English-2” М.З.Биболетова, О.А.Денисенко и др., Unit 1. Section 3) мне бы хотелось показать использование мультимедийных средств для формирования и развития коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения.

Методическая разработка урока

Тема: “Giving birthday presents”, 4 класс.

Интегрированный урок (аудирование + говорение).

Задачи:

Формировать и развивать лингвистическую компетенцию:

  • автоматизировать произносительные навыки по теме;
  • закрепить лексико-грамматический материал предыдущих уроков.

Формировать и развивать коммуникативно-речевую компетенцию:

  • развивать умения и навыки аудирования;
  • развивать умения и навыки устной речи в микродиалоге, используя фразы: What would you like to get for your birthday? – I would like to get..

Формировать и развивать социокультурную компетенцию:

  • развивать уважительное отношение к культуре изучаемого языка, друзьям и близким.

Оборудование: УМК “Enjoy English-2” М.З.Биболетова, О.А.Денисенко и др., компьютер, проектор.

Наглядное пособие: “Flashcards”.

Мультимедийные продукты: “Wallace and Gromit in “The wrong trousers”, “Top songs”. Таблица

Этапы работы

Формы взаимодействия

На доске – наглядное пособие (картинка, посвященная дню рождению).

I. Приветствие.

Т. Oh, look at these children. Where are they? (Cлайд № 1-5, см. Приложение 1)

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?

T. Do you like to celebrate your birthday? (Brainstorm)

Birthday (слайд № 6).

Which words come to your mind when you think of your birthday?

На доске (фонетическая зарядка слайд 7-19, см. Приложение 1).

Birthday
Bird, birthday
Candle, balloon
Hat, happy.

- Let’s sing a song all together.

- Let’s watch and complete the song (“Top songs” – p. 17. N1) (слайд 20, см. Приложение 1).

(Можно задать вопрос на внимание: – How old are Thomas and Jessica?)

II. And now we are going to Gromit’s birthday (на доске картинка с изображением собаки). (Слайд 21, см. Приложение 1)

- Let’s watch all of episode one (p.4 ex.1, 2).

- Let’s watch section one more attentively.

Before you watch

На доске слова, картинки для невербальной семантизации (слайд 23. см. Приложение 1) p.5 ex.1.

While you watch

p.5 ex.2 (слайд 24. см. Приложение 1).

After you watch

1. p.5 ex.3 (слайд 25, см. Приложение 1).

Do you like to get presents? (Слайд 26, см. Приложение 1).

Let’s work in groups (3 groups) – Top songs p.18 ex. 4.

(Раздать бумаги – лимит времени, кто сможет больше написать. Слайд 27, см. Приложение 1)

T. What presents would you like to get for your birthday?

P1: I would like to get … for my birthday.

III. Подведение итогов.

Д\з: р.13 № 31.

T - Cl

 

T

P1 P2 P3

 

 

 

1. Ps с места называют слова, учитель пишет на доске.

2. Let’s work in 2 groups. Ученики в группах на листах бумаги пишут слова. Прикрепляют на доску и читают.

Gr1 – Gr2

 

T - Cl

Class work

Pair work

 

T - Cl

Pair work

 

Pair1-Pair2-Pair3

 

T - Cl

 

индивидуально

 

T - Cl

Gr.1, Gr.2, Gr.3

 

 

T – P1-P2-P3…