Внеклассное мероприятие по математике в 5-м классе "Математическое путешествие в страну Геометрия"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • развивать интерес к изучению математики;
  • пропедевтика геометрии;
  • развивать умение выслушивать мнение другого и работать в группе, коллективе.

1. Вступление (Приложение)

Мы отправляемся в путешествие в страну “Геометрия” (слайд 1. Презентация)

Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Слово “геометрия” - греческое, в переводе на русский язык означает “землемерие”. Такое название связано с применением геометрии для измерений на местности.

Примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность. Геометрия широко применяется на практике. Ее надо знать всем – и рабочему, и инженеру, и архитектору, и художнику. (Слайд 2)

Путешествуя по стране “Геометрия”, мы посетим следующие города (слайд 3): 1) “Танграм”; 2) “Лабиринт”; 3) “Треугольный”; 4) “Четырехугольный; 5) “Кроссвордный”.

Наше путешествие пройдет под таким девизом (слайд 5).

Девиз:

Мы с первого класса знаем, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.

Чтобы отправиться в путешествие нужно взять с собой маршрутно-контрольные листы. В каждом городе вы пробудете 5 мин. В конце путешествия надо сдать контрольные листы контролерам.

(Заготовить чистые листы, карандаши, линейки, ластики - по 10)

Каждой команде предлагаю нарисовать одного или нескольких человечков с помощью трех геометрических фигур: прямоугольника, треугольника и окружности (слайд 5).

<рисунок 1>

2. Первый город, который мы с вами посетим это “Танграм” (слайд 6).

(Заготовить 15 разрезанных квадратов и клей)

Каждой команде предлагается карточка с тремя фигурками. Надо как можно больше фигурок приклеить на лист бумаги. Каждая фигурка оценивается в 5 баллов. Примеры таких фигурок приведены на слайде.

<рисунок 2>

Вам нужно составить фигурки собаки, зайчика или лебедя или кого вы сможете сделать.

3. В Городе “Лабиринт” нужно выполнить следующее задание (слайд 7).

<рисунок 3>

Посыльному надо срочно доставить девять пакетов в пункты, отмеченные на плане звездочкой (рис 3). Он посмотрел на план и быстро сообразил, как надо ехать. Посыльный вручил пакеты, объехав пункты, ни разу не проезжая дважды одним и тем же путем. Какой маршрут он выбрал? (3 балла)

4. А теперь на нашем пути возник город “Треугольный” (слайд 8).

Нас встречает житель этого города. Из сколько треугольников он состоит? (8 треугольников)

<рисунок 4>

И он приготовил для вас вопросы. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. (Cлайд 9).

<рисунок 5>

1. На каждой стороне треугольника мальчик нарисовал три кружочка. Сколько кружочков нарисовал мальчик?

2. У каких треугольников каждая из вершин принадлежат окружности?

3. На сколько частей разделен круг?

4. Продолжите стороны четырехугольника так, чтобы получилось четыре треугольника.

Решите ребус (ломаная) (слайд 10).

<рисунок 6>

Ребята посмотрите, что вы видите на экране?   “Линии” (слайд 11).

<рисунок 7>

Чем отличаются линии одной группы от линий другой?

5. Следующий интересный город “Четырех угольный” (слайд 12, 13).

Выполните задание по листочкам и ответьте на вопросы. (Подготовить два чистых листка бумаги, каждый подписать: город “Четырехугольная”, и один листок с вопросами.

Каждый ответ оценивается в 1 балл.

1. Вычислите площадь фигуры, оставшейся от выреза в прямоугольной пластине (576 см2).

<рисунок 8>

2. Из 10 спичек составлен рисунок ключа. Переложите в нем 4 спички так, чтобы получить 3 квадрата.

<рисунок 9>

3. Доску длиной 4 м распилили на части по 1 м Чтобы отпилить 1 м, нужно 5 мин. За сколько времени можно распилить всю доску? (15 мин)

4. Как разделить квадрат двумя отрезками так, чтобы получилось три треугольника, причем два из них равные

5. Имеется квадратный пруд (слайд 14). По углам его, недалеко от воды, растут четыре старых ели. Как увеличить площадь пруда, сохранив квадратную форму так, чтобы эти ели не были затоплены водой, а стояли у берегов нового пруда?

<рисунок 10>

6. Сколько квадратов в квадрате (9 квадратов) (слайд 15).

<рисунок 11>

7. Последний Город “Кроссвордный” (слайд 16).

Отгадайте кроссворд. Правильно отгаданный кроссворд оценивается в 5 баллов.

<рисунок 12>

По горизонтали: 1. Фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки. 2. Точка, из которой выходят стороны угла. 3. прямоугольный параллелепипед, все ребра которого равны. 4. Наука о свойствах геометрических фигур. 5. Часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца. 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 7. Четырехугольник, у которого все углы прямые.

По вертикали: 1. Фигура, которую можно получить, соединяя две точки линией по линейке. 2. Геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей, выходящих из одной точки. 3. Сумма длин всех сторон треугольника. 4. Угол, величина которого равна 90°. 5. Фигура, которую можно получить из отрезка, если неограниченно продолжить его в оба конца по линейке. 6. Прибор, который служит для измерения углов в градусах. 7. Единица длины.

8. Если ситуация спорная, то команды составляют слова из слова “транспортир” (слайд 17).

Транспорт, спорт, тир, рот, наст, тропа, сон, пост, нарост, порт, сон и т.д. Побеждает команда, которая составила наибольшее количество слов.

В заключение, пока жюри подводят итоги, дети показывают сценку.

Заседание геометрических фигур

Председатель - прямоугольник

Я открываю заседанье и должен высказать, что очень рад
Приветствовать почтенное собранье
Определим гостей подряд и выясним их званье
Какие свойства их, как их зовут.
Пусть младшие начнут (подходит точка)
Кто тут? Я ни чего не вижу
Будь добр и подойди поближе

Точка.

Я невидимка. В этом суть моя
Коль веришь ты, что существую я
Меня всегда изображают прикосновением карандаша иль мела
И буквою одной обозначают.
Но я пред всеми заявляю смело, что без меня и линей нет:
Они – движения точки след
Хотя меня нельзя измерить,
Настолько я ничтожно и мала
Но все собрание могу уверить,
Что в геометрии я пользу принесла

Прямоугольник. Хоть ты действительно мала, но и полезна, в этом нет сомненья.

Чья дальше очередь? По списку линия прямая.

Прямая.

Я здесь. Сейчас я вертикальна, могу, однако же, принять любой наклон,
Могу и лечь горизонтально
Фигурам я служу в качестве сторон
Но не в этом только мое назначенье
Я между точек двух короче линей всех,
Притом одно имею измеренье.

Прямоугольник.

Что ты худа, считать нельзя за грех,
А рядом кто с тобой?

Окружность.

А я - окружность, я шарику родня
Внутри меня есть точка не простая
Зовется центром она, от точек всех моих она равноудалена
Часть плоскости я заключаю в круг
Внутри меня прямой отрезок - хордою зовется
Чем ближе к центру, тем она длинней
Часть круга между хордой и дугой зовут сегментом

Прямоугольник.

Нет, постой!
Что будет если хорда через центр пройдет?

Окружность. Её диаметром геометр зовет.

Прямоугольник. А сколько ж у тебя диаметров?

Окружность.

Ох, много…
Их – бесконечность, выражаясь строго
При том, заметьте, что из них любой всегда есть радиус двойной.

Прямоугольник. А радиус что это?

Окружность.

То – всякая прямая, что к центру тянется,
Его, соединяя с любой из точек мне принадлежащих.

Прямоугольник.

Твой обстоятельный доклад я выслушать душевно рад
Мы в протоколе все отметим,
И, если надобность, какую встретим, мы вызовем тебя
Теперь катись.
Но от похвал, смотри не возгордись.
За кем черед? Кто ты? Без головы с двумя ногами.

Угол.

Я – угол, коль угодно вам
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами
Мы – разные углы
Я, например, прямой
Бывают острые, тупые
Они мне братья, но разные у них объятья,
Тупой мне старший брат, и верьте мне на слово, всегда он более прямого
А острый – младший брат,
Ручаюсь головой,
Что угол этот меньше чем прямой

Прямоугольник. Кто за тобой?

Треугольник.

Зовусь я треугольник.
Со мной хлопот не оберется школьник
Ведь я – часть плоскости, имею три угла,
Попарно три прямых пересекаясь
Мне к трем углам дают три стороны
По-разному всегда я называюсь.
Когда углы иль стороны даны
Коль острые все углы, я остроугольный.
С одним тупым – тупоугольный я
Коль остры два, а третий прям
Прямоугольный я.
По сторонам бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я величаюсь.

Прямоугольник.

Кто следующий?
Рекомендуюсь: я квадрат,
Любую площадь я измерить рад
В глубокой древности я – мера площадей,
Она – в квадрате стороны моей
Имею я четыре стороны и все они равны.

Многоугольник.

Своих прямых углов лишился он,
но не утратил равенство сторон.

Прямоугольник.

Ну что ж, друзья мои!
Мы от собрания гостей достаточно узнали новостей
Благодарю, что аккуратно вы явились
И честно потрудились все ваши свойства объяснить
Теперь легко ребятам изложить
Суть геометрии.
Прощайте, но только ваших свойств не забывайте
Признательность свою вам изъявляю и заседанье закрываю.

9. Подведение итогов игры, награждение победителей.

Город “Треугольный”

№ задания Ответ
1  
2  
3  
4  
5  
Количество баллов  

Контрольный лист каждой команды

Название города

Количество набранных балов

Танграм  
Лабиринт  
Треугольный  
Четырехугольный  
Кроссвордный  

ИТОГО

 

Используемая литература

1. Еженедельная учебно-методическая газета “МАТЕМАТИКА” № 2 / 2002 г. Издательский дом “Первое сентября”.

2. Ф.М. Шустеф. “Материал для внеклассной работы по математике”. Минск. “Народное асвета” 1968.