Разработка урока по теме "Закрепление. Три склонения существительных" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных.
  2. Упражнение в определении склонения имён существительных в начальной форме и косвенных падежах.
  3. Развитие логического мышления, внимания, памяти, речи.

Оборудование: изделия из стекла, карточки, картинки, таблицы, плакат «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Литература: Г.А. Бакунина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», В. Суслов «Твоё дело».

Ход урока

1. Орг. момент.

– Ребята, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (О склонении имён существительных).

– Правильно, тема сегодняшнего урока – «Закрепление. Три склонения имён существительных».

– Запишите число, классная работа.

–  А начать наш урок я хотела бы со строк Владимира Маяковского:

У меня растут года,
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?

– Вам ещё нет 17, но время от времени вам в голову приходят те же вопросы. Кто-то хочет стать врачом, а кто-то шофёром. У каждого человека есть своё дело. В жизни очень важно найти любимое дело. Оно будет и у вас, вы его найдёте. И запомните: в любом деле нужны точность, старательность и аккуратность.

2. «Минутка чистописания». Разбор фонетический и по составу.

– И на «минутке чистописания» они тоже очень нужны. А какие буквы вы будете писать, определите, если выполните задание.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Запишите их, разберите по составу, вставьте пропущенные буквы.

Кр_новщик, п_чинит, в_дители, п_левой.

Фронтальный опрос.

Назовите буквы, которые мы будем писать. Первая буква находится в приставке глагола, в корне существительного множественного числа, в суффиксе существительного единственного числа и в окончании прилагательного (Сегодня мы будем писать букву о. Она находится в приставке глагола, в корне существительного мн.ч., в суффиксе существительного ед.ч. и в окончании прилагательного.)

– Вторая буква обозначает непарный звонкий твёрдый согласный звук и находится в корне существительного. Какая это буква? (р)

– Третья буква обозначает безударный гласный звук и находится в окончании существительного. (и)

Самопроверка.

– В каждой ячейке напишите по 1 букве р. Количество букв о при каждом повторе уменьшается на 1, а количество букв и увеличивается на 1

– Напишите данный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

роооои

Самоанализ. 

Подчеркните буквы той ячейки, которая по-вашему написана лучше других.

3. Повторение темы на определение склонения существительных.

А теперь , повторим правило о 3 склонениях существительных. Но прежде, определите склонения существительных, записанных уже вами (крановщик, водители).

– Так что такое склонение?

– Какого склонения бывают существительные?

– Какие существительные относятся к 1? 2? 3 склонению? Приведите примеры.

Взаимопроверка (оценка на полях).

4. Письмо по памяти. Работа со словом.

Кроме аккуратности, точности, старательности для успешного выполнения своей работы нужна и хорошая память.

– Прочитайте, написанные на доске слова, обращая внимание на их смысловую связь в каждой строке.

– Постарайтесь их запомнить. (Вторые и третьи слова закрываются).

– Ориентируясь на первое слово, напишите строчку полностью. Вставьте пропущенные буквы.

М_РКОВЬ
М_РЯК
СН_ГИРЬ
           К_РТОФЕЛЬ
Л_СНИК
_РЁЛ
           П_М_ДОР
П_САТЕЛЬ
ГРАЧ_

(Проверка выполнения задания:1 ученик работает у доски, остальные заняты взаимопроверкой).

Фронтальный опрос.

Какая смысловая связь в строчках?

– Объедините орфограммы по группам. (Безударная гласная в корне, непроверяемая безударная гласная, ь – показатель мягкости).

– Найдите общее в этих словах. (Данные слова – имена существительные, нарицательные, ед. числа).

– Найдите лишнее слово и обоснуйте свой ответ. (Это слово морковь – 3 скл., остальные второго).

– Придумайте словосочетания со словами второй строки.

отважный моряк
известный писатель
старый лесник
смекалистый моряк

5. Словарно-орфографическая работа.

Разгадывание ребуса. Фронтальный опрос.

Часто для выполнения своей работы человеку нужна смекалка. Вот и вам для разгадывания ребуса она сейчас понадобится.

Фамилия

– Вспомните, что мы говорили с вами на уроках истории о фамилиях. (В фамилиях сохраняется память о многом, в том числе о занятиях наших предков).

– Какие фамилии, связанные с профессиями вы знаете?

  • Гончаров
  • Кузнецов
  • Мельников
  • Писарев
  • Пастухов
  • Трубачёв
  • Рыбаков
  • Перевозчиков

– Правильно, в этих фамилиях – профессия человека, от которого пошёл род. Вот и приходит в голову, сколько же дел было на земле, сколько разных умений, занятий, профессий. А сейчас ведь их ещё больше. Со временем появились новые профессии. И об одной из них мы поговорим.

Активизация словесно-логического мышления.

Вы сможете назвать новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами:

  • Магазин – продавец
  • Больница – врач
  • Театр – актёр

Космический корабль – ? (космонавт)

– Какая смысловая связь между словами? С каким словом вы познакомитесь? (В каждой паре слов первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт).

–  Определите склонение этих существительных.

– А что означает слово космонавт? (Космонавт – человек, совершающий полёт в космическом пространстве).

– Да, это человек, совершающий полёт в космос, с целью испытания космической техники и ведения научных наблюдений.

К истокам слова.

– Слово космонавт состоит из очень древних составных частей. Первую составляет греческое слово космос, одно из значений которого – вселенная, мир. Вторую часть слова космонавт составляет греческое слово наутэс – моря, плаватель.

– Запишите слово космонавт, поставьте ударение. Что можете сказать о его написании? (В этом слове 2 непроверяемые безударные гласные о, парные согласные в, т).

– Подберите однокоренные слова, запишите их в строчку через запятую, выделите корень. (Космос, космодром, космический).

– Назовите первого космонавта Земли. Первую женщину-космонавта. (Ю.А. Гагарин, В. Терешкова).

Показ портретов космонавтов. 

Работа с предложением.

Придумайте предложение со словом космонавт. Запишите его.

Космонавт управляет космическим кораблём, ведёт научные наблюдения.

Комментированное письмо. (Оценивание).

– Составьте схему к предложению.

6. Выборочное списывание. Работа с учебником.

Ребята, посмотрите на эти красивые вещи (изделия из стекла). Все они изготовлены человеком. Кто знает, как называется профессия этого человека? (Эта профессия называется стеклодув).

– Правильно! Слово это сложное, а из каких основ оно состоит? (Стекло, дув – выдувает из стекла).

– А как и из чего получают стекло, вы узнаете, прочитав текст упр.174.

– О чём говорится в тексте?

– Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно.

(3-4 человека выполняют задание по индивидуальным карточкам).

7. Домашнее задание.

– Я надеюсь, что вы сумели справиться с заданием. А что такое уметь? И что человек должен уметь делать? Само слово уметь связано со словом ум. Надо ум приложить, чтобы что-то уметь по-настоящему. Уметь очень хорошо делать, чтобы посмотрели люди на твою работу и сказали: «Вот это да!»

– А учат разным профессиональным умениям в учебных заведениях: училищах, лицеях, техникумах, институтах. Какие учебные заведения в нашем городе вы знаете, и какие профессии в них получают?

Ответы учеников.

– Я вам предлагаю написать сочинение на тему «Кем быть?». Это будет ваше домашнее задание.

8. Подведение итогов.

Фронтальный опрос.

Назовите тему сегодняшнего урока.

– Что мы сегодня вспомнили?

– Что нового вы узнали?

Оценивание учащихся.

Оценки:

  • разбор по составу слова
  • письмо по памяти
  • комментирование
  • выполнение упражнения
  • работа по карточкам

Общая оценка за урок.

Заключение.

Неважно, какой вы выберете инструмент, когда вырастите: отвёртку наладчика или скальпель хирурга, ножницы портнихи или лопатку археолога. Главные ваши инструменты – ваше сердце, голова и руки. Если сердце будет хотеть, голова думать, а руки уметь, вы справитесь с любой работой!

Все работы хороши – выбирай на вкус!

Презентация