Тема урока: сбор материала для сочинения "Весна пришла" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


 Развитие речи ребенка – один из показателей общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно общаться, усваивать различные школьные предметы. Развивать речь детей – значит, регулярно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Использование художественного творчества детей – залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Цель урока: сбор материала; обогащение опыта речевой деятельности учащихся и совершенствование их монологической речи; развитие образного мышления.

Ход урока.

1. Постановка цели урока.

По классу развешаны на карточках слова:

говори…
болта…
вздыха…
пыхт…
шелест…
крич…
лепета…
руга…ся

-Найдите карточки, которые висят в классе, прикрепите их на доску.

- Прочитайте их, добавьте буквы, чтобы получились слова, выберите такое, которое можно вставить в следующее предложение.

Мы сегодня … о весне.

- Правильно, это слово говорить. А почему другие слова не подойдут к нашему предложению?

- Попробуйте сказать, какова же тема урока. (Тема урока: весна. Готовимся к сочинению о весне).

Слайд 1.

2. Работа по теме урока:

а). Обогащение словаря детей. Подбор слов – ассоциаций к слову весна.

Учитель дает детям волшебную палочку.

- Дети, получив палочку, назовите слово, связанное с весной. (Лужи, ручьи, солнце …)

- Как много разных слов у вас получилось! Помогли они вам представить весну? Я тоже приготовила весенние слова:

снег
ручеек
ветерок
листва
птицы

- Попробуем соединить мои слова со словами, которые уже висят на доске. (Работа над многозначностью слов. Снег вздыхает, пыхтит. Птицы болтают, кричат, ругаются. И т.д.)

б). Нахождение лишнего слова.

-А какой вы представляете весну? (Дети называют имена прилагательные) А я представляю весну вот так:

Слайд 2.

-Все ли слова подойдут к нашей весне? (На слайде слова: добрая, нежная, светлая, шумная, сердитая.)

в). Выбор краски для весны.

-Возьмите листок, выберите «весеннюю» краску и раскрасьте. Докажите, почему именно эту краску вы взяли. (Дети доказывают: я взял голубую краску, потому что весной небо голубое и т.д.)

г). Работа с картиной.

Слайд 3.

- А какую краску взял бы человек, увидевший такую картину? Шагнем в нее. Какие звуки услышим? Какие запахи почувствуем?

д). Подбор имени существительного к ряду прилагательных.

Слайды 4 - 9

- Как вы думаете, о чем так можно сказать:

чистое, голубое, прозрачное, высокое;

весеннее, теплое, яркое, лучистое, ослепительное;

рыхлый, ноздреватый, синеватый, мокрый;

радостные, говорливые, шумные, бурливые;

высокие, стройные, неодетые;

первые, небольшие, бурые, мартовские;

е). Работа с закличками.

- Русский народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций была встреча. Ведь весна – это надежда на хороший урожай, который принесет достаток, благополучие; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Зазывали весну закличками. Попробуем и мы позвать весну – добрую, солнечную, благополучную.

Слайд 10.

3. Работа в творческих группах.

Дети делятся на 3 группы и получают задания.

1 группа сочиняет текст с опорой на грамматические основы, придуманные в начале урока.

2 группа сочиняет закличку по опорным словам:

прилетите
принесите
весну
хвосту

3 группа сочиняет сказку «О чем щебечет ласточка».

4. Презентация детских работ.

5. Итог урока.

- Был ли урок интересным? Кому мы скажем спасибо за работу? Что нового узнали? Я приготовила вам подарок. Вылепила жаворонков из теста, которые помогают зазывать весну. Вы можете раскрасить их в разные цвета.

Приложение 1. Презентация.