Внеклассное занятие по литературному чтению

Разделы: Начальная школа


Портрет писателя, стенд с его книгами, рисунки к данному произведению, грамзапись с голосами птиц, загадки, кроссворд из книги С.Н.Подгорной «Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе».

По горизонтали:

  1. «Птицы-великаны» на болоте, с «долгими-долгими шеями».

По вертикали:

  1. Белоствольное дерево, на котором «на каждой веточке в мае показываются маленькие зелёные пальчики: распускаются листья».
  2. Птица, которая звонко кукует весной.
  3. «Цветок 1 мая» (занесён в «Красную книгу»).
  4. Насекомые, которых зовут «майскими».
  5. «Квакушка на болоте».

Ответы:

По горизонтали: 4. Журавли.
По вертикали: 1. Берёза. 2. Кукушка. 3. Ландыш. 4. Жуки. 5. Лягушка.

Виталий Валентинович Бианки (1894 – 1959) родился в семье русского учёного естествоиспытателя. С природой его познакомил отец. Он брал с собой сына на прогулки и на охоту. Называл ему каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полёту, зверя – по следу – и – самое главное – научил сына записывать свои наблюдения.

К 27 годам жизни у В.В.Бианки накопились целые тома дневников. Он нашёл удивительные слова, чтобы оживить всех этих птиц и зверей.

Первая книжка для детей «Лесные домишки» вышла в 1923 году.

За 25 лет литературной деятельности В.В.Бианки написал более двухсот сказок, рассказов, повестей. Больше всего он любил рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу реки, в лесу и поле.

В.В.Бианки писал: «Я принадлежал к числу тех мальчишек – может быть довольно редких – которые умеют узнавать птиц по виду, по голосу…».

Звучит грамзапись «Голоса птиц».

Затем дети отгадывают загадки. Отгадка-рисунок вывешивается на доску.

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).

Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет
И пёстрая спецовка. (Дятел).

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук).

Это «певцы» из рассказа В.В.Бианки «Кто чем поёт?».

- О каких ещё «певцах» рассказал автор?

Словарная работа перед чтением:

долбануть
шею натрудить
смычок

Ответы детей после самостоятельного чтения: выпь, шмель, саранча, бекас.

Вывешиваю картинки с изображением выпи, шмеля, саранчи, бекаса.

В результате выборочного чтения получаем ответ на вопрос: «Кто чем поёт?»

  • Лягушка - пузырьки за ушами.
  • Аист - клювом.
  • Выпь – водой в клюве.
  • Дятел – носом.
  • Жук – шеей.
  • Шмель – крыльями.
  • Саранча – ножками.
  • Бекас - хвостом.

Далее идёт пересказ прочитанных дома детьми произведений В.В.Бианки.