Определение рода имен существительных в косвенных падежах

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжить работу по определению рода имён существительных в косвенных падежах, пользуясь алгоритмом.

Задачи:

  1. Продолжить работу по определению частей речи, составлению предложений, преобразованию одной части речи в другую, определению «границ» предложений.
  2. Развивать внимание, память, устную и письменную речь, аккуратность письма в тетради и на доске, умение аргументировать свой ответ.
  3. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.

Оборудование:

  • детские рисунки (рисунок 1, 2);
Рисунок 1 Рисунок 2
  • репродукция с иконы Александра Невского;
  • диск с записью Глинки «Славься»;
  • детская литература про Александра Невского.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Тема урока:

(Звучит отрывок из музыкального произведения Глинки «Славься».)

Учитель: Какой праздник отмечается в нашей стране 23 февраля?

Дети: День защитника Отечества.

Рисунок 3

Учитель: Кого мы поздравляем в этот день?

Дети: Военных, тех, кто защищает свою Родину

Учитель: Определите какой частью речи является каждое слово в названии праздника.

Дети: Имена существительные.

Учитель: Как определили?

Дети: Задавали вопрос к каждому слову и, если нужно ставили существительное в Именительный падеж.

Учитель: На какие вопросы отвечают имена существительные?

Дети: Кто? Что?

Учитель: О какой же части речи мы будем больше всего говорить на уроке?

Дети: Об имени существительном.

3. Повторение знаний об имени существительном.

Учитель: Среди существительных, используемых в названии праздника, назовите имена собственные.

Дети: Отечество.

Учитель: Имена нарицательные.

Дети: День, защитника.

Учитель: Одушевлённые существительные.

Дети: Защитник.

Учитель: Неодушевлённые существительные.

Дети: День, Отечество.

Учитель: Определите число существительных.

Дети: Единственное число.

Учитель: Что ещё можно определить?

Дети: Род.

Учитель: Как это сделать?

Дети: Поставить существительное в Именительный падеж.

Учитель: Сегодня на уроке продолжим работу по определению рода имён существительных.

4. Словарная работа.

(К доске вызывается один ученик. Он объясняет вслух написание слов.)

  • Русский народ, столица России, мечтать о победе, въехать в город, дорога на запад.

(К доске вызывается другой ученик.)

Учитель: Определите части речи и род имён существительных.

(Повторяются алгоритмы определения частей речи и определения рода имён существительных. Учитель оценивает работу учащихся у доски.)

5. Составление предложения.

Учитель: С последним словосочетанием составьте предложение.

(Заслушиваются варианты ответов. На доске записывают наиболее удачно составленное предложение.)

Учитель: Определите части речи и род имён существительных.

(Учитель оценивает работу учащегося у доски.)

6. Преобразование одной части речи в другую.

Рисунок 4

Рисунок 5

Учитель: Давайте вспомним легендарного воина, который более 700 лет назад отражал натиск врагов с северо-запада.

Дети: Александр Невский.

Учитель: Выберите и зачитайте те слова, которые характеризуют Александра Невского как человека и воина:

  • отважный,
  • робкий,
  • меткий,
  • слабый,
  • добрый,
  • сильный,
  • ловкий,
  • злой,
  • жадный,
  • мужественный.

Учитель: Какой частью речи являются эти слова?

Дети: Имена прилагательные.

Учитель: Образуйте от них однокоренные имена существительные и запишите их.

(На доске появляется запись: «Отвага, меткость, доброта, сила, ловкость, мужество».)

Учитель: Определите род имён существительных. В чём проявлялась доброта Александра Невского, он же воин?

Дети: Помогал бедным, нуждающимся, вдовам, сиротам.

Учитель: Разберите это слово по составу.

(Комментирует учащийся с места.)

7. Составление предложений.

Рисунок 6

Рисунок 7

Учитель: Но прежде, чем стать таким, воспитанием Александра Невского кто-то занимался. Давайте вспомним это, составив предложения из слов, записанных на доске.

  • В, матери, жил, первые, жизни, три года, тереме, при Александр. (Первые три года жизни Александр жил в тереме при матери.)

(Это предложение записывается на доске.)

Учитель: Определите части речи, подчеркните основу предложения и определите род имён существительных.

  • Боярин, его, ближний, занимался, потом, воспитанием. (Потом его воспитанием занимался ближний боярин.)

(Это предложение записывается на доске и проводится такая же работа, как с предыдущим. Учитель оценивает работу учащегося у доски.)

8. Восстановление деформированного текста. Самостоятельная работа.

Рисунок 8

Рисунок 9

Учитель: В чём же заключалось воспитание? Чему учил ближний боярин?

Дети: Учил читать и писать, развивал ловкость, силу, меткость.

Учитель: Что входило в воспитание силы, ловкости, меткости? Вспомним это, выполнив, самостоятельно, следующее задание.

(На доске записан деформированный текст.)

  • Мален...кий Александр охотился вмест… с отцом ср...ди ч...щи с…сновых и еловых в…твей он сл...дил за добычей рано уч…ствовал в в...енных п...ходах.

Учитель: Определить границы предложений, списать, вставляя пропущенные буквы, найти имена существительные и определить их род.

9. Проверка.

Учитель: Прочитайте какой текст у вас получился.

  1. Какими пользовались правилами, что бы вставить пропущенные буквы?
  2. Как определяли род имён существительных?
  3. Какого рода отсутствуют имена существительные?

10. Итог урока.

  1. Чему учились на уроке?
  2. Что повторили?
  3. Жизнь какого человека вспомнили?
  4. За какие заслуги перед Отечеством мы помним Александра Невского?
  5. Хотели бы вы быть похожими на него? Почему?

Учитель: Я, думаю, ваши мечты исполнятся и не забудьте поздравить с наступающим праздником своих родных и близких.