Сложение положительных и отрицательных чисел. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Сложение положительных и отрицательных чисел”.
  2. Работать над развитием вычислительных навыков, математической речи, логического мышления, внимания детей.
  3. Воспитывать любовь и интерес к предмету математика.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

Урок необычный будет у нас
На игру “Счастливый случай”
Приглашаю каждого из вас.
Будем ваши умения пополнять,
Как складывать положительные
и отрицательные числа будем закреплять.
И активное участие в пяти геймах принимать.

3. Формирование умений и навыков.

Учитель: Для участия в игре разделимся на две команды. Придумайте себе название и выберите капитана. На это вам три минуты.

1 гейм “Дальше, дальше...”

Учитель: Каждая команда должна быстро ответить на несколько вопросов. За правильный ответ один балл. Другая команда получает шанс заработать балл, если первая не отвечает.

Вопросы первой команды:

1) Чему равна сумма двух любых противоположных чисел? (0)

2) Какова будет сумма двух отрицательных чисел? (Отрицательной)

3) Чему равна сумма -3 и -1? (-4)

Вопросы второй команды:

1) Какое число получится при сложении двух положительных чисел? (Положительное)

2) Какое число получится при сложении целого числа с нулем? (Это же число)

3) Чему равна сумма -2 и -4? (-6)

2 гейм “Темная лошадка”

Учитель: Итак, первое задание выполняем

И о индийском математике узнаем.

Вычисления проводятся у доски и в тетрадях. По цепочке. По одному игроку из каждой команды. Каждый правильно решенный пример — балл.

2+(-3)=-1 Б

-1+(- 4)=-5 Р

-5 + 2= -3 А

-3 + 1= -2 Х

-2 + 5=3 М

3+ (-6)=-3 А

-3 + 7= 4 Г

4 +(-3)=1 У

1 +(-1)=0 П

0 + 2 = 2 Т

Учитель: Брахмагупте – индийский математик и астроном, живший в VII веке нашей эры, уже пользовался отрицательными числами. Только рассматривал он их, как числа “меньше”, чем ничто.

3 гейм “Заморочки для капитанов”

(Капитаны получают задание. Оно решается сначала 5 минут внутри команды, потом со всем классом.)

Учитель:

Первую заморочку выбираем,
Математическую стрелу разгадаем
И массу тропического плода ПАПАЙИ узнаем.

- Что значит + в начале стрелы? Конечно, нужно все числа в стреле сложить. Записываем примеры в столбик и решаем по цепочке.

-3 + 2 = -1

-1 + (-1) = -2

-2 + 0 =-2

-2 + 3 = 1

Учитель: Итак, экзотический плод папайи весит примерно 1 кг.

Учитель:

Вторую заморочку выбираем
И математический квадрат решаем.

- Наибольшее его число нам покажет продолжительность жизни соловья.

- Что такое математический квадрат? (В математическом квадрате сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали в строках и столбцах равна одному и тому же числу)

- Можем мы найти сумму этого квадрата?

4 + (-2) + (-8) + (-14) = -20

- Зная сумму всех цифр, какую клетку можно заполнить?

2 + (-8) +(-4) + (?) = -20 (-10)

4 +(-6) + 2 +(?) = -20 (-20)

8 +(-10) + (-2) +(?) = -20 (-16)

-20 + 8 + (-14) + (?) = -20 (6)

6 + (-8) + (-18) +(?) = -20 (0)

(-6) + (-2) + 0 + (?) = -20 (-12)

4 + (-16) + (-18) + (?) = -20 (10)

Учитель: Итак, кто мне назовет наибольшее число в этом квадрате? Значит сколько же лет живет соловей? (10 лет)

4 гейм “Ты мне – я тебе”

Учитель: Здесь вы должны друг другу предложить выполнить задания.

(Представитель от команды выходит решать задание на доске, все остальные в тетрадях.)

Задания 1-й и 2-й команды

№ 1. Решить примеры:

а) -35 + (-9);           а) 0,7 + (-1,2);

б) -7 + (-14);           б) -3,5 + 12;

в) -0,5 + (-2,38);     в) -8,8 + (-4,2).

№ 2. Найдите значение выражения х+у, если:

х = -17, у = -4,8;

х = -5, у = -5,6

№ 3. Найти сумму чисел:

а) -46 + (-18); а) -144 +(-56);

б) -8 + (-12); б) -5,8 + (-1,8);

в) -6,4 + (-3,6); в) -1,85 + 1,85.

5 гейм “Гонка за лидером”

Учитель: В этом гейме каждый сам за себя. Каждый должен показать чему научился на уроке. Кто же будет лидером? Кто принесет своей команде еще один балл? На работу вам семь минут.

26 + (-6) =

-70 + 50 =

-17 + (-120) =

-6,3 + 7,8 =

-9 + 10,9 =

1 + 0,59 =

0,3 + (-1,8) =

4. Итог урока.

(Подсчитываются баллы, называется победитель, выставляются оценки.)

5. Домашнее задание.

Учитель:

А теперь все дневники открыли.
И домашнее задание получили.
Дома его чтобы обязательно решили
И на следующий урок -
Все пятерки получили!