Внеклассное мероприятие. Заседание клуба "Юный математик"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Через математические знания, полученные в школе,
лежит широкая дорога к огромным,
почти необозримым областям труда и открытий.
А.И. Маркушевич

Цель: способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся.

Задачи:

  • создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений;
  • развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе,
  • умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой;
  • воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя математики:

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня я рада приветствовать вас на заседании клуба “Юный математик”.

Большую часть своей школьной жизни мы с вами проводим в учебном заведении.

Интеллектуальные усилия, которые вы прилагаете при изучении школьных предметов, требуют внеурочной разрядки. Служить этому может сегодня интересный увлекательный конкурс “А ну-ка, математики!” в рамках заседания клуба “Юный математик”.

Вопросы из области математики, которые вы услышите и на которые попытаетесь правильно ответить, очень разнообразны по степени серьезности и глубины. Встретятся и вопросы, требующие от вас смекалки и находчивости.

Я всех участников конкурса, болельщиков и гостей поздравляю с началом конкурса, желаю отличного настроения и удач.

Главное! Сегодня развлечься, повеселиться, но ещё больше проявить интерес. Если после этого конкурса вам захочется более серьезно заняться математикой, посещать кружок “Юный математик”, самому увлечься этим предметом, то я буду считать, что цели я достигла.

Ученица:

Почему торжественно вокруг
Слышите, как быстро смолкла речь
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня речь

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит
Почему хорошие слова
Часто говорят о ней в народе

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудности закалку
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку

Учитель: А сейчас я познакомлю наших гостей с участниками конкурса. Итак, команда девочек – “Девчоночки – смышленочки” и команда мальчиков “Пацанята – активные ребята”.

Объявляю первый тур, и пусть его эпиграфом послужат эти прекрасные слова: “Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным” (Б. Паскаль)

Первый тур “Шуточные задачи”

Команде “Девчоночки – смышленочки”

1. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (20)

2. В бублике одна дырка, а в кренделе в 2 раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? (12 х 2 = 24, 24 – 7 = 17)

3. Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни? (24-5-16=3 ч)

4. У многодетного папы 10 детей 2/4 – девочки, 4/8 мальчики. Сколько девочек и мальчиков у папы? (5 девочек, 5 мальчиков)

5. Длина одной третий сосиски 5 см. Узнай длину сосиски. Сколько см сосиски останется, если быстро откусить от этой сосиски две пятых ее части. (9 см)

6. Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? (48)

7. На уроке математике в 7-й группе присутствовали учащиеся, у которых было 56 ушей, у учительницы на 54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать во время урока математики? (58)

Команде “Пацанята – активные ребята”

1. Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи – получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки? (5 кг)

2. Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла? (20 см)

3. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придется тебе еще лететь поневоле? (3 м)

4. Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого. (Одинаково)

5. Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта. (1936-1123=813)

6. У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога? (2 ноги)

7. Голодный Вася съедает за 9 мин. 3 батончика, сытый Вася тратит на 3 бат. 15 мин. Насколько мин. быстрее управляется с одним батончиком голодный Вася? (На 2 минуты)

Рекламная пауза

Устами наших учеников

  1. Многоугольники бывают выпуклые и впуклые.
  2. Слагаемые бывают подобные и бесподобные.
  3. Любая кривая короче прямой, на которой стоит директор школы.
  4. Равнобедренный треугольник – это такой треугольник, у которого одинаковые бедра.
  5. Докажем методом “от отвратительного”.

(Учитель предлагает учащимся исправить допущенные ошибки в произнесенных выражениях)

Второй тур “Терминоград”

“Счастлив в наш век тот, кому победа далась не кровью, а умом”.
Ф. Тютчев

Во втором туре, проверяются знания математической терминологии. Вопрос задается для обеих команд, отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку.

1. Какой раздел математики изучает действия с числами? (Арифметика)

2. Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы. (Сокращение)

3. Как называется равенство с переменными? (Уравнение)

4. Результат, какого действия называется суммой? (Сложение)

5. Как называются две непересекающиеся прямые? (Параллельные)

6. Как называются числа при умножении? (Множители, произведение)

7. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. (Масштаб)

8. Название чисел, используемых при счете? (Натуральные)

9. Отрезок, соединяющий точку на окружности с ее центром. (Радиус)

10. Частное двух чисел называется … (Отношением)

Рекламная пауза

Происхождение математических терминов

Почти все термины в математике греческого происхождения. Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.

  • Геометрия – землемерие.
  • Конус – (гр. конос – сосновая шишка).
  • Цилиндр – (сначала гр. “кюлиндрос”, а затем на латинском “цилиндрус” – каток, валик).
  • Сфера – (гр. “сфайра” – мяч).
  • Пирамида – (египет. “пурама”).
  • Точка – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол).
  • Хорда – струна.
  • Пропорция – музыка.

Третий тур “Выбери правильный ответ”

“Счастливая случайность выпадает лишь на
долю подготовленных умов”.
Луи Пастер

Вопросы командам задаются поочередно.

1) Как называется треугольный платок?

  1. Треугольник.
  2. Косынка.
  3. Повязка.
  4. Платок.

2) Говорят, что математика - царица всех наук, а царица математики...

  1. Арифметика.
  2. Геометрия.
  3. Алгебра.
  4. Планиметрия.

3) 1/100 часть числа носит название…

  1. Промилле.
  2. Процент.
  3. Аршин.
  4. Баррель.

4) Слово “градус” в переводе с латинского означает…

  1. Шаг.
  2. Шкала.
  3. Угол.
  4. Измерять.

5) Какая из ниже перечисленных единиц длины является исконно русской?

  1. Фут.
  2. Ярд.
  3. Верста.
  4. Дюйм.

6) Говорят, что математику только затем учить надо, что она приводит в порядок…

  1. Мысли.
  2. Слова.
  3. Ум.
  4. Человека.

Рекламная пауза

Чтоб мудро жизнь свою прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!

Учитель: Я зачитала вам мудрое высказывание, одного из крупнейших математиков средневекового Востока, родившегося предположительно в 1048 году и умершего в 1123 году Омара Хайяма.

Родился О. Хайям в г. Нишапуре на севере Ирана в области Хорасан, жил и работал в Самарканде, Бухаре и других городах Средней Азии и Ирана. В трудное время политических неурядиц и войн, страшных разрушений и массовых убийств жизнь ученого была очень тяжела. Хайям испытывал нужду, страдал из-за религиозных преследований. Лишь изредка он имел возможность спокойно заниматься наукой. Параллельно с занятиями наукой Хайям создавал свои стихи - рубаи, за которые его по сей день чтит весь мир. Интересно, что в Европе не так давно были убеждены в существовании двух Хайямов. Никому не приходило в голову, что Хайям– поэт и Хайям– математик – одно и то же лицо.

Четвертый тур “Ты мне, я тебе”

Мало иметь хороший ум,
главное – хорошо его применять.
Р. Декарт

В этом туре вам предлагается выбрать категорию для команды соперницы и номер вопроса (1-9). Если соперники не смогут дать ответ на вопрос, команда получает балл за удачно выбранный вопрос. Тур начинает команда, набравшая наименьшее количество баллов за первые три тура.

Категория: “Основы математики”

1. Как называется результат сложения? (Сумма)

2. Какое действие выполняется первым: сложение или умножение (Умножение)

3. Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое)

4. Число, делящееся без остатка на 2? (Четное)

5. Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)

6. Что называется периметром многоугольника? (Сумма длин всех сторон)

7. Натуральное наименьшее число? (1)

8. Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину)

9. Найдите четвёртую часть от 80. (20)

Категория: “Основы геометрии”

1. Сколько сторон у шестиугольника? (Шесть)

2. Прибор для измерения углов? (Транспортир)

3. Градусная мера развернутого угла (180°)

4. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда)

5. Сколько прямых можно провести через одну точку? (Бесконечно много)

6. Фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки? (Угол)

7. Как называют параллелепипед, у которого все ребра равны? (Куб)

8. Фигура, состоящая из трех точек, попарно соединенных отрезками? (Треугольник)

9.Точка, равноудаленная от всех точек окружности. (Центр)

Категория: “Алгебра”

1. Как называется равенство с переменными? (Уравнение)

2. 33? (27)

3. Чему равно произведение любого числа на 0? (0)

4. Сколько корней имеет уравнение 0х = 7? (Нет корней)

5. Как называются числа стоящие при переменных? (Коэффициенты)

6. Чему равно число ? (3,14…)

7. Синоним слова сократить в математике? (Разделить)

8. Как называют множество всех чисел, используемых при счете? (Натуральные)

9. Площадь квадрата 25 м2. Чему равен периметр этого квадрата? (20 м)

Категория: “Общие знания

1. Как называется треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний)

2. Какие числа называются взаимно-обратными? (Если их произведение равно 1)

3. На сколько градусов нужно повернуться, когда звучит команда “кругом”? (180o)

4. Единица скорости на море? (Узел)

5. Как называется отрезок, соединяющий соседние вершины четырёхугольника? (Сторона)

6. Как найти неизвестное слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое)

7. Название какого раздела математики происходит от греческого слова “Число”? (Арифметика)

8. Назовите геометрическую фигуру, для которой “любимым” является число 3? (Треугольник)

9. Какие цифры мы, как правило, используем: арабские или индийские? (Арабские)

Подведение итогов.

Награждение команды победительницы и команды участницы.

Завершается мероприятие словами:

“От школьного порога в прекрасное далеко с наукой математикой ты начнешь свой путь!” (На фоне песни “Прекрасное далеко” учащийся читает стихотворение)

Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Сможешь по морю ты плавать,
Сможешь в космосе летать.
Дом построить людям сможешь:
Будет он сто лет стоять.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук
Все доказывать пытайся,
Но не покладая рук.

Презентация

Музыкальное приложение