Урок по окружающему миру "Окна в окружающий мир". Органы зрения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить со строением органов зрения.
  2. Отработать практические вопросы сохранения зрения, научить выполнять упражнения по снятию усталости глаз.
  3. Воспитать бережное отношение к своему зрению.

Оборудование: учебники, плакаты «Строение глаза», «Нервная система», памятки с упражнениями для снятия усталости глаз, анкета «Как я забочусь о своих глазах», таблички с правилами сохранения зрения

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Ответить на вопросы, используя плакат «Нервная система»:

  1. Из каких органов состоит нервная система? Где они расположены?
  2. Какова роль больших полушарий в жизни человека?
  3. К каким последствиям привело бы отсутствие чувства боли?

III. Новый материал

  1. Сегодня мы будем продолжать знакомиться с удивительным миром органов человека. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
  • Какие органы чувств человека вы знаете? О чем они нам сообщают?
  • Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?
  • Как развитие органов чувств связано с образом жизни животных? (Вспомнить, кто из животных ведет ночной образ жизни, а кто дневной.)
  1. Итак, тема урока сегодня «Окна в окружающий мир». Эта тема будет рассматриваться на протяжении нескольких уроков. О каких органах чувств мы будем сегодня говорить, вы узнаете, когда разгадаете загадку.
  1. Разгадывание загадки: «Два братца через дорогу живут, друг друга не видят» (глаза).
  1. Проведение опыта: Закройте плотно глаза и посидите так 1 минуту. Что вы видите? (Темноту) А теперь представьте, что вы навсегда потеряли способность видеть.
  1. Вывод: Какое значение для нас имеют глаза? (Ответы детей)

Великий русский писатель А.М.Горький так говорил о значении глаз в жизни человека: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».

Из всех органов чувств человека глаз всегда признается наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Зрение дает человеку почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо, чтобы видеть солнце, голубое небо, деревья, цветы, маму с папой, сестренку, бабушку с дедушкой. Без зрения мы не сможем читать книги, смотреть кинофильмы, не сможем вязать, конструировать и многое делать руками. Глаза предохраняют нас от опасности.

  1. Устройство глаза (учебник «Окружающий мир», стр. 45, рисунок)

    Посмотрите, как надежно расположен глаз в черепе человека, в специальной выемке, защищенной надглазными и подглазными выступами костей. При ударе ветки в лицо, при падении и ударе о землю эти кости принимают удар на себя.

Кроме того, глаз хорошо защищен веками (верхними и нижними) от попадания в него пыли, насекомых и мелких предметов. Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек (молния). Веки снабжены волосками по своему краю – это ресницы. Ресницы очень нужны глазу – при попадании в глаз каких-либо частиц они прежде всего касаются ресницы, и глаз мгновенно закрывается. Ресницы играют роль сигнализаторов для века.

На границе верхнего века находятся брови – это кожные валики, густо покрытые волосами. Они защищают глаза от пота, который выделяется на лбу, и отводят его на другие участки лица, например, на виски, на щеки.

Посмотрите внимательно и достаточно долго друг на друга. Вы заметите, что веки время от времени смыкаются и быстро расходятся – мы моргаем. Почему человек моргает? Кто ответит? Под веками у человека находятся специальные железы – органы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смазывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение. При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль.

Работа с плакатом «Строение глаза» и таблицей на стр.43 учебника «Окружающий мир»

Сам глаз представляет собой круглое белое тело – глазное яблоко. В передней части глазного яблока есть бесцветная прозрачная роговица, которая защищает глаз, а за ней - радужная оболочка, имеющая у разных людей разную окраску. От этой окраски зависит цвет глаз.

Определите цвет глаз соседа.

Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь глаза столько света, сколько нужно. Свет попадает через зрачок - специальное отверстие в радужной оболочке. При ярком свете он сужается и становится крохотным, а при слабом свете расширяется, регулируя прохождение большего количества света.

Опыт

Посмотрите друг другу в глаза, найдите зрачок и заметьте его величину. Закрыть глаза на некоторое время, затем открыть и посмотреть, как изменилась величина зрачка. Наверное, вам приходилось видеть в кино или в жизни, как врач определяет по пульсу, жив ли человек. Но иногда пульс не прощупывается. Тогда врач раздвигает веки глаза неподвижного человека: если человек мертв, у него зрачок сильно раскрыт и не сужается на свету, а если человек жив, зрачок сужается и делает это сам, даже если человек потерял сознание. Очень хорошо видна работа зрачка у кошки, только, сильно сужаясь, ее зрачки превращаются в вертикальную щель. За отверстием- зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая стекло лупы (увеличительное стекло). Линза – это хрусталик глаза. Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех предметов и тел, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока – сетчатку, которая выстилает заднюю стенку глазного яблока и похожа на черную пленку. Она состоит из светочувствительных клеток, каждая из которой посылает свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете. Разные предметы расположены от нас по-разному – близко или далеко. Поэтому и лучи приходят в глаз по-разному. Чтобы направить эти лучи точно на сетчатку, хрусталик постоянно меняет свою форму: то становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние или наоборот.

  1. Выведение правил охраны зрения. (Работа в группах)

    А сейчас поведем мы речь, как глаза свои сберечь. На доске написана частица НЕ. Поработайте, пожалуйста, в группах и выведите правила охраны зрения, т.е. как сберечь свои глаза, что нельзя делать, чтобы не повредить их.

После этой работы на доске появляются следующие правила:

  • НЕ наклоняйся низко при чтении и письме. (Расстояние от локтя до указательного пальца)
  • НЕ читай лежа.
  • НЕ три глаза руками.
  • НЕ размахивай острыми предметами перед глазами.
  • НЕ играй со взрывоопасными предметами.
  • НЕ смотри долго телевизор. (Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Смотреть телевизор нужно при небольшом освещении, т.к. яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз.)
  • НЕ играй долго в компьютерные игры. (Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.)
  • НЕ пиши при плохом освещении. (Освещение должно быть с левой стороны.)
  • НЕ смотри на солнце без солнечных очков.
  1. Работа с памятками «Гимнастика для глаз»

    Чтобы глаза наши отдыхали от нагрузки, после каждых двух часов непрерывной зрительной работы необходимо делать гимнастику для глаз. Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз. Они указаны в памятках, которые лежат у вас на столах. Но эта гимнастика может принести пользу только при условии ежедневного ее выполнения.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ 

Упражнение 1 (сидя)

  1. Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.
  2. Открыть глаза на 3-5 сек. (Повторять 6-8 раз)

Упражнение 2 (сидя)

  1. Быстрое моргание 1-2 мин.
  2. Закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (Повторять 4-5 раз)

Упражнение 3 (стоя)

  1. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
  2. Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек (действие лечебное).

Упражнение 4 (стоя)

  1. Закрыть веки.
  2. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1мин (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 5 (сидя)

  1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки обоих глаз.
  2. Спустя 2-3 сек снять пальцы с век.

Упражнение 6

  1. Поднять взгляд кверху.
  2. Опустить взгляд вниз.
  3. Отвести взгляд в правую сторону.
  4. Отвести взгляд в левую сторону.

IV. Итог урока

Ответить на вопросы:

  1. Из каких частей состоит глаз?
  2. Какова роль каждой из них?
  3. Как глаз защищен от повреждений?
  4. Как надо заботиться о своем зрении?

Самоанализ - заполнить личную карточку «Как я забочусь о своих глазах»

Как я забочусь о своих глазах

1. Всегда читаю сидя. ДА НЕТ
2. Делаю перерывы во время чтения. ДА НЕТ
3. Слежу за посадкой во время письма. ДА НЕТ
4. Делаю уроки при хорошем освещении. ДА НЕТ
5. Делаю гимнастику для глаз. ДА НЕТ
6. Часто бываю на свежем воздухе. ДА НЕТ
7. Употребляю в пищу растительные продукты. ДА НЕТ
8. Смотрю только детские передачи по телевизору. ДА НЕТ
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел. ДА НЕТ
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача. ДА НЕТ

Посчитайте количество «НЕТ». Чем меньше их, тем лучше вы заботитесь о глазах.