Урок русского языка в 5-м классе "Память и грамотность"

Разделы: Русский язык


На уроке изучается роль зрительной, слуховой, речедвигательной и рукодвигательной памяти на формирование орфографической грамотности.

Основные этапы урока:

  1. Легенда о манкуртах. Отрывок из романа Ч.Айтматова “И дольше века длится день”. (Домашнее задание ученика к уроку.)
  2. Понятие о видах памяти: зрительной, слуховой, речедвигательной, рукодвигательной.
  3. Полезность чтения для развития зрительной памяти.
  4. Задания учащимся для исправления ошибок в словах, нахождение ошибкоопасных мест в словах.
  5. О речедвигательной памяти и умении им пользоваться.
  6. Задания на развитие речедвигательной памяти.
  7. О роли слуховой памяти.
  8. Тренировка рукодвигательной памяти для безошибочного письма.
  9. Составление памятки для “зарядки” всех видов памяти.

Цель: изучить влияние различных видов памяти на грамотность письменной речи; расширить представления учащихся о способах повышения грамотности; применять тренировочные упражнения на повышение орфографической зоркости.

Ход урока

1. Словарно – орфографическая работа. Память - способность сохранять и воспроизводить прежние знания, опыт, которые хранятся в сознании.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать влияние памяти на нашу грамотность, поговорим о том, насколько важна память для человека и какие бывают виды памяти, но сначала послушайте легенду о манкуртах из романа Чингиза Айтматова "И дольше века длится день ".

Когда-то давно-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жуаньжуанов. Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. А для того чтобы было легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов – рабов, не помнящих своего прошлого. Самые близкие люди не стремились спасти их. Ибо это значило вернуть себе только чучело прежнего человека. Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжёлую и грязную работу, требующую тупого терпения.

Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. Ведь мать - это всегда мать, она всё равно любила сына и была ради него готова на всё. Манкурт пас в степи стадо верблюдов. Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. Но манкурт оставался равнодушным. В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. Но и мёртвая, она взывала к его памяти. Её белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: "Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твоё имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!.."

- Какая главная мысль в этой легенде?

Вы правы, только имея память, человек становится человеком.

3. Задания:

- Перескажите легенду своими словами.

- Какими свойствами обладает память?

Поистине волшебными: дает возможность увидеть снова то, что видели когда - то, увидеть много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, в засуху - дождь.

4.О видах памяти. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Вы можете вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. Зимой вы можете вспомнить, как пахли грибы осенью, потому что у вас есть память на запахи.

Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остаётся её образ. Это работает память глаза - зрительная память. Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а его шум остаётся в памяти. Это память уха - слуховая память. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы, привычно прикасаются к струнам. Ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.

- Что нужно делать, чтобы эти виды памяти нам всегда верно служили?

Их нужно тренировать и развивать. Как?

5. Польза чтения для развития зрительной памяти.

"Читайте больше!" - говорят вам ваши папы и мамы, которым

говорили это их папы и мамы, которым говорили их папы и мамы и т.д. А почему они так говорили? Потому что люди давно заметили, что мало читающие пишут безграмотно.

- А как пишут те, кто читает много? По - разному: одни хорошо, другие плохо. Почему?

Когда вы читаете, ваши мысли заняты не тем, как пишутся слова, а тем, о чем рассказывается в книге. Но при этом ваши глаза, как маленькие фотоаппараты, запечатлевают слова, и эти "снимки" хранятся в зрительной памяти. Когда нужно, они всплывают из памяти. А если ошибетесь, память сразу сообщит вам, что слово "плохо выглядит".

Задание:

- Всмотритесь в следующие слова. Определите, какие из них "плохо выглядят", исправьте их.

Афтомобиль, бассейн, барабаньщик, виноград, ветамин, теливизор, газета, тробейбус.

6. Усиление зрительной памяти. Для усиления зрительной памяти надо больше вглядываться в слова: и в то, как они написаны, и особенно в то, как написаны в них трудные места. Когда человек что - нибудь пристально разглядывает, говорят, что он это "ест глазами". (Это можно превратить в игру для себя - "есть глазами" слова!)

- Как вы думаете, какие слова более аппетитны?

Аппетитнее, конечно, те, которые написаны крупно, разборчиво и ярко. Их легче и читать, и запоминать, и видеть "в уме".

Такие слова себе можно представлять по - разному: как они выглядят в книжке; крупными, яркими, светящимися буквами на вывесках магазинов, учреждений, на киноафишах и т.д.

Задание:

- Представьте себе вывески, и если вы их хорошо помните, то запишите.

Там, откуда отправляются автобусы, написано:..

Там, где можно обменять и получить книги, написано:..

Там, где принимают в стирку бельё написано:..

Там, где зимой и летом ты можешь приходить в спортивной форме, написано:..

Если слова всё - таки запоминаются трудно, надо "включить" и другие способы запоминания.

Сейчас мы позовём на помощь движения. Как правильное движение транспорта на дорогах предохраняет от аварий, так и правильное движение при письме предохраняет от ошибок. Оказывается, при письме происходит движение не только рук, но и органов речи. При письме движутся органы речи. Так что органы речи тоже запоминают, как пишутся слова. Так нам помогает писать тайный помощник - речедвигательная память. Иначе говоря, органы речи по - своему запоминают слова и помогают их писать. Но если у них это получается даже потихоньку, то громко, вслух, должно получиться гораздо лучше.

7. Орфографическое проговаривание. Существует так называемое орфографическое проговаривание, при котором слова произносятся вслух отчетливо, так, как пишутся, например: не-из-гла-ди-мо.

Задание:

- Используя данное правило, проговорите следующие слова:

а) ин-тел-ли-гент, ар-тил-ле-рия, с-ума-сшед-ший, с-ног-сши-ба-тель- ный;

б) Мария Ивановна, Николай Иванович, Дарья Семеновна, Здравствуйте, Евгений Викторович.

Существует и такой способ, когда трудные для произношения слова проговаривают сначала громко, потом тише, затем про себя.

Задание:

- Проговорите слова.

Чрезвычайное происшествие, кораблевождение, кругосветное путешествие, бесчисленные преимущества, прекрасный морской бинокль с двенадцатикратным увеличением, международные морские законы, спасательные приспособления, живописная группа, местные достопримечательности.

- Трудно ли проговаривать слова? Вы скажете: "Совсем нетрудно, мы всю жизнь только тем и занимаемся, что говорим".

- Произнесите, пожалуйста, отчетливо предложение:

На дворе трава, на траве дрова.

- Если получилось плохо, проговорите совсем медленно, отчетливо, по слогам.

8. Скороговорки. Если вы их не можете произнести в нормальном темпе, произносите по слогам, а когда отработаете это произношение, переходите к нормальной скорости и отрабатывайте её. Примеры скороговорок:

  1. От топота копыт пыль по полю летит;
  2. Корабли лавировали, лавировали и не вылавировали;
  3. Шел Саша по шоссе и сосал сушку;
  4. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертёж.

Как только вы начинаете проговаривать слова, в работу сразу же включаются уши. Они приводят в действие слуховую память. Вы запоминаете, как звучит правильно написанное слово.

- Проговаривая слова, вы заставляете работать и речедвигательную память, и слуховую.

9. О рукодвигательной памяти. Поговорим о "руководящей памяти", или памяти руки, или рукодвигательпой памяти. При этом рука запоминает движения и выводит на бумаге знакомые слова привычно, а очень хорошо знакомые слова пишутся даже как будто сами собой, не требуя усилий на их обдумывание.

У некоторых людей "память руки" настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его напишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать.

- Отсюда вывод: чем больше мы пишем, тем больше к этому привыкаем.

Писать можно и мысленно: представьте себе, что вы пишете нужное слово, что ваша собственная рука вашим собственным почерком выводит на доске, или на чистом листе бумаги, или палочкой на сыром песке, или цветными фломастерами в альбоме крупные и отчетливо написанные слова. Повторение действий в уме - очень хороший способ тренировки.

Итоги урока:

- Если вы вооружаете против трудных слов одновременно всех ваших помощников: глаза, уши, голос и руку - вы победите. И научитесь правильно писать с такой легкостью, как будто рука пишет сама собой.

Н а дом: Памятка для "зарядки" всех видов памяти на каждый день.

    1. Прочитайте предложение вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам.
    2. Затем прочитайте предложение по слогам про себя.
    3. Просмотрите его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные.
    4. Закройте глаза и мысленно крупно и разборчиво, яркими буквами напишите каждое слово; при этом проговаривайте трудные слова по слогам. (Если вы не уверены в каком - то слове, откройте глаза, рассмотрите его еще раз и снова сделайте с ним эту же работу.)
    5. Теперь можно записать предложение в тетрадь!