Театрализованный урок математики с использованием ИКТ "Приключения в стране Арифметии". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме “Сложение и вычитание в пределах 100”.
  2. Способствовать развитию мышления, памяти, речи, воображения, познавательного интереса учащихся, расширению их кругозора и мировоззрения.
  3. Способствовать воспитанию любви к точным наукам, чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
  4. Способствовать формированию дружного детского коллектива, развитию индивидуальности учащихся и их творческого интереса и потенциала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или проектор), программное обеспечение, музыкальный центр, наглядные пособия, раздаточный материал.

Стихотворение Ю.Яковлева “Давайте, ребята, учиться считать”

(Читает группа ребят)

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету
Скорей за работу, скорей за работу.

1. Организационный момент

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока

– Дорогие ребята, тема сегодняшнего нашего необычного урока математики самая обычная

“Сложение и вычитание в пределах 100”.

“Почему необычного урока?” – спросите вы.

Да потому, что сегодня у нас не просто урок, а театрализованный урок “Приключения в стране Арифметии”.

2. Основная часть.

1. Вступительное слово учителя

(Рассказ учителя сопровождается инсценировкой учащихся на фоне загадочной музыки; костюмы для героев сказки обязательны)

– А что это за удивительная страна? И почему мы отправимся именно туда? А вот почему...

Далеко-далеко от нас: за высокими горами, непроходимыми лесами, бурными морями, просторными степями, широкими реками находится чудная страна “Арифметия”.

Представьте, что вы – жители этой загадочной страны.

И правит этой страной добрый и мудрый царь “Игрек”.

(Выходит царь “Игрек” – ученик в костюме царя)

Царь:

– Ребята, у меня была прекрасная дочь – “Цифрочка”– радость всей моей жизни.

Была, да, именно была...

Все жители моей страны Арифметии любили и уважали ее не только за ее красоту, но и за ее ум. Именно она увлекала и без того увлеченных арифметикой жителей необычными математическими заданиями, примерами, задачами.

Боже мой! Какое это было счастливое время для всех: заниматься любимым делом – арифметикой.

И вдруг счастье оборвалось...

Однажды утром вся страна узнала, что их любимая Цифрочка пропала. Она была похищена злодеями, унесшими ее далеко в неизвестность. Мы в отчаянии и не знаем, что делать.

Учитель: Тогда царь Игрек с мольбой обратился к звездочетам: посмотреть загадочные книги и вычислить путь спасения принцессы.

Всю ночь кропотливые звездочеты читали “мудрые” книги, но ответа не находили. Изнеможенные от усталости, на заре они подняли свои взоры к небу и увидели яркую утреннюю звезду, которая стала медленно опускать свой проницательный луч на стол звездочетов и начертила путь спасения несчастной принцессы. Путь оказался сложен и опасен и было понятно, что преодолеть пять его этапов смогут только самые умные арифметики. Их задача – выполнив все сложные математические задания, собрать волшебные ключики от огромного замка пещеры, открыть его и освободить принцессу. Нельзя было терять ни одной минуты и первыми добровольцами оказались эти самые звездочеты. Если им удастся верно выполнить устный счет, то спасатели Цифрочки найдут первый ключик и будут сразу перенесены неведомой силой через высокие горы.

I этап пути

Вот этот устный счет:

15 + 6 = 21
11 – 7 = 4
29 + 8 = 37 
24 – 5 = 19
56 + 3 = 59
56 + 30 = 86
56 – 3 = 53
56 – 30 = 26
43 увеличить на 9
57 уменьшить на 8
сумма чисел 20 и 15
разность чисел 51 и 40

Найти Ркв. со стороной 3 см
Найти Рпр. со сторонами 7 см и 2 см
Найти Р треугольника со сторонами 5 см, 7 см, 3 см.

(Математические выражения читать разными способами).

– Пожалуйста, звездочеты, помогите устно выполнить вычисления.

(Выходят 5 учащихся в костюмах звездочетов и поочередно производят вычисления; класс следит за их работой).

II. Повторение по теме “Сложение и вычитание в пределах 100 (устные приемы).

– Жители Арифметии! Звездочеты хорошо справились с заданием, но путь еще очень далек и нам надо двигаться дальше искать второй ключик.

Чтобы преодолеть II этап пути – непроходимые леса – необходимо выполнить:

а) задания на карточках: этим займутся очаровательные жители Арифметии – “решалочки”.

(6 учащихся в костюмах “решалочек” выполняют задания на карточках)

Карточка:

34 + 2
34 + 20
68 – 4
68 – 40
26 + 4
95 + 5
70 – 27
80 – 53
48 + 7
91 – 8
42 + 35
59 + 9

 Блиц-опрос:

(Каждый из 6 человек получает дополнительный теоретический вопрос, после чего учитель сможет объявить результат работы по карточкам)

  1. Как называются компоненты при сложении, как найти неизвестное слагаемое;
  2. как называются компоненты при вычитании, как найти неизвестное уменьшаемое;
  3. как найти неизвестное вычитаемое; прочти переместительный закон сложения;
  4. что такое квадрат?
  5. что такое прямоугольник?
  6. что такое треугольник?

б) задание у доски: этим займутся умные “считалочки”

(4 человека в костюмах “считалочек” выполняют задания у доски)

1 ученик
37 + 8
42 – 4
86 + 8
95 – 5
2 ученик
х – 15 = 45
3 ученик
50 – у = 42
4 ученик
с + 18 = 47

 Блиц-опрос:

(Каждый из 4 человек получает дополнительный теоретический вопрос, после чего учитель оценивает их ответ)

  1. Из чего состоит ломанная линия? (Из звеньев);
  2. Как найти длину ломанной линии?
  3. Что такое уравнение?
  4. Что такое неравенство?

Назови любое математическое или числовое выражение.

в) Ответить теоретический материал (фронтальный опрос): этим займутся очень умные жители Арифметии – “знайки”.

(В этом виде работы участвуют оставшиеся учащиеся класса, незанятые в других видах работы)

На доске написано задание:

1) 5  15

– Какие это числа? (Однозначное, двузначное)

– Почему? (Потому что они состоят из одного и из двух разрядов)

– Как называются эти разряды?

– Сколько единиц каждого разряда в этих числах?

2) 16 + 3 = 19 – чтение математических или числовых

16 – 3 = 13 – выражений разными способами.

3)

46 + 7 * 57
23 * 9 + 17 
62 – 7 * 38 – постановка знаков и чтение неравенств разными способами с использованием терминов: “сумма”, “разность”.
25 * 48 – 20

(Все три вида работы (пункт а, б, в) выполняются одновременно с последующей проверкой и комментарием учителя).

– Молодцы! Даже в непроходимом лесу вы смогли найти второй волшебный ключик спасения.

Чтобы преодолеть III этап пути – бурные моря – необходимо выполнить самостоятельную работу по вариантам и найти на дне бушующего моря третий волшебный ключик.

Этим займутся “мудрецы” страны Арифметии.

Принцесса Цифрочка в беде, она ждет помощи!

Ошибаться нельзя, поэтому надо немного отдохнуть.

Физминутка:

1) На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

2) Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

3) Видим скачут по опушке
Две веселые лягушки
Прыг-скок, прыг-скок
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,

Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет!

4) На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде “раз”.
А над ними весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде “два”.

5) Мы считали и устали
Дружно все мы тихо встали
Ручками похлопали, раз, два, три
Ножками потопали, раз, два, три
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

(Физкультминутки проводятся ежедневно, на каждом уроке, по выбору учителя с использованием здоровьесберегающих технологий).

А сейчас добрые жители Арифметии– самостоятельная работа.

(Пока учащиеся записывают в тетрадях дату, “Классная работа”, учитель объявляет результат работы на “карточках”).

I вариант

1) На I полке 24 книги, а на  2 полке на 8 книг меньше. Сколько книг на двух полках?
2) с + 13 = 40
3) 64 – 20 + 8 =

II вариант

1) На 1 столе 15 ложек, а на 2 столе на 7 ложек больше. Сколько всего ложек на двух столах?
2) 60 – х = 18
3) 58 + 30 – 9 =

 – А теперь проверим, насколько жители Арифметии верно выполнили задания

2 учащихся по вариантам “дают” ответы, весь класс проверяет; прежде, чем подвести итог работы, учитель задает дополнительный теоретический вопрос каждому из них:

  1. Что такое отрезок?
  2.  Какие линии вы знаете? (прямая, кривая, ломанная)

Молодцы, жители Арифметии! Вот третий ключик спасения Цифрочки.

Устали, отдохнем и проведем гимнастику для глаз!

Ребята, давайте еще поработаем дружно, Принцесса с нетерпением ждет Вашей помощи.

Осталось найти последние 2 ключика.

Чтобы преодолеть IY этап пути – просторные степи– необходимо выполнить арифметический диктант:

– Сумма чисел 42 и 3. (45)

– 42 увеличить на 30. (72)

– разность чисел 67 и 5. (62)

– 67 уменьшить на 50. (17)

– 1-е слагаемое 88, 2-е слагаемое 2. Найти сумму. (90)

– Уменьшаемое 51, вычитаемое 6. Найти разность. (45)

– От 70 отнять 28. (42)

– К 35 прибавить 9. (44)

– Записать число в котором 5 дес. 8 ед. (58)

– Сколько дес. и ед. в числе 71. (7 дес. 1 ед)

– Число 84 разложить на сумму разрядных слагаемых (84 = 80 + 4) (слайды). Приложение

Внимание! Великие арифметики! Жители Арифметии!

А сейчас проведем взаимопроверку и посмотрим, сможете ли вы преодолеть этот этап пути?

45, 72, 62, 17, 90, 45, 42, 44, 58, 7 дес.1 ед., 84 = 80 + 4

– Кто выполнил арифметический диктант без ошибок?

– С одной ошибкой?

– С двумя ошибками?

– С тремя и более ошибками?

Молодцы ребята! Вы и этот этап преодолели с честью. Вот он – заветный четвертый ключик!

Жители Арифметии!

Если сейчас вы верно решите “веселые” задачки и дадите правильные ответы на вопросы, наши спасатели-добровольцы найдут последний пятый ключик, перенесутся через Y этап пути – широкие реки и очутятся у входа в пещеру, где спрятана “бедная” Цифрочка. И тогда они смогут спасти принцессу Арифметии!

Групповая работа:

1) “Веселые” задачки:

– В нашем классе два Ивана,
Две Татьяны, два Степана,
Три Катюши, три Галины,
Пять Андреев, три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши,
Шесть Ирин и две Наташи,
И всего один Виталий
Сколько всех мы насчитали?

– Вот отметки по контрольной.
Получили “пять” все Саши,
Иры, Кати и Наташи.
По “четверке” – Тани, Гали,
Левы, Поли и Виталий.
Остальные – все Иваны,
Все Андреи и Степаны –
Получили только “тройки”.
А кому достались “двойки”? (Никому)

– Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Не смотрите – у ведерка
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет? (Нисколько)

– Барсучиха – бабушка
Испекла оладушков
Угостила двух внучат –
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

(Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое).

– Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей,
Ходят-бродят: “Га-га-га!”
Тут хозяйка позвала их:
– Есть хотите? – Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы? (Нисколько)

– Шел Кондрат в Калининград,
А навстречу – двадцать ребят,
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке кошка,
У каждой кошки – двадцать котят
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Калининград? (Нисколько)

Глупый, глупый Кондрат!
Он один шагал в Калининград.
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему –
В Кострому.

– По дороге два мальчика шли
И по рублю нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут? (Нисколько)

– Ребята, вы сейчас решали готовые задачи, а теперь попробуйте составить сами математические задания с использованием математических терминов и получится игра “Дай ответ”.

Этим займутся наши “ответчики”.

Класс делится на две команды, которые перекрестно задают друг другу вопросы. Если ученик не может дать ответ, помогает его команда, если команда не может помочь, отвечает ученик, задавший этот вопрос.

Вопросы задаются быстро, перекрестно! Игра проходит в форме соревнования (учащиеся задают, как теоретические вопросы, так и практические: устные приемы вычисления). Например:

  • Назови виды углов? (Прямой, острый, тупой)
  • Какой угол называется острым?
  • Найди сумму чисел 25 и 13.
  • Найди разность чисел 31 и 7.
  • Найди периметр квадрата со стороной 6 см.
  • Найди периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 3 см.
  • Что такое периметр?
    и другие вопросы, предложенные самими учащимися.

III. Итог.

– Жители Арифметии! Вы сделали все, что могли для спасения принцессы Цифрочки. Вы победили!

Спасение принцессы – это ваша заслуга, это ваши прекрасные знания.

И вот Цифрочка здесь, она с нами!

(Входит ученица в костюме принцессы и три ученика – спасатели-добровольцы – в костюмах; они кланяются жителям Арифметии; кругом радость и ликование.

Цифрочка встречается с отцом – царем Игреком и благодарит всех жителей Арифметии за свое спасение).

Учитель подводит итог урока, хвалит учащихся за хорошую работу, обращает внимание на недостатки:

– Ребята, вы сегодня показали всем, что крепкая дружба и прекрасные знания могут преодолеть любые рубежи, любые преграды.

Да здравствует, Арифметия!

И в честь освобождения принцессы Цифрочки в стране – праздник и отменены все домашние задания.

IY. Организационный момент.

(Звучит песня “Дружба крепкая”)

Используемая литература:

  1. Методика преподавания математики в начальной школе.
  2. Журнал “Начальная школа” № 5, 2009 год.
  3. Дидактический материал по математике (2 класс).
  4. Агеева С. Обучение с увлечением, Часть 1. – М.,1991 г.
  5. Геллер. Игры для школьников 1–3-х классов, – М.,1985 г.
  6. Грабовский С. Календарь школьника. – М.,1989 г.
  7. Минскин Е. От игры к знаниям. – М., 1987 г.
  8. Тонких А., Стогова Д., Голощапов С. Веселые задачи. – Брянск, 1995 г.
  9. Бакалдин. Начинаем мы считать. – Краснодар, 1972 г.
  10. Волина В. Праздник числа. – М., 2006 г.