Интегрированный урок (литературное чтение + киноискусство + ИЗО, музыка). К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Пробуждение и обогащение чувств детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи.
  2. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости в детях, развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умений выражать свое отношение как в словесной форме, так и художественными средствами.
  3. Развитие речи, логического и образного мышления учащихся, умений грамотно читать язык экрана; развитие навыков работы акварельными красками при выполнении рисунка букета – броши.

Оборудование урока:

  1. Портрет К.Г. Паустовского.
  2. Выставка книг К.Г. Паустовского.
  3. Иллюстрация вороны, воробья.
  4. Детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки.
  5. Изображения брошек – букетов цветов из Алмазного фонда.
  6. Иллюстрация «большой театр».
  7. Видеозапись м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского.
  8. Аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка».
  9. Акварельные краски, бумага для живописного рисунка.
  10. Веер, театральная сумочка, бинокль, программа, носовой платок.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

 Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей», а помогут нам такие виды искусства, как литература, кино, живопись, музыка и пословица о труде: «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».

2. Речевая разминка.

- О ком говорится в загадке:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Это… (ворона).

- По каким признакам вы догадались?

3. Словарная работа.

- по характеру ворона в произведении названа еще и «сварливой». Как вы понимаете значение этого слова?
(Ворчливая, склонная к ссорам).

- найдите, как об этом сказано у К.Г. Паустовского в тексте?

- послушайте следующую загадку:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).

- что из этой загадки можно узнать о воробьях?
(Питаются жучками, не улетают на юг, обитают под крышей).

- а зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем придется. Как вы понимаете выражение «Питаются из лошадиных торб овсом».
(Торба – мешок с овсом, который подвешивается к морде лошади).

- прочитайте, как об этом сказано у К.Г. Паустовского?

4. Выборочное чтение.

- кем была мама Маши? (балериной).

- прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем.

- почему же Машин папа не мог успокоить маму, помочь ей справиться с душевным волнением. (Папа был далеко, на Чукотке).

- прочитайте, как об этом сказано у К.Г. Паустовского.

- почему же стеклянный букетик (брошь) был так дорог маме, прочитайте.

5. Проверка домашнего задания.

- вам было дано домашнее задание – сделать рисунок к понравившемуся отрывку произведения.
- перескажите, что вы изобразили. (Дети по желанию выходят к доске и пересказывают).

6. Просмотр фрагмента мультфильма «Растрепанный воробей».

- найти отличия мультфильма от произведения.

7. Обсуждение мультфильма.

- назовите отличия по содержанию сказки от просмотренного мультфильма.
(Роль Золушки танцует Маша, а не мама. В произведении букет папа дарит маме, а в мультфильме – Маше).

- в каком городе происходят события, описываемые в произведении и показанные в мультфильме?
(В Москве).

- КАК вы догадались? (Показан большой театр).

- а как вы догадались, что это здание – действительно Большой театр?
(Чугунные лошади, на фронтоне – квадрига лошадей, которыми управляет Апполон, колонны).

- покажите на иллюстрации на доске квадригу лошадей на фронтоне Большого театра. Как вы понимаете слово «квадрига» (4).

- прочитайте описание Большого театра у К.Г. Паустовского.

- какой балет давали в Большом театре? («Золушка»).

8. Обсуждение спектакля «Золушка» в театре на Малой Бронной.

- почему веер, театральная сумочка, бинокль, программа, носовой платок берут в театр и для чего?

- как надо одеваться, когда идешь в театр? (Красиво, празднично, нарядно).

- прочитай, как одевали Машу.

- что из вещей, которые на доске, может утащить ворона?
(Брошь, цветную фольгу).

9. Выборочное чтение отрывков о спектакле.

- прочитайте отрывки, в которых описывается спектакль, оркестр, музыка.

- прочитайте по ролям разговор Маши и мамы после спектакля. Но вначале выясним характер Маши и мамы. (Маша – добрая, ласковая. Мама – добрая, верная).

- можно ли от радости плакать? Докажите свой ответ примерами. (Читая литературное произведение, рассматривая картину, слушая музыку).

- к какому виду литературного произведения относится «Растрепанный воробей» К.Г. Паустовского? (Сказка).

- докажите, что здесь сказочное.

- а что здесь правда? (Вороны воруют вещи, воробьям трудно живется зимой).

- кто главный герой сказки, не произносящий ни одного слова? (Это папа).

- какая главная мысль сказки, выраженная в одном предложении в ответе мамы на вопрос «Почему ты плачешь?».
(Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете).

10. Рисование хрустального букетика – брошки под мелодию С. Прокофьева из балета «Золушка»

- вы должны изобразить букет, который подарил папа Машиной маме и нарисовать его.

- из чего сделан букет? (Из стекла).

- стекло прозрачно. И мы используем прозрачные цвета. Для прозрачности цвета, чего надо больше взять: воды или краски? (Воды).

- за основу вы можете взять форму брошек из стекла из алмазного фонда.

11. После завершения работы:

- Эти рисунки брошек подарите мамам, чтобы они чаще радовались.

12. Подведение итога урока.

- зачем написано это произведение? Чему оно нас научило? (Доброте. Милиционер подобрал воробья. Маша выходила его, спасла. Воробей отблагодарил Машу. Забота о птицах).

- скажем писателю спасибо за то, что он оставляет «зарубки» в наших сердцах.

Прочитайте, что написали на могиле К.Г. Паустовского в благодарность бригантинцы из 74 московской школы:
Спасибо Вам, Константин Георгиевич, за ту страну, которую Вы так щедро отдали нам, всю без остатка, эту большую солнечную березовую страну…За зарубки на наших сердцах, за наши глаза, что стали волшебными.
Бригантинцы школы № 74, г. Москвы

13. Задание на дом.

- прочитать по выбору любое произведение К.Г. Паустовского, чтобы вслед за автором вам сопутствовало желание «все» знать, все видеть, путешествовать».