Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить знания об имени прилагательном, как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять род, число и падеж, правильно употреблять их в речи; развивать умения проводить синтаксический разбор предложения; мелкую моторику рук, внимание, память, речь; расширять и обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, любознательность, любовь к природе и родине, родной речи.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, индивидуальные карточки, картинки, фразеологизмы, “Времена года” П.И.Чайковского, картина “Зима”, рисунок января – месяца, снежинки, книга С.Я.Маршака “12 месяцев”, деформированный текст, план, фразеологизмы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

1) Зрительная гимнастика

2) Дыхательная гимнастика

3) Прослушивание фрагмента аудиозаписи П.И.Чайковского “Времена года”

Под голубыми небесами, великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит… (А.С.Пушкин “Зимнее утро”)[3]

4) Беседа по прослушанному:

- О чём стихотворение? Назовите автора? Название?

- Музыкальный отрывок? Подходит ли музыкальный отрывок к стихотворному?

- По каким признакам можно догадаться, что говорится о зиме? Какая часть речи нам в этом помогает? Для чего нам нужны в речи имена прилагательные?

5) Нацеливание. Продолжаем изучать имена прилагательные. Цель урока – находить правильно имена прилагательные, определять их род, число, падеж. Правильно учиться употреблять их в речи, находить в тексте, согласовывать с именами существительными.

- Гостем нашего урока будет герой из, прочитанной нами, пьесы – сказки С.Я Маршака “12 месяцев”. Отгадайте, кто:

Не трещите морозы в заповедном бору.
У сосны, у берёзы не грызите кору!
Полно вам вороньё замораживать,
Человечье жильё выхолаживать. (Январь)[2]

- В старину на Руси январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму на 2 половины. Почему? Древние римляне этот месяц называли в честь Януса – бога солнца и света – январём. Они изображали его как человека с двумя лицами (картинка). Одно лицо молодое, смотрит в будущее, другое старое – обращено в прошлое. На пальцах правой руки Януса начертано число 300, на пальцах левой – 65.<Рисунок 1>[6]

- Что такое 365? Это количество дней в году.

- Январь пришёл не один, а со своими помощниками – снежинками, которые будут помогать нам в выполнении заданий, и в конце урока за работу и помощь мы получим от них сюрприз. <Рисунок 2>

2. Работа по теме

1) 1 задание Января.

А) Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Б) “Весёлый язычок”.

В) Пи – пи – пи – папа яблоки купи.

- Над каким звуком работали? Характеристика. Какой буквой обозначается?

2) Минутка красивого письма (узор на стекле)

п п п

лютая морозная

- О чём можно так сказать? Почему? Как ещё можно назвать зиму? Как мы называем такие слова? (Синонимы). Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Какое слово встречаем редко? Записать красиво, выделить ударение.

3) Проверка домашнего задания.

Зрительный диктант.

- Пословицы, поговорки, приметы о зиме?

Белоснежная зима - безродное лето.

Если зима холодная – хлеб уродится.[1]

- Назвать имена прилагательные, определить число, род, падеж.

4) 2 задание Января.

Игра “Найди пару”

Зав..лило сугробами

широкие п…ля

(узкие)

Зап…р…шило снегом

густые л…са

(редкие)

(Снежинки с гласными) <Рисунок 3>

- Что записано? (Словосочетания)

- Орфограммы? Превратить в предложения. Что значит запорошило?

- Запись с комментированием, прилагательные, число, род, падеж.

- Замените прилагательные антонимами.

5) 3 задание Января.

Игра “Определи падеж” (устно – карточки)

Отрывок Н.Рыленкова. Сколько песен сложено русским народом про снежную порошу да метелицу. Русской зимы нельзя не любить! Кто не видел её, тот не может судить о русской народной жизни, о русском характере. Нет более трогательной сказки, чем русская сказка о Снегурочке.[4]

  • Физкультминутка

6) 4 задание Января.

Развитие речи. Составление предложений по картинке “Зима” с использованием прилагательных (использовать подобранные синонимы), по плану.

  1. Зима
  2. В лесу
  3. Деревья

Наступила снежная зима. Белый снег покрыл землю. В лесу намело большие сугробы. Ветки деревьев покрыты пушистым инеем. Ель стоит в хвойной кольчуге.

- Что такое кольчуга? (Картинка) В каком значении?

- Запись под диктовку, синтаксический разбор последнего предложения.

7) 5 задание Января.

Восстановление деформированного текста.

После, стал, уд…вительный, и, лес, красивый, метели.

- Орфограммы, прилагательные, число, род, падеж.

8) 6 задание Января.

Самостоятельная работа по учебнику (Индивидуальные карточки “сильным” и “слабым”). Взаимопроверка.

  • Минутка отдыха

9) Дополнительный материал. Работа с фразеологизмами.

Долгий ящик. На широкую ногу.[5]

- Объяснить смысл? Составить предложения. Найти имена прилагательные, определить род, число, падеж.

3. Домашнее задание.

- Отгадать загадки:

Белка, волк, синица, снегирь, собака, заяц, лес.[1]

- Лишнее? Почему? Одним словом?

- А как им живётся зимой?

- Что можно сделать и как помочь?

- Дома описать животное или птицу, используя прилагательные, определить род, число, падеж.

4. Обобщение. Итог урока.

- Что повторили? Что называется именем прилагательным? Что они обозначают? Как изменяются? Что нужно сделать, чтобы определить число, род и падеж имён прилагательных?

- Что понравилось на уроке? Что нового и интересного узнали? Что показалось наиболее трудным? Почему? Что посоветуем?

- Все старались, работали. А теперь сюрприз от Января для всех. (на снежинках с другой стороны появляется слово “Молодцы”!

- До новых встреч! Январь ещё не закончился, и мы обязательно встретимся.

Литература

  1. Загадки, пословицы, поговорки, приметы
  2. Маршак С.Я Пьеса – сказка “12 месяцев”
  3. Пушкин А.С. Стихотворение “Зимнее утро”

    Рыленков Н. Отрывок из рассказа о русской зиме

  4. “Я познаю мир” Энциклопедия по русскому языку
  5. “Я познаю мир” Энциклопедия по истории