Урок внеклассного чтения в 6-м классе. "Человек и природа. Фантастика и реальность в сказке. Философское звучание произведения Р.Д. Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели: познакомить учащихся с английским писателем Редьердом Джозефом Киплингом, с его анималистической сказкой: «Кошка, гулявшая сама по себе». Уметь анализировать художественное произведение, находить в тексте художественные детали, эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы; знать литературоведческие термины. Уметь мыслить, думать, рассуждать, высказывать свое мнение. Развивать устную творческую речь учащихся. Формировать эстетическое восприятие у учащихся. Воспитывать любовь к предмету через книги Киплинга, призывать любовь к животным; бескорыстие, человечность, порядочность. Это произведение учит детей по-своему по-новому взглянуть на животных. Показать кошку, которая гуляла сама по себе.

Оборудование: портрет писателя, картина кошки, выставка книг, выставка рисунков. «Кошка чудесно поет у огня» Р.Д. Киплинг.

ХОД УРОКА

Предварительная работа

нарисовать кошек, каких ты представляешь «Кошка на крыше», «Кошка, гуляющая по городу», «Кошка бродит. Ночь. Луна», «Кошка бежит по мокрым деревьям», «Кошка на дереве», «Кошка в чаще леса».

Выставка книг – можешь за ними обратиться в библиотеку.

Чтение стихотворения наизусть. «Кошка чудесно поет у огня...» Р.Д Киплинг

Словарная работа:

Запись на компьютере слова:  Повествователь – условный образ, от лица которого ведется рассказ в произведении. (Из «Краткого словаря терминов»).

Запись слова: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ. (в тетрадях)

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Слово учителя: Сказка не только для детей и для взрослых.

Главная героиня – кошка

Учитель: Итак, I абзац сказки: «Слушай, мой милый мальчик, слушай, внимай, разумей, ...»

• Это не Киплинг говорит, а повествователь.

Анализ произведения.

С чего начинается сказка?

С того, что в начале произведения повествователь обращается к читателю.

– О чем хочет рассказать повествователь читателю?

(См. I абзац. Как дикие животные стали ручными. Как их приручили и сделали домашними)

–- Какова роль женщины в жизни (реальности) дикого человека?

(Женщине не нравится дикая жизнь. Но она нашла сухую пещеру. Создала уют).

– Это реальная (правдивая) картина или фантастическая?

(Реальная)

– Чем она (женщина) отличается от других людей?

(Умела колдовать)

– А как она колдовала?

(Она распустила волосы, взяла плечевую баранью кость, очень плоскую и очень гладкую, и стала пристально всматриваться в проходящее по кости разводы. Потом она подбросила поленьев в огонь и затянула песню. Это было первое в мире колдовство и первая волшебная песня)

Учитель: Обрати внимание как описывает Киплинг колдовство?

– Что она сделала?

(Распустила волосы, затянула песню. Это было первое в мире колдовство и первая волшебная песня, т.е. до нее никто не колдовал.)

Учитель: Какую художественную деталь использовал английский писатель для того, чтобы ярче показать колдовство?

(Взяла кость, стала всматриваться).

Учитель: Кость – это художественная деталь.

(Для того, чтобы лучше знать, как колдовала женщина см. стр. 242)

ВЫВОДЫ УЧИТЕЛЯ:

Итак, песня собрала всех диких зверей. Она (песня) волшебная.

– Как изображена кошка?

(Свободной, гордой. «Я, кошка, хожу, где вздумается и гуляю сама по себе»

– Она гордая, свободная, независимая. Ей нужна свобода. Кошка хитрая. Идет одна, по собственной воле).

– А каким по характеру изображен пес?

(Более простой. «Тогда я тебе не товарищ»

– Каким образом приручили дикую собаку?

(Ответить своими словами.

Взял дикий пес кость.

Женщина его приручила за счет того, что она дала ему кость. Зачитать стр. 243 «О мой друг, жена моего друга, хорошо».

– Докажи, что собака становится другом человека?

(«Я готов помогать твоему мужчине охотиться ...». Пес стал домашним)

– А это хорошо, что она стали другом человека?

(Хорошо)

– Раз она стала другом человека, что она утратила?

(Свободу)

– Кому она принадлежит?

(Человеку. C одной стороны, хорошо! С другой стороны, она стала подневольной).

– Подумай, почему конь становиться слугой человека?

(Готов потерять свободу, ради травы)

– А как складывается жизнь (судьба) коровы?

(Она тоже теряет свободу, ради травы. «... Подательница хорошей еды»)

– Почему кошка остается дикой?

(Ответ зачитать)

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ:

Кошка внутренне оказалась сильнее, хитрее.

Женщина колдунья – она сумела у этой женщины вызвать симпатию. И она в третий раз похвалила кошку. Она добилась своей цели и молоко есть у коровы. Но раз она 3 раза поблагодарила, кошка взяла верх; она – осталась свободной. Кошка – мудрая.

– Они (собака, конь, корова) – утратили свободу, они на привязи.

Ответ зачитать на стр. 250

(Кошка не хотела быть рабом. Кошка обхитрила женщину, которая колдовала. Кошка мудрая, она не хочет терять свободу, она хочет оставаться независимой. «...Молоком никак не приручить».)

– Какое условие было заключено между женщиной и кошкой?

(Кошка была дикой, но от молока не отказывалась.

 «А что, если ты трижды похвалишь меня? – спросила кошка.

– Ну, этому не бывать, – сказала женщина. Но если это случится, приходи и получай молоко 3 раза в день до скончания века»

– Охарактеризуй кошку, какая она?

(Хитрая, ласкает ребенка, чтобы добиться расположение хозяйки и получает первую благодарность.)

– Почему кошка остается дикой?

Они (собака, конь, корова) – на привязи, на поводке. Она – сыта, независима, свободна. Взяла верх над женщиной.

– А отблагодарила ее хозяйка?

(ответ зачитать стр.248)

– А какая была реакция у хозяйки, на то, что кошка успокоила ребенка?

(Похвалила.

– Спасибо дикой твари, – сказала женщина, разгибая спину.

– У меня так много работы, а она оказала мне большую услугу.)

– Почему кошка заслужила вторую благодарность?

(«...Возьми оторви кусочек нитки от той, которую ты прядешь, привяжи к ней свое веретенице, и я так наколдую тебе, что ребенок засмеется и будет смеяться также громко, как плачет теперь).

ВЫВОД: Кошка дает совет хозяйке. Она мурлыкала, женщина снова отблагодарила. Она ее благодарила за совет и за то, что та спела. Песню пела кошка, мурлыкала.

Найти обращение к читателю

(«...Но, милый мальчик, она колдовала без звука, без песни, – и вот в пещере стало так тихо, что какая-то крошка – мышка выскочила из угла и тихонько забегала по полу». «...Ты вызвала мышку своим колдовством?»)

Учитель обобщает:

Женщине надо было, чтобы кошка съела мышь.

– Наконец, третья благодарность.

А за что благодарила хозяйка (женщина) кошку в третий раз?

(«Спасибо тебе 1000 раз! Сам первый друг ловит мышей не так быстро, как ты. Ты должно быть, большая умница»). Кошка: «В третий раз похвалила ты меня: давай же трижды в день побольше белого парного молока во веке веков. Но все же запомни: я кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе».

– Докажи, что кошка осталась дикой?

(«Но и кошка верна своему договору...пока она в доме...» Чтобы ребенка ласкать, мышку поймать, человеку помогать, но с другой стороны, в любую минуту в полночь может уйти).

– А хорошо это или плохо, что кошка осталась дикой?

(И хорошо и плохо. Хорошо, что она может быть ласковой. Плохо, что она остается сама по себе А может быть и наоборот).

– Чем кошка отличается от других животных?

В отличии от других животных она не потеряла свободу.

– К какому жанру относится произведение Киплинга?

Дать определение наизусть (К жанру анималистической сказки, сказка философская)

– А почему?

(Эта сказка философская – как в жизни – хорошо или плохо. Она (кошка) была умнее колдуньи.)

Охарактеризуй кошку.

(Кошка умнее человека. Собака утратила свободу, она стала рабом. Конь, корова тоже рабы. С одной стороны надо служить человеку, с другой стороны, но не надо терять собственную гордость, собственное достоинство. Молоко, дом, уют, успокоила ребенка, но она (кошка) уйдет, если надо. Лошадь – выполняет тяжелую работу

Корову – хлещут, гоняют

А кошку – нет! Умная, гордая, любит свободу.)

– Какова идея?

(Идея (основа) – сохранить чувство достоинства, личное « Я»

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Кошка любит свободу, гордая, с достоинством. Хитрая, умнее в изображении Киплинга. Кошка и сейчас так ходит.

Объясни название этой сказки

Итоги урока.

Учитель обращает внимание на выставку рисунков

Выставка книг.

Домашнее задание.

К следующему уроку внеклассного чтения самостоятельно прочитать другие произведения Киплинга: «Маугли», «Слоненок», «Мотылек, который топнул ногой», «Как было написано первое письмо», «Откуда взялись броненосцы», «Откуда у носорога шкура?», «Отчего у верблюда горб?», «Откуда у кита такая глотка?».

Групповое домашние задание

Дать характеристику героя (на 1 неделю) группе А. Написать сочинение на одну из тем:

  • Какое животное могло бы стать героем анималистической сказки и почему?
  • «Рассказ о собаке (верблюде, слоне)»

группе Б. Сочинение-миниатюра «Что запомнилось мне на уроке?»

группе В. Ответить на вопросы данные в учебнике.

Оценки.