Развитие логического мышления

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Проблема, которая стоит перед школой, настолько многогранна, что решить её невозможно за год или два, поэтому при составлении плана реферата я решила заострить внимание на трёх вопросах:

  1. "Развитие математических способностей и логического мышления".
  2. "Проблемные ситуации в процессе обучения".
  3. " Индивидуальная работа с учениками".

Все эти вопросы рассматриваются с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Сама жизнь ставит перед нами учителями задачу - дать на выходе из школы высокообразованных, культурных, способных молодых людей.

Анализируя мышление учащихся, математические способности, я пришла к выводу, что в начальных классах всё это носит несколько формальный характер и вина в этом не полностью ложится на плечи учителей начальных классов, так как они стремятся развивать логическое мышление учащихся, но а это работа мысли, причём работа мысли, когда обязательно должна соблюдаться логика вопроса и логичность ответа.

Для того, чтобы правильно была поставлена работа по развитию логического мышления необходимо постоянно учитывать возрастные особенности учащихся, специфику класса. Никакие упражнения или задачи не принесут успеха в развитии мышления, если они трудны и не соответствуют знаниям учащихся, если для решения их нет соответствующей базы.

И вот здесь не обойтись без индивидуальной работы с учеником.

Эту работу нужно проводить по двум направлениям:

  • работу со слабыми учениками;
  • работа с сильными учениками.

Чтобы научиться проводить индивидуальную работу с неуспевающими или слабыми учениками необходимо:

  • выяснить причины, которые привели этих в список двоечников, установить пробелы в знаниях, классифицировать их по темам;
  • выяснить бытовые условия, в которых живёт и воспитывается ученик;
  • указать его увлечения и любимые занятия.

Затем на основании анкетных данных, на основании наблюдений классного руководителя и учителей, работающих в классе составляется психолого-педагогическая характеристика этих учащихся.

И только после этой предварительной подготовки нужно начинать работу с этими так называемыми "трудными" учениками.

При этом каждый учитель должен помнить о том, что "от того, как удачно будут сделаны первые шаги ребёнка, зависит, как быстро он научится ходить", так и учёба зависит то первых шагов, от своевременной поддержки учителя. И не случайно Устав нашей школы требует от всех работников уважительного, чуткого, заботливого отношения к учащимся, искреннего участия в их судьбах, а это возможно лишь при знании их индивидуальных особенностей. Раньше в школе индивидуальная работа была организованна так: более сильному ученику давалось дополнительное задание, т.е. он выполнял большее количество упражнений. А ведь для устранения пробелов слабый ученик должен решить большее количество заданий. Эту ошибку удалось исправить. Учитель должен при подготовке к уроку для сильных учеников подобрать упражнения по заданной теме, где нужно проявить сообразительность, умение логически мыслить, творческий подход. Эти упражнения учитель заготавливает на карточках или переносной доске. Так как темпы работы сильного и слабого ученика становятся почти одинаковыми, это облегчает труд учителя. Чтобы школьник успевал, необходимо как можно скорее и точнее определить уровень его знаний на каждом этапе работы. Нужны более гибкие формы обратной информации, чтобы отставание не накапливалось, а ликвидировалось в самом начале, не по окончании очередной темы, а в процессе её изучения. И здесь на помощь нам приходят тесты, индивидуальные задания и, конечно, кратковременные разноуровневые 10-15 мин. самостоятельные работы. Расскажу как я провожу индивидуальную работу.

Самостоятельные работы служат как бы "сигнальными" работами знаний учащихся.

Они не большие по объёму, но важные по содержанию. Эти работы я провожу непосредственно после ознакомления с новым материалом. Ученикам даются индивидуальные карточки-задания, которые приучают ребят работать самостоятельно. Небольшой объём работы позволяет быстро их проверить и на следующем уроке, я уже знаю, кому и в чём надо помочь, потому что веду строгий учёт ошибок учащихся. Каждый свой урок начинаю с анализа ошибок самостоятельной работы на примерах, включённых в устную работу. Затем письменно проверяю вновь, как поняли учащиеся этот материал. При проверке рабочих тетрадей учащихся я веду работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, указываю материал, который надо повторить и какие нужно выполнить упражнения для закрепления материала.

Большую роль играют возрастные особенности.

В 5 классе дети становятся взрослее и работать с ними можно несколько по другому.

Учителя-математики должны обращать самое серьёзное внимание развитию логического мышления. Развитое логическое мышление-это прежде всего правильное мышление, мышление, соответствующее законам и правилам науки логики.

Задача учителя состоит в том, чтобы организовать целенаправленную и математическую работу, которая помогала бы осознанно и правильно применять эти законы.

Когда говорят о логическом мышлении, то имеют в виду и такие его качества, как самостоятельность, активность, способность к известному умственному напряжению.

Сознательное выполнение упражнений - необходимое условие активной мыслительной деятельности учащихся. При этом ученик не только должен понять условие предложенной ему задачи, но и сознательно усвоить те понятия, законы и теоремы, на которые они будут опираться при её решении.

Усвоение понятий идёт в процессе выполнения специально подобранных упражнений, которые помогут выявить глубину знаний учащихся. При этом вопрос должен быть чётким и лаконичным. Некоторые учителя задают такие упражнения, в которых неточно сформулирован вопрос. Если ученик плохо или поверхностно знает определение, свойство или теорему, то ошибки неизбежны. Ошибки бывают и в том случае, если ученики критически не приучены осмысливать суждения. Особенно это наблюдается в среднем школьном возрасте. В чём же причина? Прежде всего в том, что учителя почти всегда предлагают учащимся задания, в которых ошибки исключены. Это вырабатывает у детей чрезмерное доверие ко всем сообщениям, указаниям и заданиям. Поэтому учителя математики иногда должны сознательно допускать в вопросе неточность, заставляя тем самым анализировать условие.

К упражнениям, стимулирующим логическое мышление, можно отнести:

Упражнения, включающие элементы исследования.

Упражнения, при выполнении которых ученики "открывали" бы законы и зависимости, убеждались бы в их справедливости.

На уроках нужно стараться учить детей сопоставлять различные суждения, свойства, устанавливать общие закономерности и находить отличительные черты. Попытки таких обобщений нужно делать уже в 5-6 классах, в 7-8 классах эта работа уже становится более определённой, не носит эпизодический характер, и начиная с 9 класса-постоянной формой работы.

Большое внимание нужно уделять заданиям, в которых необходимо определять верность суждения во всех возрастных группах учащихся, конечно, при этом меняется характер вопросов.

На уроках математики целесообразно использовать занимательные, несложные, хотя и требующие смекалки упражнения, которые оживили бы урок и дали пищу для мышления.

Хороши упражнения "на восстановление записи". Выполнение таких упражнений требует обычно хорошего понимания существа изученного и знания обратных операций, умение анализировать условия задачи.

В развитии логического мышления несомненную помощь приносит составление упражнений и задач. Вначале это составление бывает по аналогии с уже решёнными задачами, с возрастом усложняются задачи и уже в старших классах составление задач носит уже творческий характер, хотя элементы творческого подхода проявляются уже в 6-7 классах. При решении заданий особое внимание следует уделять рациональному (использованию) выполнению его, так как эти способы заставляют работать учеников не по трафарету, а найти оригинальное, не шаблонное решение.

Большое внимание учителя должны уделять решению задач повышенной трудности, как на уроках, так и на факультативных, кружковых и дополнительных занятиях. При этом учитель должен стремиться научить ребят из сложной задачи выделять-простые, обобщить задачу, сделать определённые выводы,и, конечно, большое внимание уделять составлению обратных задач и предложений.

Эта работа должна проводиться с начальных классов, но особенно серьёзно к этому вопросу нужно подходить в 7 классе и далее. Решение подобного рода задач и упражнений даёт возможность проверить глубину знаний учащихся, установить причинно-следственные связи, закономерности различных зависимостей.

Для развития логического мышления очень важно прибегать к созданию проблемной ситуации.

Например, урок геометрии в 7 классе. Тема: "Сумма внутренних углов многоугольника".

Учащиеся ищут пути решения задания. Самостоятельное открытие истины приносит ученику необыкновенное интеллектуальное удовлетворение, а это одно из самых радостных чувств в процессе обучения. Каждый из нас помнит о том, что создание проблемной ситуации и организация учащихся на самостоятельное их преодоление является важным средством воспитания.

Я заметила, что у ребят эта работа развивает инициативу, творческую активность, а, следовательно развивает и мышление.

При подготовке к урокам нужно учителям стараться планировать работу так, чтобы дать возможность ученикам активно рассуждать вслух или просто про себя, доказывать своё мнение и опровергать чужое. Споры, начатые на уроке продолжаются и после него. Создать на уроке ситуацию напряжённой работы мысли, обмен мнениями - не легко, а ещё труднее создать такую атмосферу в классе, чтобы ученик мог говорить не стесняясь, не боясь показаться глупее других, чтобы не ущемлять достоинство ребёнка какого бы возраста он не был.

Спрашивать, выступать, отстаивать своё мнение - значит упорно трудиться над формулировкой вопроса или предложения.