Урок по чтению в технологии "Творческие мастерские". Общая тема: "Хлеб — дар Божий, отец, кормилец"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Принципы проведения мастерских:

  1. Равенство всех участников, включая педагога.
  2. Ненасильственное вовлечение в процесс деятельности.
  3. Отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная).
  4. Отсутствие соперничества, соревнования.
  5. Чередование индивидуальной и групповой работы.
  6. Важность не столько результата творчества, сколько самого процесса.
  7. Разнообразие используемого материала.
  8. Ответственность каждого за свой выбор.

 Этапы работы мастерской.

  1. Индуктор – первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Эмоциональный настрой.
  2. Деконструкция – рассогласование избранных для работы материалов. Этап, на котором обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит, произошла «встреча с проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность.  
  3. Разрыв - озарение, связанное с новым видением предмета, переход к новому осознанию явления. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления.
  4. Реконструкция – этап применения знаний и опыта: осуществляется выдвижение гипотез и их проверка через наблюдение, опыт, эксперимент, поиск новых вариантов ответов взамен прежних, попытка иного осмысления, иного объяснения фактов и явлений.  
  5. Афиширование – представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций.  
  6. Рефлексия. «Делаю – осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...».

Цель: заставить задуматься ребят об огромной ценности хлеба.

Задачи:

  • выработать нравственное (бережное) отношение к хлебу;
  • показать какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол;
  • учить детей работать в группе;
  • научить ребят добывать нужную информацию самостоятельно;
  • воспитать уважительное отношение к хлебу и к людям, которые его растят;
  • развивать правильную грамотную речь.

Ход мастерской

1. Индуктор.

Дети входят в класс.

Учитель встречает их с хлебом и солью. Дети пробуют хлеб.

Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробочки по одному листочку (рисунок 1, 2, 3, 4). Рисунок на листочке соответствует месту, которое вы займете за столами (булка, батон, бублик, калач).


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4

– Ребята, как вы думаете, почему я вас встретила хлебом и солью? (Ответы учеников)

– Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. И вот мы с вами, преломив хлеб, теперь станем друзьями.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы будете работать в группах, каждый из вас может высказать свое мнение и участвовать в выполнении задания, но вы должны уметь слушать друг друга, нельзя выкрикивать ответы с места. Вы обсуждаете вместе, а отвечает кто-то один. А вот чему он посвящен, какая тема нашего урока, вы мне позже скажите сами.

У вас на столах листочки с загадками. Прочитайте загадку в группе. Попробуйте, отгадать. Решите, кто прочитает эту загадку для всех, отгадывать мы будем вместе.

Загадки о хлебе

Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
на столбе золотом (колос)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет – урожай соберет.
(Комбайн)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких, как я, будет целая семья. (Зерно)

Ходит полем из края в край,
режет черный каравай. (Плуг)   

– С чем они связаны? (С хлебом)

Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О хлебе)

У вас на столах листочки, на которых вы сможете записывать новые для вас сведения о хлебе, что-то для вас интересное.

2. Деконструкция

В нашей творческой мастерской мы не можем обойтись без стихов о хлебе.

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!»
В поле, в доме, в державе!

– Почему, ребята, так говорят: «Хлеб всему голова!», «хлеб – батюшка, кормилец»?

– Как нужно относится к хлебу? Почему?

– Кто знает пословицы и поговорки о хлебе?

– На столах у вас лежат листочки с пословицами и поговорками. Пословица – это народная мудрость. Чему же она нас учит? Прочитайте их, попытайтесь объяснить.

  1. Горька работа, да хлеб сладок.
  2. Не от росы урожай, а от поту.
  3. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
  4. И пес перед хлебом смиряется.

При обсуждении акцент на бережное отношение к хлебу, на то, что хлеб - это и тяжелый труд, и хлеб – кормилец, батюшка, отец родной.

3. Реконструкция.

СЛАЙДЫ – Обложки (приложение 1)

– Ребята, сейчас вы увидите несколько слайдов с обложками книг. Посмотрите внимательно, обсудите в группах и ответьте на вопрос: в каких книгах есть упоминание о хлебе.

– Молодцы! А сейчас мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Я расскажу вам краткое содержание. А потом мы прочитаем вместе отрывок.

Действие этого рассказа происходит во время войны в деревне Бережки. Здесь живет мельник Панкрат, который вылечил коня, раненного немецким снарядом, мальчик Филька со своей бабушкой.

Вот какая история произошла в этой деревне. Однажды Филька сидел и ел хлеб. В калитку мордой постучал конь, прося у мальчика хлеба. Фильке лень было подойти к коню и он бросил хлеб в снег. Слеза скатилась из глаз коня. И тут конь заржал, затопал копытами, стал хлестать себя хвостом. И началась сильная метель, которая не прекращалась до вечера. Филька очень испугался. К вечеру вернулась бабушка и сказала, что теперь из-за метели жители деревни не смогут помолоть зерна и испечь хлеб. А значит, все умрут с голоду. И еще бабушка сказа, что такая страшная метель случилась из-за злобы людской. Филька испугался еще больше и решил спросить совета у мельника Панкрата. Рассказал ему Филька про то, как обидел коня. Панкрат предложил мальчику подумать, как исправить плохое.

Найдите на столах листочки с отрывками из этого рассказа. Прочитаем отрывок.

Константин Георгиевич Паустовский. «Теплый хлеб»

…– Я, дедушка Панкрат, – сказал Филька, – как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, топоры, будем рубить лёд около мельницы, покамест не потечёт вода на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу!.. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение...
… Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы…
Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.
По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах – ребята, кошки, даже мыши, –всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба…
Все улыбались, радовались…

Прочтение отрывка учителем или хорошо читающим учеником.

Работа с текстом.

Найдите и прочитайте главную мысль отрывка.

– Ребята, найдите строчки, которые бы подтвердили пословицу: И пес перед хлебом смиряется.

Работаем в группе: подчеркните слова, предложения, которые бы помогли нам понять, на сколько людям был важен и дорог хлеб.

4. Разрыв.

Ребята, а так что же такое хлеб? (Ответы учеников)

Помните мультфильм «В стране невыученных уроков»? На чем в этой стране рос хлеб и булки? Но вы - то знаете, что хлеб не растет на деревьях.

Вспомните пословицы, о которых мы говорили в начале мастерской. Кто хлеб родит?

Земелька черная, а белый хлеб родит.
Не от росы урожай, а от поту. 

Вы сейчас будете работать в группах. Нарисуйте словесную картину «карту превращения» зернышка в хлеб. Какой хлеб проходит хлеб от зерна до хлеба.

5. Афиширование.

СЛАЙДЫ (приложение 2)

А теперь проверим ваши догадки. Смотрите внимательно слайды и подумайте, что же такое хлеб?

(Стихи на слайдах)

  1. Только снег сошел в апреле,
    Как поля зазеленели.
    Мы говорим: «Хлеб».

  2. Золотой простор бескрайний.
    Там работают комбайны.
    Мы говорим: «Хлеб».

  3. Вот зерно течет рекой,
    Чтобы делаться мукой.
    Мы говорим: «Хлеб»

  4. Тесто кружится в квашне,
    Запекается в огне.
    Мы говорим: «Хлеб».

  5. Ешь его, расти и помни:
    В мире нет труда огромней,
    Чтоб на стол к тебе явился
    Свежий хлеб.

    Ирина Токмакова

6. Рефлексия.

– Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. К хлебу всегда относились и с почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь.

К хлебу все имеет отношенье –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, к правде, к счастью твоему!
(Л. Татьяничева)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. (приложение 3)

Давайте посмотрим слайды и вспомним все, о чем мы сегодня говорили на мастерской о хлебе.

– На столах у вас лежат колосья. Запишите на них самые важные слова, которые вы бы отнесли к хлебу.

Афиширование. Колосья.

Вот и подошла к концу наша работа в творческой мастерской. Мы преломили с вами хлеб и, я надеюсь, стали друзьями. А у друзей принято дарить подарки. Мне бы очень хотелось получить от вас в подарок ваши колоски. Спасибо.

Все презентации запакованы в один архив вместе со звуковыми файлами (использованными в них).