Видеокурс как средство развития познавательной мотивации учащихся к овладению межкультурной коммуникативной компетенцией (на материале английского языка)

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Целью настоящей статьи является раскрытие технологии использования видеокурса как возможного средства развития познавательной мотивации учащихся к овладению межкультурной коммуникативной компетенцией в области английского языка.

Актуальность предлагаемой статьи, на наш взгляд, обусловлена тем, что проблеме мотивации учения в настоящее время уделяется довольно пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной лингводидактической науке. Несмотря на достаточно большое количество теоретических и практических исследований, посвященных мотивации учения, реальная заинтересованность учащихся в овладении английским языком все еще остается на низком уровне. Как заинтересовать ученика? Что интересно современному ученику? Что вызывает интерес к английскому языку? Вот лишь несколько вопросов, которые наверняка задает себе каждый учитель английского языка.

Важность решения проблемы мотивации учения, т.е. нахождение способов и приемов формирования и развития заинтересованности у учащихся, определяется тем, что именно она (мотивация учения) представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.

Не секрет, что успешность практического овладения английским языком в школе зависит от того, насколько оно мотивировано в глазах учащихся. Как следствие, практикующий учитель иностранного языка всегда находится в постоянном поиске таких средств обучения, которые бы способствовали формированию и дальнейшему развитию мотивации учащихся к овладению английским языком и культурой страны изучаемого языка. Современное разнообразие средств обучения английскому языку предоставляет учителям и преподавателям возможность выбора того или иного учебного пособия, что значительно расширяет спектр осуществления профессиональной педагогической деятельности.

Одним из таких средств поддержания мотивации учащихся, по нашему мнению, могут выступить аутентичные видеоматериалы (мультипликационные фильмы, художественные фильмы и т.д.), которые «<…> считаются наиболее эффективным и перспективным средством обучения иностранному языку благодаря большой информативности зрительно-слухового ряда, а также динамизму изображения» [1].

Ситуативность и динамизм изображения аутентичных видеоматериалов делают этот вид наглядности незаменимым средством обучения иноязычному речевому общению школьников младшего, среднего и старшего этапов обучения. Эмоциональное воздействие изображения создает эффект соучастия, вызывает у учащихся желание предвосхитить и продолжить реплику персонажа. Реактивность, т.е. желание реагировать на речевое действие вместе с героем фильма (вместо него), является ценным качеством средств наглядности при обучении иноязычному речевому общению.

Следует также подчеркнуть большую познавательную ценность аутентичных видеоматериалов. Использование мультфильмов, художественных фильмов на иностранном языке в процессе обучения школьников расширяет общий кругозор, углубляет социокультурные знания о стране изучаемого языка. Эмоциональное воздействие, реактивность, познавательная ценность аутентичных видеоматериалов вызывают интерес у учащихся к иностранному языку, т.е. способствуют «зарождению» (формированию) познавательной мотивации учащихся к иностранному языку в целом и культуре страны изучаемого языка, в частности.

Известно, что мотивация учения бывает внешняя и внутренняя. Положение о том, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения, является аксиоматическим, не требующим специального доказательства. При этом к внутренним мотивам учения относят обычно собственно познавательные интересы, непосредственную заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении результата учения. Таким образом, для учителя иностранного языка (английского) очень важно стремиться к тому, чтобы у учащихся преобладала именно познавательная мотивация при овладении межкультурной коммуникативной компетенцией.

Установлено, что мотивация может быть естественной и искусственной. Естественная мотивация может быть создана только в старших классах (9 – 11 классы), когда учащиеся уже владеют основами языка и могут пользоваться ими в практической деятельности.

В начальной школе (1-4 классы) и на среднем этапе (5-8 классы) мотивация, по мнению многих ведущих отечественных методистов (И.В. Рахманов, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина и др.), должна создаваться искусственным путем, а именно интересом к самому процессу обучения. Этот интерес обусловлен самим процессом овладения новыми знаниями, умениями и навыками и связанной с ними удовлетворенностью полученными результатами. Как следствие, для поддержания мотивации к урокам английского языка, к овладению межкультурной коммуникативной компетенцией (вкупе ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной и т.д.) желательно, на наш взгляд, привлекать современные аудиовизуальные средства обучения.

В данной статье мы бы хотели поделиться нашим опытом работы с американским мультфильмом «The Lion King», предназначенным для работы с учащимися младшего школьного возраста.

Нами было разработано учебное пособие для работы с данным мультфильмом. Приведем некоторые фрагменты этого пособия.

Методические рекомендации  по работе с видеомультфильмом

Для удобства работы мультфильм условно разделен на 4 части, к каждой из которых определен временной регламент просмотра:

  • Episode 1 (18 minutes);
  • Episode 2 (21 minutes);
  • Episode 3 (20 minutes);
  • Episode 4 (21 minutes).

Общая длительность просмотра видеомультфильма (без учета субтитров) составляет 80 минут.

К каждой из предложенных четырех частей видеомультфильма разработаны идентичные для всего цикла задания и упражнения.

  1. Семантизация новых лексических единиц.
  2. Match the names and the pictures (There is one extra name).
  3. Who said this?
  4. Match the parts of the sentences.
  5. Answer the questions.
  6. Put the pictures in the right order.
  7. Write who.
  8. Choose the correct variant.
  9. Match the sentences to the pictures.
  10. Write True or False.
  11. Put the words from the box into the sentences.

Для успешной организации работы на уроке с данным учебным пособием необходимо предусмотреть три основных этапа.

1. Pre-Viewing Activities (преддемонстрационный этап)

На этом этапе снимаются языковые трудности восприятия текста к видеофильму и трудности понимания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова. Перед непосредственным показом фрагмента обучаемым желательно предложить ориентиры, способствующие успешному восприятию и пониманию: вопросы по содержанию, вопросы и варианты ответов к ним для выбора обучаемыми, задания, связанные с последующим ответом верно/ неверно, задания на определение последовательности и т.д.

2. While-Viewing Activities (демонстрационный этап)

Демонстрация фрагмента видеомультфильма должна сопровождаться активной учебной деятельностью зрителей – обучаемых (младших школьников). В данном пособии мы предлагаем следующие задания: match the names and the pictures, who said this, put the pictures in the right order, write who. Такие упражнения позволяют удержать внимание младших школьников на материале мультфильма, организовать их деятельность.

3. After-Viewing Activities (последемонстрационный этап)

На данном этапе проверяется эффективность использования в процессе просмотра фрагмента предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма обучаемыми, осуществляется контроль понимания содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств. Для достижения задач данного этапа мы предлагаем следующие задания и упражнения: match the parts of the sentences, answer the questions, choose the correct variant, write True or False, put the words from the box into the sentences.

Мы полагаем, что на данном этапе также целесообразно предусмотреть работу по обучению младших школьников небольшому монологическому высказыванию (объемом 3-5 предложений) по просмотренному видеофрагменту, выражая при этом свое отношение к героям, к сюжету, высказывая свое впечатление и т.д. С этой целью мы предусмотрели модели высказываний и необходимые лексические единицы.

Принимая во внимание, что длительность урока составляет 40-45 минут, учитель может организовать работу следующим образом:

  • 5-7 минут – преддемонстрационный этап
  • 18-21 минут – демонстрационный этап
  • 15-20 минут – последемонстрационный этап

Настоящие методические рекомендации ни в коей мере не ограничивают творческого подхода учителя, преподавателя, желающего работать в русле современной методики преподавания иностранных языков.

Приводим примеры заданий и упражнений:

Episode 1 (18 minutes)

Pre-Viewing Activities

1) Vocabulary

  1. future - будущий
  2. the bravest – самый храбрый
  3. morning report – утренний доклад
  4. checking in - проверка
  5. I beg your pardon – прошу прощения
  6. get off! – отойдите!
  7. to marry - жениться
  8. birth - рождение
  9. dangerous – опасный
  10. everywhere - повсюду

While-Viewing Activities

2) Match the names and the pictures (There is one extra name)

  1. Zazu
  2. Simba
  3. Scar
  4. Rafiki
  5. Mufasa
  6. Nala

1

2

3

4

5
  1. ...
  2. ...
  3. ...
  4. ...
  5. ...

3) Who said this? (Simba, Zazu, Mufasa, Nala, Scar)

  1. “That “hairball” is my son…..and your future king.” ...
  2. “Checking in ….with the morning report.” ...
  3. “And he’s absolutely right. It’s far too dangerous. Only the bravest lions go there”. ...
  4. “Mom, can I go with Simba?” ...
  5. “I can't marry her. She's my friend” ...
  6. “I beg your pardon, madam, but... Get off! ... Simba? Nala?” ...

After-Viewing Activities

4) Match the parts of the sentences

A.
1. This episode is about…
2. The main characters are…
3. Mufasa and Sarabi are very happy, because…
4. Mufasa`s brother Scar is angry, because…
5. Scar tells Simba about a dangerous place where…
6. But Simba thinks …
7. Simba goes to a dangerous place …
B.
1. … they have a little son Simba, a future lion king.
2. …with his friend – a little lioness Nala.
3. …lions don`t go.
4….the birth of a little lion in the family of the lion king.
5…he wants to be a king.
6. …Mufasa- a lion king, his wife Sarabi, their son Simba and Mufasa`s brother – Scar.
7. …that he can go everywhere, because he is a future king.

  A     1     2     3     4     5     6     7  
B              

5) Answer the questions

  1. Do you like the episode? Why?
  2. What do you think about the main characters?

The Lion King. Episode 2. (21 minutes)

Pre-Viewing Activities

1) Vocabulary

  1. to laugh – смеяться
  2. danger – опасность
  3. Be prepared! – Приготовьтесь!
  4. surprise – сюрприз
  5. hyenas – гиены
  6. death – смерть
  7. to save – спасать
  8. to kill – убивать
  9. to blame for – обвинять в
  10. far away – далеко

While-Viewing Activities

2) Put the pictures in the right order


a

b

c

d

e

f

  1     2     3     4     5     6  
           

3) Write who:

  1. saves the little lions from the hungry hyenas ...
  2. kills Mufasa ...
  3. runs far away ...
  4. is the king now ...

After-Viewing Activities

4) Choose the correct variant

  1. This episode is about Mufasa`s/ Scar’s death.
  2. The main characters are Simba, Nala, Mufasa, Scar and the elephants/ the hyenas.
  3. Simba and Nala run away from the friendly/ hungry hyenas, who want to eat them.
  4. But Mufasa/ Zazu saves the little lions.
  5. Scar kills Mufasa and blames Simba/Nala for the king’s death.
  6. Scar tells the hyenas to help/kill Simba and they run after the little lion.
  7. Simba runs/swims far away.
  8. Now Scar/ Rafiki is the king.

5) Answer the questions

  1. Do you like the episode? Why?
  2. What do you think about the main characters?

Выражаем надежду, что материал, представленный в статье, будет полезным для практикующих учителей английского языка.

Литература: 

1. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А.Н. Щукин. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. – 746 с.