Урок математики в 1-м классе в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цели: изучение действий сложения и вычитания.

Задачи:

знакомить:

  • с действием вычитания, как операцией, обратной сложению;
  • с названиями компонентов вычитания.

развивать

  • логическое мышление, смекалку, волевые качества;

воспитывать

  • позитивное отношение к учебе, умение работать в коллективе.

Тип урока: путешествие /приключение/ в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Оборудование: карта путешествия <рисунок 6>, счетный материал, касса цифр, раздаточный материал, “клад”, учебник “Математика” 1 класс, И.И. Аргинская и др. Издательский дом “Федоров” 2008 г.

 <Рисунок 1>

I. Включение в урок.

- Ребята, в моих руках оказалась карта! Что в ней необычного? (Она зовет путешествовать. Все названия связаны с математикой. Путешествие начинается от школы. Путешествие заканчивается на земле Любознательных. Там есть золотая звезда, а под ней клад. И т.д.)

- А вы хотите отправиться в путешествие и найти клад? (Да)

- Но на пути нам встретятся преграды. Клад легко не дастся. Отступим или отправимся в путь? (Отправимся в путешествие)

На доску вывешивается лист ватмана с картой путешествия.

II. Самостоятельное решение заданий, необходимых для изучения нового материала.

Испытание 1

- Нам надо набрать команду из смелых, думающих, догадливых матросов.

7 ? 5         4 ? 6

6 ? 9         9 ? 8

4 + 2=      3 + 2=

8 – 1=       7 – 1=

/В пустые клетки вписать нужный знак, найти значение выражения/

Испытание 2

Здесь же – логические задачи решать коллективно!

а) Все матросы I “Б” класса умеют плавать. Света – матрос I “Б”. Умеет ли она плавать?

б) Если корабль больше лодки, то лодка…

в) На корабле подняты 4 паруса. Матрос Дима поднял 1 парус. Матрос Денис поднял еще один парус. Под сколькими парусами плывет наш корабль?

г) Путешествие рассчитано на 6 дней. В день команде нужно 2 бочонка пресной воды. Сколько бочонков нам нужно взять в плаванье? /Зачем нужна пресная вода?/

/Проверка работ учащихся, исправление ошибок/

Испытание 3

/В рабочих тетрадях/

Волны к берегу несут
Парашют – не парашют.
Не плывет он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза)

(Группа продленного дня. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина – М., ВАКО, 2007)

<Рисунок 2>

- Придумайте математический рассказ к рисунку.

Олег: Плывут 2 медузы, а рядом еще 3. Всего 5 медуз.

Артем: А я думаю, что впереди плыли 3 медузы, их догоняли 2 медузы. И 5 медуз поплыли вместе.

Дети анализируют рассказы и приходят к выводу, что больше вариантов нет.

- Ребята, а если начать рассказ с того, что было 5 медуз?

После небольшой паузы дети предлагают следующие рассказы:

Полина: В океане плыли 5 медуз. 2 медузы устали и остановились. Три медузы поплыли дальше.

Данил: На дне моря отдыхали 5 медуз. 3 медузы захотели подняться выше.  На дне моря остались 2 медузы.

- Молодцы!

- Запишите сложение чисел к рисунку (найди разные способы) 2+3=5 , 3+2=5

- Запишите вычитание чисел к рисунку.

- Что мы узнали, выполнив действия сложения? (Сколько стало всего медуз)

- Что мы узнали, выполнив вычитание? (Сколько осталось медуз)

При коллективной проверке выясняем, что результаты получились разные. 5-2=3 и 5-3=2

- Посмотрите внимательно на все четыре равенства. Что интересного вы заметили? (Коллективно делается вывод: от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется:  если от значения суммы отнять слагаемое, то останется другое слагаемое)

- Испытания вы выдержали успешно, к плаванию готовы. В добрый час!

 III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной работе.

1) Почему, звезда морская,
Ты на дно морей попала?
Может слишком ты резвилась,
Оттого там очутилась?

(Группа продленного дня. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина – М., ВАКО, 2007)

Закрепление представления о способах упорядочивания в порядке возрастания и в порядке убывания.

<Рисунок 3>

- Полюбуйтесь, матросы, какие морские звезды лежат на дне! Чем они похожи?

Глеб: Все звезды одинаковой формы.

Саша: На каждой звезде написано число.

- Чем различаются?

Поля: Звезды разного размера. У каждой есть свой номер.

- Хорошо! А теперь расположите звезды по порядку. Постарайтесь найти не одно решение.

Дети записывают свои варианты в рабочих тетрадях. При дальнейшем обсуждении приходим к выводу, что расположить по порядку несколькими способами:

  • в порядке увеличения размера звезд;
  • в порядке уменьшения размера звезд;
  • в порядке увеличения чисел на звездах;
  • в порядке уменьшения чисел на звездах.

Обращаем внимание на то, что в третьем случае получится отрезок натурального ряда чисел.

2) В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной! (Рыбка)

(Группа продленного дня. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина – М., ВАКО, 2007)

- Посмотрите, матросы, мимо проплывает необычная стая рыб!

 <Рисунок 4>

- Попробуйте разделить стаю на группы (стайки).

Ксюша: В одной группе рыбки, которые плывут направо, а в другой - налево.

Глеб: В первой группе розовые рыбки, а во второй – голубые.

Андрей: Отдельно с плюсами и минусами.

Юля: В первой группе – разности, во второй группе – суммы.

Саша: Одна стайка маленьких рыбок, вторая стайка взрослых рыбок.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с задачей. А теперь скажите, какой ответ вам больше всего понравился?

Никита: Мне понравилось как отвечала Юля. Она говорила как математик.

(Далее дети анализируют остальные варианты ответов. В тетради делим выражения на две группы: суммы и разности. Дописываем к каждой группе по одному выражению) 

IV. Постановка проблемы.

- Внимание, подплываем к неизвестному острову.

Определяем по карте его название. (Остров Открытий)

Почему, по-вашему мнению, он так называется?

Дети: Мы сделаем какое-нибудь открытие. Разгадаем тайну и т.д.

1. Работа по учебнику. (№ 4, часть 2)

- Найдите значения суммы и разности, но прежде сравните эти два выражения.

Валя: В этих выражениях одинаковые числа.

Андрей: Различаются тем, что в первом выражении мы прибавляем 3 к 5, а во втором – отнимаем.

- А можем ли мы не вычисляя определить, значение такого выражения будет больше (меньше?).

Дети: Да, т.к. в первом случае мы увеличили 5 на 3, а во втором – это же число 5 уменьшаем на 3. Следовательно, 5+3 > 5-3.

Далее № 4 в рабочих тетрадях. Обсуждаем результаты, сравниваем с предположением.

- Как называются числа при сложении?

Артем: При сложении числа называются слагаемые.

- Как называется число, которое получается при сложении?

(Следуют разные ответы: “ответ”, “сумма”, “всего”, “значение суммы”. Уточняем, что число, которое получается при сложении, называется значением суммы.)

 V. “Открытие” нового знания.

- Если при сложении числа имеют имена, имеют ли они их при вычитании? Попытайтесь найти ответ на странице учебника. В роли капитана побудет каждый, кто пожелает.

(Дети знакомятся с новым материалом самостоятельно. Затем приступаем к коллективному обсуждению)

Ксюша: 5–3 - это разность, а ответ 2.

Лиза: Нужно сказать математическим языком. 2 – значение разности.

- Молодец. А что нового вы узнали из этого задания?

Олег: Числа при вычитании имеют тоже свои имена. 5 – уменьшаемое, 3 – вычитаемое. Даже могу сказать почему?

- Объясни нам.

Олег: Если от 5 отнять 3, то оно уменьшается (уменьшаемое). 3 мы вычитаем (вычитаемое).

- Ребята, вы согласны? (Да)

- Как называется число, которое получается при вычитании? Напомните, пожалуйста, еще раз. (Значение разности)

 VI. Физкультминутка. “Мир животных”.

На острове обитают различные животные: тигры, кенгуру, удавы, медведи, чайки…

Имитируем движения животных: крадемся, как тигры, прыгаем, как кенгуру, извиваемся, как удавы, летаем, как чайки и т.д.

VII. Первичное закрепление.

Цель: зафиксировать знание компонентов вычитания.

Назови вычитаемые и уменьшаемые. 9-4 7-3 6+2 8-5

Дети “цепочкой” называют компоненты вычитания. Выделяем выражение 6+2, повторяем компоненты сложения.

VIII. Самоконтроль с самопроверкой.

Цель:

  • развивать самостоятельность;
  • создавать ситуацию успеха.

1) № 5 с.6. Выполнение сложение движением по натуральному ряду чисел.

Какой сумме какое вычисление соответствует?

В какую сторону направлены стрелки? Почему?

(Стрелки направлены в правую сторону, вперед. Они помогают увеличит числа.)

2) № 6 с.7 “Помоги овечке”. Назови номер закрытой части рисунка. (№ 5).

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение “Открытия” в систему знаний.

1) Внимание! Впереди земля, но путь преграждают подводные камни. Двигаемся осторожно, чтобы не повредить корабль.

№ 8 с.7. Выпиши разности и найди их значения 8-4 4+1 6-2 9-7.

Подчеркни синим цветом уменьшаемые, зеленым вычитаемые.

2) Ну вот и справились мы с последним испытанием. Смотрите, здесь спрятан сундук. Чтобы открыть его, нужно разгадать шифр. Угадайте цифры и запишите каждую по 2 раза.

<Рисунок 5>

Шифр разгадан! Из сундука достаем том детской энциклопедии “Математика” и старинный свиток с посланием: Ребята! Вы достойно прошли все испытания, отыскали клад. А этот клад – книга!

Книга – хранитель знаний, величайшее изобретение человека, которому уже более 2 тыс. лет. В книге собраны труды великих ученых; те знания, которые были приобретены нашими предками.

Читая хорошую книгу, становишься образованнее, богаче духовно.

Любите книги! И кто знает, может, через 15-20 лет кто-то из вас создаст свою книгу. 

X. Рефлексия деятельности урока.

Цель: самооценка результатов работы.

- А теперь пора возвращаться домой. Вспомним, ребята, с какими испытаниями нам пришлось справиться? Что нового мы узнали из нашего путешествия? (Двигаемся по карте в обратном направлении: разгадали шифр, находили значения сумм и разностей, помогли овечке, подражали животным, узнали имена чисел при вычитании и т.д.)

Обсуждаем, с какими заданиями справились успешно, какие задания показались сложными.

Домашнее задание. Составь математический диктант из трех заданий.

- Вот мы и дома. Спасибо всем за работу.