Литературно-музыкальная композиция "Моим стихам… настанет свой черед…", посвященная творчеству М.Цветаевой, в 11-м классе

Разделы: Литература


Подготовительная работа

I. Оборудование.

1. На сцене плакат "Моим стихам... настанет свой черёд." Презентация

2. Портрет М.И.Цветаевой.

3. Рисунки: “Дом М.И.Цветаевой”, “Дом в Трёхпрудном переулке”, “Рябина в кувшине”.

4. Магнитофон, записи 2-х романсов на стихи М.И.Цветаевой: “Уж сколько их упало в эту бездну...” и “Под лаской плюшевого пледа”.

5. В левом углу сцены столик с гвоздиками, свечами и книжная выставка.

П. Приглашение гостей.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

- Марина Цветаева... Первая встреча с её поэзией сражает сразу и на всю жизнь. А дальше - любовь к её поэзии, непроходящий интерес к её личности и судьбе. Больно и обидно, что о таком большом русском поэте знают немного даже выпускники. Жизнь и трагическая судьба этой необычной женщины почти неизвестна им, оттого поэзия её почти незнакома и непонятна.

Долгие годы имя и творчество Марины Ивановны Цветаевой были незаслуженно забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным: сборники лирики, 17 поэм, 8 драм в стихах, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная проза, письма, дневники и записи.

Так распорядилась судьба - безмерно трагичная: после революции - смерть от голода младшей дочери Ирины, семнадцатилетняя эмиграция. О ней Цветаева скажет: “Здесь - без читателя, в России - без книг”. Краткое свидание с неждавшей Родиной, репрессии мужа и дочери Ариадны, война, голод, гибель на фронте сына Георгия, о которой Марина Ивановна не узнала, потому что, отчаявшись, в 1941 году в далёкой Елабуге покончила с собой.

Так распорядилось время, слишком насыщенное политикой. “Мимо родилась времени”, - признаётся сама Цветаева.

Такова была личность поэта - необычайно сложная, противоречивая, а потому влекущая к себе и отталкивающая труднопостижимостью. Такова была душа - грешная и праведная, взлетающая и падающая, рвущаяся из быта в бытие, не знавшая меры ни в чём, и оттого - пугающая. Цветаевскую поэзию невозможно открыть для себя сразу. На это уходят годы, жизнь. Ариадна Эфрон (Аля), выросшая, по словам Марины Ивановны, из её стихов, разделившая с матерью все её горести и беды и сполна испившая горя своего (8 лет сталинских лагерей, 6 лет ссылки - и только потом реабилитация), писала: “...Нужно было столько пережить и перестрадать, чтобы дорасти до понимания собственной матери!..”

Нам тоже ещё предстоит дорасти до понимания М.И.Цветаевой.

Звучит романс “Уж сколько их упало в эту бездну...”

1 чтец читает стихотворение “Моим стихам, написанным так рано...”

* * *

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
Нечитанным стихам ! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд. М.Цветаева

1 ведущий

Марине Цветаевой был 21 год, когда она написала эти строки, которые, по сути, стали пророческими. Действительно, её стихи можно сравнить с “драгоценными винами”, которые лежат где-то в далёком погребе и ждут своего читателя, нас с вами... Таковы стихи Марины Цветаевой о любви, о природе, о Родине, о Москве.

Сегодня мы хотим рассказать, какую роль в жизни Цветаевой играла Москва, каково её отношение к родному городу и как оно отразилось в творчестве.

2 ведущий

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года и до замужества жила в доме № 8 в Трёхпрудном переулке. Если идти от Пушкинской площади по Большой Бронной, то он будет на правой стороне. В 1919 году Цветаева, как бы заглядывая в будущее, писала:

Со мной в - руке почти что горстка пыли -
Мои стихи! - я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я -
Или В котором я умру.

3 ведущий

“...Трёхпрудный переулок, где стоял наш дом, это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир - не меньше, а может быть, и больше дома Ростовых...”. (М.Цветаева)

2 чтец

Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

1916 г.

1 ведущий

“В доме 11 комнат, за домом зелёный двор в тополях, флигель в 7 комнат... Моя комната с каюту, по красному полю золотые звёзды (мой выбор обоев). ...Узенький диван, к которому вплотную письменный стол. И всё.” (М. Цветаева)

2 ведущий

Сестра Марины, Анастасия, вспоминала: “...Стены её комнаты были увешаны портретами Наполеона... Полдня запершись в своей узенькой комнатке, увешанной гравюрами и портретами, окружённая французскими книгами, она с головой уходила в другую эпоху, жила среди иных имён...”

3 чтец читает ст. “Ты, чьи сны ещё непробудны...”.

3 ведущий

В войну дом Цветаевых был разрушен бомбой. Старинные домики “заменили уроды - грузные, в 6 этажей”. Любовь к прежней Москве, к дому детства Марина Цветаева сохранила навсегда.

4 чтец

Меж великанов-соседей, как гномик,
Он удивлялся всему,
Маленький розовый домик,
Чем он мешал и кому?
Чуть помутнеет, в закрытые ставни
Тихо стучит волшебство.
Домик смиренный и давний,
Чем ты смутил и кого?
Там засмеются, мы смеху ответим.
Фея откроет Эдем...
Домик, понятный лишь детям,
Чем ты грешил, перед кем?
Лучшие радости с ним погребли мы,
Феи нырнули во тьму...
Маленький домик любимый,
Чем ты мешал и кому?
(“Розовый домик”, 1916 г.)

1 ведущий

С середины лета 1914 г., когда война только началась и казалось, что она скоро кончится, Марина Цветаева, счастливая, с мужем и маленькой дочерью Ариадной, стала жить в Борисоглебском переулке - в доме № 6, квартира 3. Переулок назывался по церкви святых Бориса и Глеба, стоявшей рядом на Поварской.

В этом доме она написала много стихов, пьесы из цикла “Романтика”, поэмы. Здесь бывали Бальмонт, Эренбург, Мандельштам, Антокольский. Здесь родилась вторая дочь Марины Цветаевой - Ирина, и в этом же доме Марина Цветаева пережила страшное горе - смерть в приюте этой несчастной девочки, которой не было и З-х лет.

2 ведущий

Этот дом, подобно дому в Трёхпрудном переулке, - тоже “целый психический мир”. Да ещё в какое время, в какую эпоху: 1-я мировая война, Февральская революция, Октябрьская революция, гражданская война, разруха!

3 ведущий

“... Дом был двухэтажный, и квартира была во 2-м этаже, но в ней самой было 3 этажа. Как и почему - объяснить не могу, но это было так: низ с тёмной прихожей, двумя тёмными коридорами, тёмной столовой, моей комнатой и Алиной - огромной детской. Всё было огромное, просторное, запущенное, пустынное, на простор и пустоту помноженное, и тон всему задавал чердак, спускавшийся на 2-й чердак и оттуда распространившийся на всё помещение вплоть до самых отдалённых и как будто бы сохранных его углов”. (М.Цветаева)

5 чтец

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Войдите. Гора рукописных бумаг...
Так! Руку! - Держите направо, -
Здесь лужа от крыши дырявой.

Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина - может без кружев!

Ну-с, перечень наших чердачных чудес:
Здесь нас посещают и ангел, и бес,
И тот, кто обоих превыше,
Недолго ведь с неба - на крышу!

Вам дети мои - два чердачных царька,
С весёлою музой моею, - пока
Вам призрачный ужин согрею, -
Покажут мою эмпирею.

- А что с Вами будет, как выйдут дрова?
- Дрова? Но на то у поэта - слова
Всегда - огневые - в запасе!
Нам нынешний год не опасен...

От века поэтовы корки черствы,
И дела нам нету до красной Москвы!
Глядите: от края до края –
Вот наша Москва - голубая!

А если уж слишком поэта доймёт
Московский, чумной, девятнадцатый год,-
Что ж, - мы проживём и без хлеба!
Недолго ведь с крыши - на небо.

1919 г.

1 ведущий

В комнате наверху жили летом, а зимой перебирались вниз, в самую тёплую и тёмную... Жестяная печурка, так называемая “буржуйка”, сжирала постепенно всю мебель, которую хозяйка с полным безразличием разламывала, распиливала, раскалывала...

2 ведущий

“Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, одолженного соседями, - весь запас...” (М.Цветаева)

3 ведущий

Марина Цветаева ездила по деревням, пыталась менять вещи на продукты. Но всегда у неё получалось не так, как у других. Она была слишком доверчива. Марина терпеливо выстаивала долгие очереди за пайковой селёдкой, за хлебом, тащила на салазках гнилую картошку, которую выгребала из казённого подвала, где выдавали её по списку... Из всего окружающего возникали стихи.

6 чтец

Сегодня ночью я одна в ночи,
- Бессонная, бездомная черница!
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы.
Бессонница меня толкнула в путь,
- О, как же ты прекрасен, тусклый
Кремль мой!
Сегодня ночью я целую в грудь -
Всю круглую воюющую землю!
Вздымаются не волосы, а мех,
И душный ветер прямо в душу дует.
Сегодня ночью я жалею всех,
Кого жалеют и кого целуют.

1916 г.

1 ведущий

Страшное зрелище представляла собой Москва после революции. Улицы и площади заполнились новыми хозяевами, зазвучали неслыханные доселе речи.

7 чтец

Гришка-Вор тебя не ополячил.
Пётр-Царь тебя не онемечил.
Что же делать, голубка? - Плачу.
Где же спесь твоя, Москва? - Далече.
- Голубочки где твои?- Нет корму.
- Кто унёс его? - Да ворон чёрный.
- Где кресты твои святые? - Сбиты.
- Где сыны твои, Москва? - Убиты.

1917 г.

2 ведущий

1920 год. Умерла младшая дочь Цветаевой - Ирина. Старшая Аля - очень больна...

Теперь они живут в одной комнате, остальные заселены новыми жильцами. Дом разграблен, разгромлен... Трущоба. Из письма князя Волконского Цветаевой:

3 ведущий

“Вы не забыли, как вы жили в Борисоглебском переулке? Печурка не топится, электричество тухнет. Лестница тёмная, холодная, перила донизу не доходят, и внизу предательские 3 ступени. С улицы темь и холод входят беспрепятственно, как законные хозяева... Мы входим в лунный свет. Вы босиком, или почти, - сандалии на босу ногу; в котомке у Вас ржаные сухари и рукопись стихов. На улице лошадиная падаль лежит... а сверху звёзды сияют... кремлёвские купола под луною блестят... Во всём этом какое-то смешение быта и бытия. Как тяжёл был быт, как уродливо тяжёл.

А помните, когда вошёл к Вам грабитель и ужаснулся перед бедностью, в которой Вы живёте? Вы его пригласили посидеть, говорили с ним, и он, уходя, предложил Вам взять от него денег. Пришёл, чтобы взять, а перед уходом захотел дать. Его приход был быт, его уход был бытие...”.

В 1915-1916 гг. Марина Цветаева пишет цикл стихотворений о Москве.

8 чтец

Семь холмов как семь колоколов!
На семи колоколах -колокольни.
Всех счётом: сорок сороков, -
Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослава.
Дом - пряник, а вокруг плетень
И церковки златоглавые.

1916 г.

9 чтец

Из рук моих - нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
По церковке - всех сорок сороков
И реющих над ними голубков;
И Спасские - с цветами - ворота,
Где шапка православного снята;
Часовню звёздную - приют от зол –
Где вытертый - от поцелуев - пол;
Пятисоборный несравненный круг
Прими, мой древний, вдохновенный друг.
К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного сведу.
Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,
И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров,
И вспомнишь ты, исполнен дивных сил...
- Ты не раскаешься, что ты меня любил.

1916 г.

10 чтец

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси - бездомный.
Мы все к тебе придём.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем - нож.
Издалека-далече -
Ты всё же позовёшь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть -
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льётся аллилуйя
На смуглые поля.
- Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

1916 г.

1 ведущий

“... Да, я в 1916 г. первая так сказала Москву. И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнего часа и раза. На прощанье. “ Там Иверское сердце червонное - горит.” И будет гореть вечно”. (М.Цветаева)

2 ведущий

После получения письма от мужа - Сергея Эфрона - в июле 1921 г. и до самого своего отъезда из Москвы - из Борисоглебского переулка - Цветаева написала более 100 стихотворений. Когда проезжали белую церковку Бориса и Глеба, Марина сказала дочери: “Перекрестись, Аля!” - и перекрестилась. Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.

11 чтец

У меня в Москве - купола горят,
У меня в Москве - колокола звонят,
И гробницы в ряд, у меня стоят, -
В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Я молюсь тебе - до зари.

И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю –
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари.

Но моя река - да с твоей рекой,
Но моя рука - да с твоей рукой
Не сойдутся, Радость моя, доколь
Не догонит заря - зари.

1916 г.

3 ведущий

“Мы уехали из Москвы быстро, неприметно, словно вдруг сойдя на нет. Но дом, столь живший, продолжал жить дальше...но без нас. Как книга, уже не нуждающаяся ни в авторе, ни в читателе”. (М.Цветаева)

1 ведущий

Дом в Борисоглебском был для Цветаевой источником и хранилищем жизни. Теперь он стал - историей... Находясь в эмиграции, Цветаева постоянно думала о России.

2 ведущий

“Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот потеряет её лишь вместе с жизнью”. (М.Цветаева)

3 ведущий

18 июня 1939 г. - после 17-ти лет эмиграции - Цветаева вернулась на Родину. 21 августа 1941 года Марина приехала с сыном в Елабугу, а через 10 дней – 31 августа её не стало.

1 ведущий

Анна Ахматова писала: “... Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии - не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы мы были - безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся...” В своём стихотворении “Поздний ответ” А.Ахматовой писала:

Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в чёрных кустах,
То забьёшься в дырявый скворечник,
То мелькнёшь на погибших крестах.

То кричишь из Маринкиной башни:
Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.

Поглотила любимых пучина,
И разграблен родительский дом.
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идём,
А за нами таких миллионы,

И безмолвие шествия нет. А вокруг погребальные звоны Да московские дикие стоны Вьюги, наш заметающей след.

Звучит запись романса “ Под лаской плюшевого пледа” на стихи М.Цветаевой.

Заключительное слово учителя