Творительный и предложный падежи имен прилагательных в мужском и среднем роде

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных родительного падежа в мужском и среднем роде.
  2. формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде в творительном и предложном падежах.
  3. развивать грамматическую зоркость, речь учащегося, творческое воображение.
  4. содействовать воспитанию доброты, чувства товарищества.

Оборудование:

  1. компьютер
  2. карточки (по степени трудности)
  3. сигнальные карточки
  4. таблицы с окончаниями имен прилагательных в творительном и предложном падежах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня в очередной раз отправимся в путешествие в страну грамотности.

В пути вам встретятся различные преграды, а чтобы их преодолеть, необходимо взять в дорогу Смекалку, Находчивость, Быстроту! Итак в путь!

- Тема сегодняшнего урока: Творительный и предложный падежи. (написано на доске)

- Наша цель: Научиться правильно писать окончания имен прилагательных в творительном и предложном падежах в мужском и среднем роде.

III. Чистописание.

А сейчас я хочу вас пригласить на игру «Секрет»!

Откройте свои тетради, проверьте число, классную работу.

а) Я буду вам диктовать словосочетания, а вы должны записать только окончания имён прилагательных (писать необходимо каллиграфически, соблюдая правильное соединение букв).

- у оловянного солдатика, синего неба, голубого озера, дремучего леса, красного цветка, зимнего пальто.

Проверим, все ли верно выполнили! (по компьютеру)

- Что вы можете сказать об этих окончаниях? (окончание родительного падежа)

- Что вы должны помнить об этом падеже? В чем же секрет? (говорим – какова?, а пишем – ого, его)

IV. Словарная работа.

б) На следующей строчке запишем следующие слова, где встречаются эти соединения. (Работаем с безударными гласными) погода, сегодня (особенность этого слова; еще по одному слову запишите самостоятельно)

в) Составить устно предложения. (восклицательное, вопросительное, повествовательное предложение)

V. Повторяем то что знаем.

г) На третьей строчке запишем пословицу.

- Без доброго дела нет доброго имени.

Как вы понимаете смысл пословицы?

(Надо делать хорошие дела, и тогда про тебя будут хорошо говорить.) - Правильно! Если вы хотите, чтобы имя ваше называли с благодарностью, то старайтесь помогать людям, быть чуткими ко всем окружающим. А сейчас найдите имена прилагательные и определите их падежи.

- Как определить падеж имени прилагательного? (правило)

- Какие же окончания у прилагательных в родительном падеже в мужском и среднем роде

- ого – его -

- Преграда преодолена!

VI. Постановка проблемного вопроса.

А теперь вас ждет новое испытание.

Вставьте окончания в эти словосочетания.

(запись на доске)

Голуб… небом, о голуб… небе

Син… платком, о син… платке

- Какие окончания? Как узнать? Правило!

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

На какой вопрос отвечает прилагательное в творительном падеже?

Какие окончания? А в предложном падеже какие окончания?

(Вывешиваю таблицу).

- Запишем в тетради вывод.

Творительный падеж Предложный падеж
(каким?) (о каком?)
им, ым ом, ем

Запомните, они понадобятся в дальнейшей работе.

VII. Знакомство с новым материалом.

А сейчас откроем тихонько учебники на стр.113.

Ознакомимся с выводом в учебнике.

а) Проверьте друг друга.

- Выполним практическую работу (устно).

б) № 256. (по вариантам)

в) Составьте предложения с одним из словосочетаний.

· Синтаксический разбор.

Еще преграда преодолена.

VIII. Физминутка.

Путешествие тоже утомляет, поэтому

- Всем теперь тихонько встать.

- Руки вверх вам всем поднять! (подтянуться два раза)

- А теперь их опустить.

- А теперь их разведем.

- И опять к себе прижмем.

IX. Тренировочные упражнения.

Творческая работа.

- Путешествие продолжаем. Вновь преграда.

№ 259. (по заданию) (Мини-сочинение) (Избегаем тавтологии)

· Закончить рассказ побудительным предложением!

(Помогаете в беде! Не оставляйте в беде!)

Со старшим братом я пошел на лыжную прогулку.

Долго мы катались в сосновом лесу. Зимним вечером пошли домой. На обратном пути я упал и сломал лыжу.

Разбор по составу. (лыжную прогулку).

Преодолели эту преграду!

X. Закрепление.

- А теперь аукцион:

- Подведет итоги он.

а) Тот, кто больше знает,

Тот награду получает.

(Работа по карточкам). Индивидуальная работа. А вы в тетради (весь класс). Проверка.

IX. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги.

- Что же вы сегодня узнали? Какое открытие сделали?

- Оценки.

Домашнее задание № 258.

Литература. 

  1. Бунеев Р.М., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. М.: Баласс, 2006.
  2. Васильева Л.С. Творческие работы по русскому языку. Саратов: Лицей, 2004.
  3. Калугин М. А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Алмазова О.В., Сосунова Е.А. Правила и упражнения по русскому языку. М.: Аквариум 1997.