Использование новых форм работы с родителями при подготовке детей к школе

Разделы: Работа с дошкольниками


«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский 

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

  1. оказание разовой помощи;
  2. способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
  3. родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
  4. родители помогают определять основные направления работы в группе;
  5. родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

Одной из основных задач нашего детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

Выбранное нами направление деятельности детского сада не явились для нас случайными, это результат анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Основные принципы организации работы с семьей:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

  • Совместные досуги, праздники.
  • Участие родителей в выставках.
  • Организация дней открытых дверей.
  • Выпуск газет.
  • Организация мини-библиотеки.
  • Семинары – практикумы.
  • Устные педагогические журналы.
  • Игры с педагогическим содержанием.
  • Занятия о профессиях, которые проводят родители.

В работе по подготовке к школе детей к школе также используются:

1. Анкетирование, тестирование, диагностика.

  • Тестирование детей «Моя семья»;
  • Тестирование детей «Два домика»;
  • Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»;
  • Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ;
  • Анкетирование родителей « Как помочь учиться?»;
  • По эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе;
  • Выявление педагогической культуры родителей;
  • Выявление особенностей воспитания детей в семье;
  • Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
  • Определение типа детско-родительских отношений;
  • Игровое общение с ребенком.

Анкеты для воспитателей по подготовке к школе.

  1. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями;
  2. Определение стиля общения воспитателя с родителями;
  3. Опросники для педагогов и родителей при проведении диагностики ребенка с неконструктивным поведением;
    3.1 Карта оценки особенностей развития ребенка;
    3.2 Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей;
    3.3. Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей.

Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей

  1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику;
  2. Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника;
  3. Методика «Половозрастная идентификация» ребенка-выпускника.

2. Беседы, консультации, рекомендации.

  • Внеплановые индивидуальные беседы;
  • Рекомендации по изучению педагогической литературы;
  • Рекомендации по использованию методических пособий;
  • Консультации врача;
  • Консультации учителя-логопеда;
  • Консультации педагога-психолога;
  • Консультации инструктора по физкультуре;
  • Консультации музыкального руководителя.

Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе.

  1. Адаптация к школе;
  2. На пороге школы;
  3. Скоро в школу;
  4. Нежелание идти в школу;
  5. Балуем ребенка?
  6. Дисциплина – это обучение правильному поведению;
  7. Как развивать самостоятельность ребенка;
  8. Играя – познает мир;
  9. Детская любовь;
  10. Как помочь непопулярному школьнику найти друзей;
  11. Как научить ребенка общаться;
  12. Как научить ребенка защищаться;
  13. Научите ребенка правильно общаться с другими детьми;
  14. Ребенок-кривляка;
  15. Упрямство, строптивость, своеволие, деспотизм, негативизм;
  16. Трудные дети;
  17. Скоро в школу (мотив обучения);
  18. Компонент «школьнозрелости ребенка».

3. Организационные мероприятия.

  • День открытых дверей;
  • Дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка-дошкольника»;
  • Родительские собрания по проблемам воспитания детей;
  • Тренинги;
  • Родительская школа «Успешного родителя»;
  • Педсоветы.

Организационные мероприятия по подготовке к школе.

Авторские программы для подготовки детей к школе

  • Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости), автор Т.Н. Сташкова
  • Программа «Мамы, в школу собирайтесь!» (программа подготовки родителей детей-выпускников к школе) авторский коллектив.
  • Педсовет - ситуативный практикум на тему «Старший дошкольник – будущий первоклассник» с участием родителей;
  • Тренинг для родителей «Умеем ли мы общаться?»
  • Тренинг для родителей «Развитие общительности;
  • Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки;
  • Собрание с элементами тренинга "Родители, позаботьтесь о себе!»
  • Заседание семейного клуба для родителей в форме игры «Счастливый случай»;
  • Беседа на родительском собрании «Не хочу делать уроки!
  • Собрание «Посеять в детских душах доброту».

4. Выставки.

  • Выставки детского творчества;
  • Выставки творчества взрослых;
  • Выставка игрушек для игр дома;
  • Выставка детской литературы для семейного чтения;
  • Выставка педагогической литературы для семейного чтения.

5. Наглядность.

  • Рекламно-информационный стенд;
  • Подборка лекций педагогов-специалистов;
  • Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
  • Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
  • Подарки и приглашения к праздникам;
  • Газета для родителей «Скоро в школу».

6. Организация праздников и развлечений.

  • Подготовка детей;
  • Изготовление костюмов и атрибутов;
  • Исполнение ведущих ролей;
  • Организация дней рождения детей;
  • Участие в спортивных развлечениях;
  • Фотографирование детей, видеосъемка.

7. Помощь группе.

  • Оформление развивающей среды;
  • Изготовление пособий и атрибутов для занятий;
  • Ремонт мебели и оборудования;
  • Ремонт групповой комнаты;
  • Ведение кружков по интересам детей;
  • Организация экскурсий;
  • Спонсорская помощь;
  • Дежурства в ДОУ и на участке.

Разработан психологический портрет идеального первоклассника, который помогает родителям в подготовке детей к школе.

Подобраны стихи, загадки и шарады о школе и учебных принадлежностях для чтения дома.

Результатами данной работы является то, что у 98% детей детского сада уровень развития познавательных процессов средний, выше среднего или высокий, у них достаточно развит кругозор, речь содержательна, грамматически правильна. Все выпускники умеют общаться, адекватно вести себя, проявляют любознательность, положительно относятся к учебной деятельности, к школе. У 96% детей поведение организованное. Они имеют хорошо развитую руку, хорошее умение владеть карандашом, ножницами.

Большинство детей имеют сформированные интеллектуальные умения. Практически все дети удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца.

Анализ успеваемости в начальной школе выпускников нашего детского сада показал, что в 95% дети учатся на «4» и «5», чувствуют в школе уверенно, имеют высокую работоспособность, к школе относится положительно.