Повторительно-обощающий урок по теме "Наречие" "Следствие ведут знатоки". 7-класс

Разделы: Русский язык


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-исследование.

Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме “Наречие”.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • повторить и углубить изученное по теме “Наречие”;
    • закрепить навык правильного написания наречий;
    • отработать навык нахождения наречий в тексте;
  2. Развивающие: развить творческие способности учащихся, умение самостоятельно мыслить, излагать свою точку зрения, аргументировать свой ответ.
  3. Воспитательные: воспитать интерес к изучению предмета.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветственное слово учителя.

2. Вступительное слово учителя: дорогие ребята! Урок у нас сегодня будет необычный, сложный, но интересный. В чём его необычность? Сейчас вы всё поймете.

Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, отгадав кроссворд. Для этого в каждой строке надо найти “лишнее” слово. (Приложение 1), (Слайд 1)

Итак, мы сегодня будем говорить о наречии. (Слайд 2)

Наш урок называется “Следствие ведут знатоки”, и вы, ребята, сегодня будете следователями; надеюсь, покажете себя настоящими знатоками русского языка.

– Кто такие следователи? (Ответы учащихся).

– Правильно, следователи ищут нарушителей закона, а вы будете искать нарушителей правил лингвистики. Один из таких нарушителей пробрался к нам в класс. Он и сам не занимается и другим мешает. Ваша задача: найти его, доказать значимость знаний и убедить в необходимости серьезно заниматься.

Найти нарушителя будет нелегко, он будет прятаться и мешать вам на уроке. Но я уверена, что вы истинные знатоки русского языка и любые, даже самые сложные и запутанные задания вам по плечу.

К нам пришел гость, который не любит и не знает наречий. (Инсценировка: выходит, зевая, неаккуратно одетый мальчик).

– Ребята давайте послушаем, что он вам хочет сказать.

– Я невзлюбил наречие еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. “Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай все быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу по-мужски”, - только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить.

А мне хочется безудержно носиться вскачь или спокойно лежать на диване и мечтать о чем-нибудь. В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому: весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как.

– А вы хотели бы, чтобы ваша жизнь протекала кое-как? Нет? Тогда за работу.

II. Этапы исследования.

– Грамотному следователю, как и любому человеку, необходимы красивая речь и правильное произношение слов.

1. Орфоэпическая разминка. (Учитель произносит слово, учащиеся отмечают, правильно ли поставлено ударение и записывают в тетради ответ: + = верное ударение, - = неверное ударение).

  • За’долго (-)
  • Мастерски’ (+)
  • Мелько’м (-)
  • Поутру’ (+)
  • Правы’ (-)

– А теперь посмотрим на доску и сравним ваши ответы. (Слайд 3)

2. Игра “Самый умный”.

– Эта игра позволит проверить быстроту реакции и умение в короткий срок принимать решение. (Каждому участнику игры учитель называет слово, ученик быстро должен определить, на какую орфограмму данное слово и объяснить его написание. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее всех объяснит правописание слова). (Слайд 4)

– Проверим, насколько вы сообразительны. Ответьте на предложенные вопросы. Проверим ответы.

3. Распределительный диктант.

– Следователь должен быть аккуратным человеком. На его рабочем столе, как и на вашем, - всегда порядок, каждая вещь на своем месте. Нарушитель перемешал все слова, а вы распределите их по своим местам.

(Не) быстро, а медленно; (не) брежно; далеко (не) громко; очень (не) приветливо; (не) навсегда; (не) быстро, но правильно; ничуть (не) часто; (не) весело.

– Какую орфограмму мы повторим, выполнив это задание?

– Правописание НЕ с наречиями.

– А теперь посмотрим, правильно ли вы распределили слова? (Слайд 5)

– Как хорошо вы, ребята, потрудились! Теперь пора отдохнуть и пообедать. Я знаю, что вы добрые и заботливые дети, поэтому вы не только сами пообедаете, но и покормите птенца. (Найти правильно написанное слово. Если слово определено верно, птенец проглатывает его). (Слайд 6)

4. Лингвофизминутка.

Цель: снять напряжение и повторить правописание Н – НН в суффиксах наречий.

– Все встали, расслабились, закрыли глаза. Зажмурились. Открыли глаза… Закрыли. Мы в лесу. Всем легко и приятно. Вы с желанием и радостью выполняете упражнения. (Называется слово, если оно пишется с Н, ученик поднимает одну руку вверх; если НН – две руки).

– Теперь поучимся отличать наречия от омонимичных частей речи. Посмотрите на доску и ответьте на вопрос. (Слайд 7)

– Отдохнули? Теперь вновь за работу!

5. Творческая работа.

– Очень часто людям помогают выйти из трудного положения интуиция, смекалка, творческие способности и чувство юмора. Надеюсь, эти качества помогут вам при выполнении творческих заданий. Вам необходимо будет в предложениях найти фразеологизмы и заменить их синонимами – наречиями, записать в тетрадь полученные предложения. (Слайд 8)

– А теперь мы отведем полминутки на шутки. Нарушитель, уходя от преследования, пытался запутать следы и оставил рисунки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что вызвало у вас улыбку? (Слайд 9)

Ответы учащихся: художник неверно понял смысл фразеологических оборотов, он использовал прямое значение слова.

– А как вы понимаете эти выражения? (Ответы учащихся).

– А теперь мы поработаем с учебником, откройте страницу 138, упражнение 305.

– В чём сходство и отличие слов каждой пары? (Ответы учащихся).

– Молодцы! Замечательно справились со всеми заданиями. Из вас выйдут хорошие следователи.

Вы показали великолепные знания, подружили нашего гостя с наречиями и убедили меня в том, что от вас нигде не спрячется никакой нарушитель, незнайкам не место в нашем классе. Вы настоящие знатоки русского языка и заслуживаете отличных оценок.

6. Подведение итогов.

А теперь пора подвести итоги проделанной работе, и сделаем мы это в форме теста. (Слайд 10)

– Проверяем ваши ответы. Объясните, почему вы выбрали именно этот вариант. (Аргументация учащихся).

7. Домашнее задание.

(Слайд 11)

Литература.

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений “Русский язык” под редакцией М.М. Разумовской. Издание 12-е, стереотипное. Дрофа. Москва. 2008.
  2. А.В. Швец. Тестовые задания. 7 кл. Москва. Эксмо. 2007.