Прграмма элективного курса "Правоведение" для 10–11-х классов

Разделы: История и обществознание


В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате изучения курса «Правоведение» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Программа курса «Правоведение» предназначена для 10-11-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.

Данный элективный образовательный курс рассчитан на 68 часов, 1 час в неделю, изучается в течение 2-х лет. Курс «Правоведение» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.

Основными целями данного курса являются:

  • Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области прав человека.
  • Формирование правовой компетентности учащихся
  • Создать условия для формирования интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества.
  • Развитие у учащихся гражданственности
  • Подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе

Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:

  • Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.
  • Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
  • Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.
  • Усвоение знаний об основных отраслях права.
  • Усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных международных документов по правам человека.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • Поиска информации по заданному юридическому вопросу
  • Выделять противоречия, лежащие в юридической области
  • Самостоятельной работы с юридическими документами
  • Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
  • Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
  • Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни

Перечисленные умения формируются на основе знаний о:

  • Конституционном праве
  • Гражданском праве
  •  Административном праве
  • Трудовом праве
  •  Семейном праве
  • Уголовном праве
  • Избирательном праве
  • Налоговом праве
  • Международном гуманитарном праве.

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

  • Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов
  • Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры
  • Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса

Приемы организации деятельности:

  • Лекция
  • Научно-практическая конференция
  • Диспут
  • Дискуссия
  • Мини-сочинение
  • Семинар
  • Практическая работа
  • Ролевая игра
  • Деловая игра
  • Дебаты
  • «Мозговой штурм»
  • Работа с источниками

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

  • Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
  • Итоговый (написание эссе, подготовка презентации).

Отбор содержания данного курса обусловлен практикой преподавания предмета «Основы права» в 9-х классах, элективных курсов в 9 – 11 классах, анкетирования и анализа анкет учащихся. 

Учебно-тематический план. 

Наименование тем курса Всего часов Лекций Практикумов Семинаров Форма контроля

1.

Конституционное право.

Понятие конституции, ее виды.

Конституционализм.

12

1

 

 

Устный опрос

2.

Конституции в России.

 

1

 

 

Устный опрос

3.

Общая характеристика конституции РФ.

 

1

 

 

Письменная работа: написание эссе

4.

Основы конституционного строя.

 

1

 

 

Устный опрос

5.

Гражданство в РФ.

 

1

 

 

Устный опрос дискуссия

6.

Федеративное устройство.

 

1

 

 

Устный опрос

7.

Президент РФ.

 

1

 

 

Устный опрос

8.

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.

 

1

 

 

Устный опрос

9.

Законотворческий процесс в РФ.

 

1

 

 

Устный опрос

10.

Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура.

 

1

 

 

Устный опрос

11-12.

Местное самоуправление.

 

1

 

1

Письменная работа: тестирование.

13.

Права человека.

Права и свободы человека и гражданина.

11

 

 

 

Устный опрос Работа с документами

14.

Международные договоры о правах человека.

 

1

 

 

Устный опрос Работа с документами.

15.

Гражданские права.

 

1

 

 

Устный опрос Работа с документами.

16.

Политические права.

 

1

 

 

Устный опрос Работа с документами

17.

Экономические, социальные и культурные права.

 

1

 

 

Устный опрос Работа с документами.

18.

Право на благоприятную окружающую среду.

 

1

 

 

Устный опрос дебаты

19.

Права ребенка.

 

1

 

 

Устный опрос Работа с документами.

20.

Нарушения прав человека.

 

1

 

 

Устный опрос: ролевая игра

21.

Защита прав человека в мирное время.

 

1

 

 

Устный опрос

22-23.

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

 

1

1

 

Устный опрос Работа с документами

24- 25.

Избирательное право. Избирательный процесс.

1

1

 

 

Письменная работа

Устный опрос

26.

Гражданское право.

Понятие и источники гражданского права

8

1

 

 

Устный опрос

27.

Обязательственное право.

 

1

 

 

Устный опрос

28.

Наследование. Страхование.

 

1

 

 

Устный опрос

29.

Право собственности.

 

1

 

 

Устный опрос

30.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.

 

1

 

 

Устный опрос

31.

Юридические лица. Виды предприятий.

 

1

 

 

Устный опрос

32-33.

Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.

 

1

 

1

Устный опрос

Работа с документами

34.

Законодательство о налогах.

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

6

1

 

 

Устный опрос

35.

Виды налогов.

 

1

 

 

Устный опрос

36.

Налогообложение юридических лиц.

 

1

 

 

Устный опрос

37.

Налоги с физических лиц.

 

1

 

 

Устный опрос

38-39.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

 

1

 

1

Письменная работа

40.

Семейное право.

Понятие и источники семейного права.

5

1

 

 

Устный опрос

41.

Брак, условия его заключения.

 

1

 

 

Устный опрос

42.

Права и обязанности супругов.

 

1

 

 

Устный опрос

43-44.

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

 

1

1

 

Устный опрос

Работа с документами

45.

Трудовое право.

Понятие и источники трудового права.

6

1

 

 

Устный опрос

46.

Коллективный договор. Трудовой договор.

 

1

 

 

Устный опрос

47.

Рабочее время и время отдыха.

 

1

 

 

Устный опрос

48.

Оплата труда. Охрана труда.

 

1

 

 

Устный опрос

49-50.

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

 

1

1

 

Устный опрос

Письменная работа

51.

Административное право.

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения.

3

1

 

 

Устный опрос

52-53.

Административные наказания.

 

1

 

1

Устный опрос

Работа с документами.

54.

Уголовное право.

Понятие и источники уголовного права.

8

1

 

 

Устный опрос

55.

Преступление.

 

1

 

 

Устный опрос

56.

“Новые” преступления.

 

1

 

 

Устный опрос

57.

Уголовная ответственность.

 

1

 

 

Устный опрос

58.

Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание.

 

1

 

 

Устный опрос

59.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

 

1

 

 

Устный опрос

60-61.

Особенности уголовного судопроизводства. Правовая культура.

 

1

 

1

Устный опрос

Работа с документами.

62.

Итоговое занятие. Защитапрезентаций.

2

 

2

 

Устный опрос Составление и защита презентаций

63-68.

Резерв.

6

 

 

 

Устный опрос

Литература.

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2006г.
  4. Избирательное право в РФ. Москва. 2007г.
  5. Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.
  6. Конвенция о правах ребенка.
  7. Конституция РФ. Москва. 2007г.
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах.
  9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
  10. Методика преподавания права в школе. Морозова С.А. 2004г.
  11. Основы государства и права России. Под ред. Смагоринского Б.П. Волгоград. 2005г.
  12. Основы права. 10-11класс. Никитин А.Ф. Дрофа. 2006г.
  13. Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.
  14. Теоретические и методические основы преподавания права в школе. Москва. 2002г.
  15. Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.
  16. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2007г.
  17. Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.
  18. Электронное учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.
  19. Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний». ООО «Кирилл и Мефодий».
  20. Электронное учебное пособие курс уроков и методических разработок по «Международному гуманитарному праву». «Учитель» 2007г.