Урок географии в 9-м классе Тема: "Транспортный комплекс России. Виды транспорта"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  1. определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения;
  2. изучить состав транспортного комплекса;
  3. познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;
  4. познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;
  5. проанализировать географию ведущих видов транспорта России;
  6. рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;
  7. продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

  1. карты России - физическая, экономическая, политико-административная, настенная контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники:
  2. мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук)

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы:

  • Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.
  • Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.
  • Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Презентация

(слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия.

(слайд 2). Цели и задачи урока.

(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров.

Основные задачи транспортной системы:

  • Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;
  • Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;
  • Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: грузооборот и пассажирооборот. Беседа о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

(слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети железных дорог в России).

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.

(слайд 6). Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

(слайд 7). В) Трубопроводный транспорт

Рассказ учителя о преимуществах и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы вследствие утечки газа или нефти.

(слайд 8). Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический транспорт: значение и проблемы.

(слайд 9). Д) Водный транспорт (морской и речной)

Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития. Самостоятельная работа с атласом, текстом учебника, справочными материалами. Обозначение на к/к крупнейших морских портов Северного бассейна (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон); Тихоокеанского бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград); Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа). Сообщения учащихся о речном транспорте России.

(слайд 10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.

(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.

Заключительным этапом урока является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

  1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
  2. Где, что и как нужно строить?
  3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?
  4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?
  5. Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?
  6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?
  7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?

(слайд 12). Домашнее задание

Параграф 35, 36 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром).

  • Изучить карту в атласе «Транспорт России»
  • Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»
  • Найти пути решения поставленных на уроке проблем

III. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок

Приложение 1 (презентация составлена в PowerPoint)

Приложение 2