Опыт реализации положений образовательного стандарта второго поколения учителей НШ ГОУ СОШ № 1412 с углубленным изучением иностранных языков

Разделы: Начальная школа


Социально-экономические, научно-технические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, вызвали к жизни образовательные стандарты второго поколения, которые нацеливают на обновление содержания образования и использование новых технологий в целях развития у обучающихся универсальных умений: самостоятельно заниматься своим обучением, работать в группе, принимать решения, получать информацию и использовать ее в практических целях.

Целью образования мы - учителя начальной школы ГОУ СОШ № 1412 – считаем развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Приоритетной задачей начальной ступени обучения, на наш взгляд, является создание условий для сохранения индивидуальности ученика, для его самовыражения, умения и желания учиться на основе развития его познавательных интересов. Новые стандарты предъявляют требования системе образования в целом, а не отдельно взятому ученику, как это было раньше.

Что мы должны делать и уже делаем для реализации намеченных целей? Учебно-воспитательный процесс в НШ мы выстраиваем по 3 направлениям формирования универсальных учебных действий (УУД):

  • обобщенные способы решения учебных задач и умения работать с разными источниками информации;
  • речевой и коммуникативной деятельности,
  • умения организовывать свою учебную деятельность.

Как показывает опыт, наиважнейшими являются следующие умения:

  • осмысленно читать художественные, научно-популярные тексты, соответствующие возрасту учащихся;
  • выделять в тексте главную мысль;
  • искать информацию в тексте, в учебной литературе, в словарях ( в том числе с использованием компьютера);
  • выполнять работу по несложному алгоритму;
  • индивидуально и совместно (всем классом, группой) ставить учебную задачу, определять последовательность действий по ее решению;
  • проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку;
  • сравнивать объекты для поиска их общих свойств;
  • высказывать суждения по результатам сравнения;
  • соотносить результат своей деятельности с образцом;
  • находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
  • оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
  • вступать в учебное общение: работать в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества;

Формированию вышеперечисленных навыков, умений, способов действий во многом способствует раннее приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности, посильной и соответствующей его возрасту, положительный опыт который мы имеем.

Ученикам НШ свойственно постоянно задаваться вопросами, выдвигать гипотезы. Они с большим энтузиазмом включаются в исследования, темы которых выбирают сами. Дело же учителя – организовать и руководить поисковой деятельностью начинающего исследователя.

Мы имеем интересный опыт успешной исследовательской деятельности учащихся и охотно им поделимся. Очень часто на уроках по «Окружающему миру», где изучается взаимосвязь между природой и человеком, у детей возникает много интересных идей, желаний узнать больше по интересующим их вопросам. Ученики самостоятельно включаются в исследования. Учителя углубляют интересы детей, направляя их в нужное русло, чутко руководят их мыслью и поисковой активностью, развивают у детей способы и приемы исследовательской деятельности.

К примеру, тема проекта ученика 2 класса «Б» Косарева Вити звучит так: «Мед – сама природа способствует Успеху!». В актуальности своей работы Витя подчеркивает большую роль, которую играют в жизни подрастающего поколения люди и их образ жизни. Семья, страна, правительство возлагают большие надежды на молодых людей, желая видеть их здоровыми, счастливыми, успешными. Кто или что способно помочь молодым стать такими? Витя себе в помощники выбирает ПЧЕЛИНЫЙ МЕД. Отсюда задачи проекта:

  1. Познать пользу пчелиного меда;
  2. Выяснить, в чем польза меда для ребенка.

В ходе исследования Витя был неприятно удивлен отсутствием информации о меде, адресованной детям. Так у проекта определилась цель - рассказать своим сверстникам о помощниках (пчелах), созданных природой на пути к здоровому образу жизни, на пути к Успеху. Позднее эта цель конкретизировалась и реализовалась в написании мальчиком своей первой книжки «Путешествие с КапиМедкой».

На первом этапе мы помогли ученику определить и сформулировать цели, область и предмет исследования. Совместно с учеником мы выбрали стратегию исследования, начиная с поиска определений ключевых слов и понятий, основных источников информации. Второй этап состоял в изучении ребенком целебных свойств пчелиного меда. Ученик самостоятельно ознакомился также с технологией выработки меда, побывав в местах его производства ( у пчеловодов Коломенского и Царицына). В результате серьезной поисковой работы ученик пришел к важным выводам о незаменимой роли меда в жизнедеятельности человека, а именно:

  1. для умственной работы,
  2. для спортивных достижений;
  3. для долголетия и поддержания себя в хорошей форме и т.д.

В заключение, Витя пишет: «Мед – пища богов, посылаемая людям для Блага и Счастья – и такими нас хотят видеть наши родители и наше правительство для значимости в мире».

В ходе исследования ученик попутно повысил свою эрудицию за счет мудрых высказываний о меде с древности до настоящих дней. Например, высказывание патриарха Алексея II гласит: «Пчелы подают нам пример, как нужно вместе трудиться, работать и жить».

Наш опыт исследовательской работы с детьми доказывает, что раннее приобщение к поисковой, проектной деятельности побуждает ученика к поиску необходимой информации, прививает ему умения находить (отделяя главное от второстепенного), интерпретировать и обрабатывать самостоятельно добытые сведения. При этом, инициатива поиска находится в руках ребенка.

Если контролировать только качество «продуктов» учебной работы школьника, не оценивая его детское творчество, его инициативу, самостоятельность, то процесс учения теряет для ребенка свою актуальность и привлекательность. Так, проект Вити Косарева получил высокую оценку не только за содержание, но и за яркость и оригинальность презентации и оформления результатов. Ученик выразил свое видение исследуемого объекта в разных формах творчества, а именно: подготовил красочный и информативный постер (см. приложение), написал книжку о пользе меда и адресовал ее своим сверстникам. Работа дала толчок развитию познавательных интересов ребенка. Положительные оценки результатов деятельности привели ученика к знакомству с профессиональными пчеловодами и просто интересными людьми.

Таким образом, в то время как образовательный стандарт второго поколения находится в стадии формулирования и уточнения, учителя начальной ступени обучения нашей школы имеют уже немалый опыт по реализации его принципиальных положений.