Урок по теме "Первое склонение имен существительных". 3-й класс (система Занкова Л.В.)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • На основе понимания подвести детей к автоматизированному навыку правописания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения.
  • Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, речь учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету. Способствовать созданию ситуации успеха на уроке.

Оборудование: картина тропического леса, рисунки-тотемы, карточки для самостоятельной работы, карточка - письмо, памятки.

Урок проводится в форме игры «Последний герой». Класс разделён на 3 племени: племя акул, племя ящериц, племя черепах. В конце урока-игры побеждает то племя, которое наберёт большее количество тотемов.

Ход урока

1. Карибское море, вдали виден остров, где три племени должны пройти первое испытание. Но, чтобы попасть на остров, нужно построить плот.

(Плот строится из брёвен, на каждом написано слово.)

Что объединяет эти слова? Что общего в них? (Все слова – имена существительные, м.р., словарные слова.) Слова записываются, выделяется буква безударного гласного звука.

Задание:

  1. 1.Что общего в этих словах? Что их объединяет?
  2. На какие группы можно разделить эти слова?
  3. Какое слово лишнее?
  4. Придумать задания к слову бамбук.

Ответы:

  1. Поставить ударение.
  2. Разделить для переноса.
  3. Разобрать слово по составу.
  4. Назвать звуки и буквы, гласные и согласные звуки.
  5. Поставить существительное во мн. ч., определить род, падеж, склонение.
  6. Толкование слова.
  7. Просклонять существительное.

Сообщение темы и цели урока.

- Вы правильно сказали, что существительное можно изменить по падежам.

Сегодня во время игры мы будем закреплять навыки правописания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения, повторять пройденные орфограммы.

Плот готов, плывём на остров. Остров- это экзотическое место в тропическом лесу. Здесь тепло и влажно. Здесь вас ждёт много испытаний. Готовы?

Чтобы провести несколько дней на острове, нам необходимо жилище. Из чего можно построить его? (Из листьев). На каждом листочке задание.

Испытание 1.

Задание 1-му племени.

Рисунок 1

Кокосовая пальма не боится солёной воды.

(Прокомментировать предложение, определить главные члены предложения.)

Задание 2-му племени.

Рисунок 2

(Назвать части речи, выделить словосочетания.)

Задание 3-му племени.

Рисунок 3

(Определить род, число, падеж, склонение имён существительных. Подобрать родственные слова.)

Вывод:

  1. Что называется именем существительным?
  2. Как изменяются имена существительные?
  3. Какого склонения бывают имена существительные?

Следующее испытание 2.

1. Составить словосочетания из слов:

сидел трава

 

 

плыл вода

 

 

письмо подруга

гуляли аллея

 

 

рад встреча

 

 

 

пришли прогулка

 

 

на краю поляна

 

 

 

жили палатка

 

 

плыл яхта

 

 

 

1-е племя.

Выписать словосочетания с существительными в предложном падеже.

2-е племя.

Выписать словосочетания с существительными в дательном падеже.

3-е племя.

Выписать словосочетания с существительными в родительном падеже.

Вывод:

  1. Какие окончания имеют имена существительные в Д.п., Р.п., П.п.?
  2. С какими предлогами они употребляются?

Испытание 3.

Гуляя по острову, вы, наверное, проголодались. То племя, которое правильно выполнит следующее задание правильно, получит рака.

1-е племя

 

 

2-е племя

 

 

3-е племя

мак

 

 

мука

 

 

поза

кепка

 

 

хобот

 

 

забота

танец

 

 

печка

 

 

печь

моль

 

 

кот

 

 

куль

мать

 

 

ложь

 

 

гадость

Задание: заменить первую букву и записать существительные.

1-е племя - существительные 1-го склонения.

2-е племя - существительные 2-го склонения.

3- е племя - существительные 3-го склонения.

Вывод. Существительные бывают 1-го, 2-го и 3-го склонения. Слово, однажды попав в склонение, никогда из него не выбирается. Слово верно своему склонению. Значит, это постоянный признак.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Несколько дней вы провели на острове. Солнце, море, тихо плещутся волны о песчаный берег. Вам грустно. Но для вас есть сюрприз. Вы найдёте его на парте. (Дети находят письмо от друга).

Здраствуйте!

Пишет вам ваш друх саша,

Я очень рат,что вы наострове, на биригу тёплого моря.

А унас дует халодный ветер. Падает пушистый снех.

Жду вас и скучаю.

Досвидание.

- Что вы заметили? Кто найдёт большее количество ошибок, получит тотем. Молодцы! Все ошибки нашли, значит вы очень внимательны. Следующее испытание проверит вашу наблюдательность.

Задание: поставить существительные в нужном падеже.

Под (оболочка) кокоса.

 

 

Перед сильной (гроза).

За пресной (вода).

 

 

Над высокой (крыша).

Перепрыгнул через (ветка).

 

 

С весёлой (песня).

- Какое словосочетание лишнее?

Вывод: существительные 1-го склонения в Т. п. имеют окончание -ой, -ей; в В.п. -у, -ю.

- Ребята! Подходит к концу наша игра. Во время игры мы повторили изученные орфограммы. Что вы знаете об имени существительном? Какого склонения бывают существительные?

Осталось несколько минут, чтобы собрать вещи и привести ваши умения и навыки в одно целое. Перед вами карточки- последнее испытание. Вы должны их заполнить.

(Написать, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. Просклонять существительные.)

Итог урока: Чему учились сегодня на уроке? Как определить склонение существительных? (Подсчёт тотемов, награждение, оценки.)

Приложение 1