Урок внеклассного чтения в 7-м классе "В поисках добра и красоты" (по рассказу В.М. Шукшина "Мастер")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • показать важность и актуальность проблемы, поднятой писателем;
  • помочь школьникам понять, что автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим искренне чувствовать, понимать красоту;
  • содействовать воспитанию духовно богатой личности;
  • развивать творческие способности школьников.

Оборудование: выставка книг В.М.Шукшина, портрет писателя, презентация (приложение).

Ход урока

Звучит песня «С чего начинается Родина».

Учитель читает наизусть стихотворение.

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.

Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.

Учитель. Какие рассказы Шукшина вам известны? О чём они?

(«Обида», «Волки». Через все его произведения проходит мысль: надо человеком быть! Не важно, где живут герои Шукшина. Главное – как человек живёт и какой это человек.)

Слово учителя. Писал В.М.Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском человеке, о России. Сегодня мы обращаемся к рассказу Шукшина «Мастер».

Беседа по вопросам.

  • Кто является героем рассказа? (Сёмка Рысь – непревзойдённый столяр, мастер своего дела.)
  • Каким изображает его автор? (Рассказ начинается так: «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр. Длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. Но вот Сёмка снимает рубаху, остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки. Она – в руках…Красивые руки. Топорик в них – игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости…»)
  • Почему в деревне все называют его уменьшительным именем – Сёмка? (Не пользуется своим мастерством, чтобы улучшить своё благосостояние. Мастерство для него не является источником процветания в жизни.)
  • Но вот внимание героя привлекла к себе талицкая церковь. Что вызвало интерес? (Она показалась Сёмке необыкновенно красивой – той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно время.)
  • Прочитайте, как она описывается в тексте? (Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили её на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Ещё с детства помнил Сёмка, что если идёшь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора вздрогнешь, - внезапно увидишь церковь, белую, лёгкую среди тяжкой зелени тополей.
    В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. Она тоже давно была закрыта и дала в стене трещину. Казалось бы – две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то за косогором – какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что лёгкая, и что открывалась глазам внезапно…Чебровскую было видно за пять километров – на то и рассчитывали строители. Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся сразу…)
  • Рассмотрим несколько фотографий с изображением русских церквей. (Слайды с изображением церкви Иоанна Предтечи в Новгороде, Покрова на Нерли и другие). Какая из них вам кажется больше похожей на талицкую? Почему? (Дети обычно выбирают храм Покрова на Нерли). В самом рассказе позже говорится, что талицкая на церковь Покрова на Нерли очень похожа, почти её копия, выполненная в 17 веке).

По какой ты скроена мерке?
Чей твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты, что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени – белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал – и зарделась ты.
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали…
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
(Н.Коржавин)

  • В чём же красота и притягательность этого храма. Послушаем сообщение по теме «Особенности древнерусской архитектуры, её сакральный смысл и символика».

Появление архитектуры как искусства на Руси связано с принятием христианства в X веке, и учителями русских были византийские зодчие.

Копирования византийских образцов не было. Появились свои национально-своеобразные формы.

Наиболее древняя из известных черт христианской русской архитектуры – многоглавие храмов.

Если плоский византийский купол символизировал восходящее солнце, то полуциркулярная русская глава с заострённым кверху «языком» подобна пламени над лампадой. В форме « шелома» пламя становится более вытянутым, и, наконец, глава приобретает форму «луковицы» - символа свечи горящей. Образ свечи поддерживается и тем, что купола церквей, когда только позволяли средства, покрывались позолотой.

Древнерусский зодчий не борется с природой, он лепит из природного материала нечто очень рукотворное.

Интересно само соотношение слов «зодчий» и «архитектор». Слово «архитектор» как бы предполагает наличие расчёта, чертежа, строго продуманного плана, в то время как зодчие Древней Руси работали «на глазок», без чертежей, по одному вдохновению, держа общий план в голове. Поэтому в древнерусских храмах практически не бывает симметричных окон, циркулярно правильных арок, идеально прямых линий. Древние постройки, выполненные из местного камня, органически сливались с окружающей природой.

  • В рассказе Шукшина создатель талицкой церкви нигде не назван архитектором. Он строитель, мастер, зодчий. Этот нюанс помогает понять и самого Сёмку, который наверняка работает по вдохновению, как дано от бога. А о чём же думал Сёмка, глядя на церковь? Прочитать от слов: «Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит… Кому на радость? Давно уже истлели в земле строители её, давно стала прахом та умная голова, что задумала её такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чём же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту каменную сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят. Этого заботило что-то другое – красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушёл. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа».
  • Каким настроением проникнут этот отрывок? Какие слова вы считаете ключевыми? («Светлая каменная сказка». Ощущение праздника, всплеска души, необходимость которого в жизни каждого человека остро осознавалась Шукшиным. Душе нужны моменты взлёта, радости, освобождения. Чистый звук души – как колокол.) 

(Включаем запись колокольного звона.)

  • Чем же вызвано решение Сёмки отреставрировать талицкую церковь? Пересказ эпизода от слов: «Посмотрел Сёмка и заметил…» до слов: «Он вылез из церкви и пошёл домой». (Сёмке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществлённым. Он на момент как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. И он представил, как это может быть красиво. Эти два момента подчёркивают Шукшин, когда пишет о Сёмке: «обеспокоенный красотой и тайной».
  • Послушайте, как выразил свои чувства поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Старый храм»:

Как всё здесь неуклюже и негладко,
Пороги вязнут в вековой грязи,
И храма циклопическая кадка
Бесформенною кажется вблизи.

Уходит ввысь уверенно и хмуро
Замшелая бугристая стена,
И камня первозданная фактура
Щербата и ничем не смягчена.

Но вверх взгляни – над сизыми холмами
Увидишь ты ожившую мечту:
Как дым костра в безветрие, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту.

Он рвётся ввысь, торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылён, -
Для бога он иль не для бога строен,
Но человеком был воздвигнут он.

И нет в нём лицемерного смиренья, -
Безвестный зодчий был правдив и смел,
Он стал творцом – и окрылил каменья,
И гордость в них свою запечатлел.

И ты стоишь на каменном пороге,
И за людей душа твоя горда, -
Приходят боги и уходят боги,
Но человек бессмертен навсегда.

  • К чьей помощи прибегает Сёмка, чтобы отреставрировать церковь? (Едет в действующую церковь, к писателю, облисполком)

(Инсценирование: 3 встречи Сёмки.)

  • Что общего во взгляде на церковь митрополита, просвещённого чиновника? (Они смотрят на талицкую церковь, взвешивая её культовую или историческую ценность. И никого не волнует духовность и красота.)
  • Игорь Александрович говорит Сёмке, что обманулся так же, как и он. Но обманулся ли Сёмка? (Нет. Он иначе смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать: «Но красота-то какая!» Для него дорога была сама красота, чистая и бескорыстная.
    Священник, писатель, представитель власти – пастыри народа. И они оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ибо в небрежении находится храм, а храм – это душа народа, опора его нравственности.)
  • Прочитайте, чем заканчивается рассказ? Что это за течение, против которого устал загребать Сёмка?
  • Почему рассказ называется «Мастер»?

1-й ученик. Сёмку, героя рассказа В.М.Шукшина «Мастер», талицкая церковь привлекла своей необычностью, лёгкостью, какой-то тихой, незаметной сразу красотой. Она скромно пряталась под косогором, открывалась только тому, кто к ней шёл, причём неожиданно, сразу выступала из зелени тополей, такая лёгкая и белая. Шукшин пишет о ней с любовью, даже нежностью, как будто о человеке. Мастер, который её создавал, чувствовал красоту и сумел передать её в камне. И вот живёт она уже много лет, радует тех, кто может оценить и понять её. Значит, жива душа того древнего мастера. Поэтому и тянется к ней душа другого человека. Их объединяет красота.

2-й ученик. Я думаю, что древнего мастера, задумавшего и поставившего талицкую церковь, переполняло чувство красоты, радости. Он воплотил эти чувства, выразил свою душу в своём творении – церковке. Теперь она радует людей. Мастера давно уже нет на свете, а он продолжает радовать людей.

В рассказе есть такие слова: «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй…» Я думаю, уметь радоваться – это редкий дар, он дается далеко не каждому. Герой рассказа, Сёмка Рысь, радовался, глядя на эту светлую сказку, созданную мастером.

Заключительное слово учителя. Мы пришли к выводу, что в рассказе «Мастер» говорится о единстве, слиянии душ Сёмки и безвестного зодчего; название рассказа подчёркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке.

В.М.Шукшин в своих рассказах отвечает на жизненные вопросы и не заставляет, а словно просит задуматься, «про душу не забыть», стать немного добрее. Мы видим в писателе те качества, которыми он наделяет своих героев: доброту, широту душевную, любовь, искренность, стремление к справедливости, человечности, красоте – черты, которые заметил Шукшин в русском человеке.

(Чтение стихотворения наизусть.)

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну!
За все твои страдания и битвы.
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутов воды
Люблю навек, до вечного покоя,
Россия, Русь! Храни себя, храни!  

(Включаем запись колокольного звона.)