План-конспект урока природоведения в специальной (коррекционной) школе для детей с умственной отсталостью

Разделы: Начальная школа


Тема: Разнообразие поверхности России.

Тип урока: комбинированный

Целеполагание

Цели Задачи Планируемый результат
Коррекционно-образовательная цель:

Формирование понятий о формах земной поверхности посредством актуализации, имеющихся представлений и формирования новых.

1.1 Закрепить понятия учащихся о географическом положении России.

1.2 Сформировать понятия о формах земной поверхности.

1.3 Закрепить умение оформлять учебную информацию в схемы.

1.4 Сформировать первоначальные умения работы с контурными картами.

1.5 Формировать умение извлекать учебную информацию из географических карт, схем.

1.1 Закрепленное представление о географическом положении и формах поверхности России.

1.2 Сформированное умение у большинства учащихся (1-2 группы) шифровать и дешифровать информацию в схемы.

1.3 Начальная стадия формирования умения работы с географическими и контурными картами.

2. Коррекционно-развивающая цель:

Развитие и коррекция пространственного мышления и его операциональной стороны (анализа, сравнения, классификация) через выполнение специально подобранных упражнений на базе учебного материала.

2.1 Упражнять мыслительную деятельность, развивая умение сравнивать и классифицировать географические объекты.

2.2 Коррегировать пространственное восприятие и мышление при работе с географическими и контурными картами.

2.3 Организовать мультисенсорное восприятие географических объектов через применение ТСО, произведений художественной литературы.

2.4 Коррегировать эмоционально-волевую сферу учащихся через принятие соревновательности, осуществление рефлексии собственной деятельности.

2.1 Выполнение коррекционных упражнений учащимися на коррекцию восприятия и операциональной стороны мышления на учебном материале.

2.2 Поддержание адекватного эмоционального фона и состояния учащихся на протяжении всего урока.

Коррекционно-воспитательная цель:

Формирование элементов научного мировоззрения учащихся, ответственного отношения к учёбе.

3.1 Осуществлять формирование простейших научных представлений о формах поверхности Земли.

3.2 Развивать ответственное отношение к учёбе, умение доводить начатое до конца, воспитывать аккуратность при работе с контурной картой.

3.3 Создавать психологически комфортные, адаптационные условия для учащихся на новой ступени обучения.

3.1 Формирующееся научное мировоззрение об окружающем мире.

3.2 Формирующиеся социальнозначимые качества личности (ответственность, аккуратность, настойчивость), способствующие успешной адаптации.

Оборудование: учебники, тетради, простые карандаши, ручки, линейки, рабочие тетради, контурные карты, справочные материалы для фронтальной работы, медиапроектор, компьютер, электронная презентация, "Смайлики" для рефлексии, иллюстрационные карточки для индивидуальной и фронтальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Дети под музыкальное сопровождение входят в класс.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

  • Проверка посещаемости.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Психологический настрой на урок.
  • Разбор даты.
  • Определение состояния погоды на момент начала урока.
  • Запись темы.

2. Проверка домашнего задания

- Что мы изучали на прошлом уроке?

- Что я вам задавала? Правильно, вы должны были заполнить таблицу.

- Сейчас я пройду по рядам и посмотрю, как вы справились с этой работой.

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали во время самоподготовки.

- Вы видите, как я вам улыбаюсь?

- Почему я улыбаюсь?

- А если бы вы поработали плохо, я бы улыбалась?

Правильно, оказываться эмоциональное состояние человека можно понять без слов, посмотрев на его лицо. Обратите внимание, у меня есть "Смайлики" с двумя выражениями чувств. Я вам покажу их, а вы определите какие чувства они выражают.

Рисунок 1

- Сделайте весёлоё выражение лица, как у этого "Смайлика"

 img3.gif (302 bytes)

Рисунок 2

- Сделайте грустное выражение лица, как у этого "Смайлика"

- Сегодня за каждый ответ я буду вам давать по "Смайлику". За правильный ответ весёлый, а за неправильный грустный. В конце урока мы посчитаем сколько "Смайликов" будет у вас. Чем больше весёлых смайликов, тем выше будет оценка за урок

И первые "Смайлики" вы получаете за выполнение домашнего задания.

- Интересные вопросы ожидают смельчаков, пожелаем им удачи.

Покажите!

Кто готов?

Учитель задаёт вопросы, дети отвечают на них, на доске вывешивается справочный материал по численности населения и площади России.

  1. На каком материке находится наша страна? (Евразия)
  2. Как называется наша страна? (Россия)
  3. Покажите Россию на карте (с. 66 учебника).
  4. Как в древности называли Россию? (Русь)
  5. Какими океанами омывается территория нашей страны? (Атлантическим, Северным Ледовитым, Тихим)
  6. Покажите эти океаны на карте (с. 66 учебника).
  7. Как называется столица России. (город Москва)
  8. Покажите Москву на карте (с. 66 учебника).
  9. Какую площадь занимает наша страна? (17 млн. кв. км.)
  10. Как называют жителей России. (россияне)
  11. Какова численность населения России. (148 млн. человек.)

Детям за ответы раздаются "Смайлики"

3. Всесторонняя проверка знаний.

- Сегодня мы будем работать с контурными картами. Я раздаю вам контурные карты. Вместо вопросительных знаков вы должны будете написать географические названия (учитель помещает на доску географические названия):

  • Россия
  • Москва
  • Тихий океан
  • Северный-Ледовитый океан
  • Атлантический океан.

- При работе с контурными картами нам будет нужен простой карандаш, писать будем печатными буквами, мелко и разборчиво.

- Для того чтобы справиться с работой сделаем пальчиковую гимнастику.

- Руки на локоток, пальчики в кулачки, большие пальцы работают как молоточки.

Тук да тук, тук да тук,
Раздаётся звонкий стук,
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат,
Стоят дом для зайчиков,
Строят дом для белочек.
Ах, какой хороший дом,
Как мы славно заживём!
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать!

- Пальчики готовы к работе. Аккуратно работаем с контурными картами, учитель оказывает индивидуальную помощь детям.

- Детям за работу с контурными картами раздаются "Смайлики"

4. Подготовка к сознательному усвоению нового материала.

Чтение стихотворения Никитина "Русь" с параллельным показом слайд-шоу (см презентацию).

Под большим шатром
Голубых небес,-
Вижу даль степей
Зеленеется.
А на гранях их
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям, в моря,
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг:
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах наливается.
Гляну к северу:
Там в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю.
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную
Широко ты Русь,
По лицу земли,
В красе царственной,
Развернулася!

5. Изучение нового материала

Физкультминутка.

Имитация движений под стихотворное сопровождение.

Дети вместе все гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И их лучики согрели.
Бабочки летали.
Крыльями махали.
Дети хлопали руками.
Дружно топали ногами!
Хорошо мы погуляли.
И немножечко устали!

Вы видели, что природа нашей Родины очень разнообразна. Кажется, на лице земли нет двух одинаковых мест, но это только, кажется. Вся земная поверхность сводится к двум формам. На доске по мере прохождения материала чертится схема.

Учитель демонстрирует формы поверхности земли на презентации и комментирует слайды.

Горы - высоко поднимаются над уровнем моря, имеют высокие вершины и склоны. На вершинах высоких гор могут быть ледники.

Равнины имеют сглаженные, мягкие очертания. Равнины могут быть с холмами -холмистые равнины. Могут быть плоские, без повышений и понижений Учитель на доске, дети в тетрадях рисуют схематические зарисовки форм земной поверхности.

Детям за работу в тетрадях раздаются "Смайлики"

Гимнастика для глаз

Учитель при помощи лазера рисует фигуры офтальмотренажа.

6. Проверка понимания нового материала

- Я вам сейчас каждому раздам карточки с изображением земной поверхности, а вы определите, что изображено:

Горы, плоские или холмистые равнины.

- Выходим к доске и помещаем свою карточку в нужную часть схемы, объясняем, почему мы так считаем.

- Желающие отвечать поднимают руки.

Детям за работу с карточками раздаются "Смайлики"

7. Практическое закрепление нового материала

- Отгадайте загадки и обоснуйте свой ответ.

Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока затянуты в облака.

Я ровна, я велика.
На мне строят, меня пашут.
Испокон веков живут, и богатства мои чтут.

В жарком небе я стою,
Шапкой зиму достаю.

- Рабочие тетради с. 29, задание №24, раскрасить и подписать формы земной поверхности.

Детям за работу раздаются "Смайлики".

8. Подведение итогов урока

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Какие формы земной поверхности мы узнали?

9. Оценивание, Д/З.

- Посчитаем наши "Смайлики".

- Сколько весёлых "Смайликов",

- Сколько грустных?

- Если мы из количества весёлых, отнимем количество грустных, то сколько останется?

- Далее в зависимости от набранных "Смайликов" выставляются оценки в журнал, дневники.

- Запишем домашнее задание: с. 74-76 учебника читать, записи в тетрадях.

10. Рефлексия

- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?

- Мою работу?

- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".

- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!