Урок русского языка по теме "Распознавание частей речи" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • развивать умения распознавать части речи; учить правильно употреблять части речи в предложении;
  • развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма; воспитывать интерес к родному языку, к истории своего села,
  • уважение к людям.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя: Начинаем урок русского языка, он будет проходить в форме игры “Что? Где? Когда?” За нашей игрой наблюдает умнейшая Сова. За правильные ответы вы будете получать ордена “Умнейшая сова”. Игру начинаем с разминки.

III. К нам обращается учитель истории Ю.В.Мачнев с заданием: (на доске слова: библиотека, газета, календарь, человек, Родина). Разбор слов, объяснения написания.

Вопрос: “Почему слово “Родина” пишем с заглавной буквой?”

Слово “Родина” – пишем с заглавной буквы, наша большая Родина, но есть и маленькая Родина, там, где мы родились и живем.

– Что можете сказать об этом слове?

Родина – 6 букв, 6 звуков, 3 слога, ударный 1 слог, 3 гласных, 3 согласных.

Для нас с вами наша малая родина – наше родное село.

IV. А сейчас вы сами определите тему нашей игры.

На доске карточки со словами:

  • имя существительное,
  • имя прилагательное,
  • глагол,
  • предлог
  • сказуемое.

Выберите только части речи. Сегодня мы вспомним все, что знаем о частях речи. Ответим на вопросы жителей нашего села.

V. Раунд I.

Со знатоками играет учитель начальных классов Сасыкольской средней школы, ныне пенсионер Алевтина Игнатьевна Ельчанинова.

Запись на пленке: Уважаемые знатоки! Знаете ли вы свое село, его улицы, парки. Постарайтесь ответить на вопросы.

– Прочитайте, пожалуйста, предложения, которые записаны у вас на карточках. Вставьте пропущенное слово.

1 вариант.

……., …… нашего села хранят память о великих писателях (Парки, улицы)

– Какой частью речи являются слова, на какой вопрос отвечают?

– Какие улицы названы именами писателей? (Получают орден Совы.)

2 вариант

Река Ашулук …… в нашем селе. (Протекает.)

– Какое слово пропущено? Какой части речи? Почему?

Какие реки в нашей местности протекают? (Получают орден.)

3 вариант.

Около школы растут ….., …… ели. (высокие , стройные)

Какие слова пропущены? Какой части речи? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Получают орден.)

Вывод: Какие части речи вы знаете? Как их распознать? (Поставить вопрос, определить, что обозначает данное слово.)

VI. Давайте представим, что в нашем селе есть улица частей речи. Совершим путешествие по этой улице и расселим по домам части речи.

– На доске появляются слова;

памятник, огромная, сохранился, смотришь, улица, широкая, стоит, неповторимая, дома, белые, создал, удивительный, застроили, старинная, фермер, школа, торжественный, прославить, задумчивая, разместился.

Задание: выписать:

1 вариант – имена существительные
2 вариант – имена прилагательные
3 вариант – глаголы

– Как определили, что это имена существительные, имена прилагательные, глагол? (Получают ордена.)

– Используя слова составьте предложения (устно). Разбор по членам предложения.

– Ребята! Все ли из записанных слов вам понятны ? (Нет.) Слово фермер.

– Кого мы называем фермером?

Фермер – владелец или арендатор земли. (Получают ордена.)

VII. Раунд II.

Со знатоками играет бывший агроном колхоза, ныне глава крестьянского хозяйства, добрый, отзывчивый человек С.К. Журавлев.

Внимание, черный ящик!

Запись: Ребята! Я выращиваю фрукты и овощи. По перечисленным признакам определите, что я выращиваю:

– Сочные, сладкие, бывают желтого, зеленого и красного цвета. Очень питательный продукт. Что это? (Яблоки.)

– Как вы определили?

– На какие вопросы отвечают?

– Что такое имя прилагательное? (К таблице “имя прилагательное” – добавляются вопросы.)

Физкультминутка.

VIII .Раунд III.

Со знатоками играет заслуженный учитель РФ Бобровская З.С.

Запись: Уважаемые ребята! Я давно живу в с.Сасыколи и очень люблю свое село, уважаю его жителей.

Вопрос: На карточках записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе.

Запишите рядом с этими “ запрещенными ” словами противоположные по смыслу (антонимы), и пусть чаще они звучат в нашем селе.

  • Злость – доброта
  • Вражда – дружба
  • Грубость – нежность
  • жадность – щедрость
  • ненависть – любовь.

Проверяем работы. Дети получают ордена.

– К какой части речи относятся эти слова?

– Что такое имя существительное?

К таблице “Имя существительное” добавляются вопросы.

IX. Раунд IV.

С вами играет Смирнова Л.А., заведующая школьным краеведческим музеем.

Запись: Уважаемые знатоки! Я работаю в школьном музее и совсем недавно в музее я обнаружила письмо, написанное давно, буквы в нем стерлись.

– Постарайтесь восстановить слова (на доске появляется письмо).

Ст ...ят теплые деньки. С раннего утра до позднего вечера р. ботаем в поле. Никита и Павел пом. гают родителям. Рядом п. сеется наша корова Буренка, она д...ет нам много молока.

– Вставляем буквы, повторяем правило. (Получают ордена)

– К какой части речи относятся слова, в которых пропущены буквы. (Глагол)

– Что такое глагол?

К таблице “Глагол” – добавляются вопросы.

X. Итог урока.

О чем мы сегодня говорили? Какие части речи знаете? Кто же из нас самый лучший знаток, определим по количеству набранных орденов. Отметки за урок.

Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам любить свое родное село, относиться к нему как родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут рядом с вами. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.

Без имен существительных невозможно высказать свою мысль, имена прилагательные украшают, уточняют нашу речь.

Глаголы обозначают действие, которое происходит. А стихи, которые мы сейчас услышим, помогут нам не путать части речи. (Выходят дети с таблицами “Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол”– читают стихи.)

– Наша игра закончена. Всего доброго.