Цель:
- развивать умения распознавать части речи; учить правильно употреблять части речи в предложении;
- развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма; воспитывать интерес к родному языку, к истории своего села,
- уважение к людям.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Слово учителя: Начинаем урок русского языка, он будет проходить в форме игры “Что? Где? Когда?” За нашей игрой наблюдает умнейшая Сова. За правильные ответы вы будете получать ордена “Умнейшая сова”. Игру начинаем с разминки.
III. К нам обращается учитель истории Ю.В.Мачнев с заданием: (на доске слова: библиотека, газета, календарь, человек, Родина). Разбор слов, объяснения написания.
Вопрос: “Почему слово “Родина” пишем с заглавной буквой?”
Слово “Родина” – пишем с заглавной буквы, наша большая Родина, но есть и маленькая Родина, там, где мы родились и живем.
– Что можете сказать об этом слове?
Родина – 6 букв, 6 звуков, 3 слога, ударный 1 слог, 3 гласных, 3 согласных.
Для нас с вами наша малая родина – наше родное село.
IV. А сейчас вы сами определите тему нашей игры.
На доске карточки со словами:
- имя существительное,
- имя прилагательное,
- глагол,
- предлог
- сказуемое.
Выберите только части речи. Сегодня мы вспомним все, что знаем о частях речи. Ответим на вопросы жителей нашего села.
V. Раунд I.
Со знатоками играет учитель начальных классов Сасыкольской средней школы, ныне пенсионер Алевтина Игнатьевна Ельчанинова.
Запись на пленке: Уважаемые знатоки! Знаете ли вы свое село, его улицы, парки. Постарайтесь ответить на вопросы.
– Прочитайте, пожалуйста, предложения, которые записаны у вас на карточках. Вставьте пропущенное слово.
1 вариант.
……., …… нашего села хранят память о великих писателях (Парки, улицы)
– Какой частью речи являются слова, на какой вопрос отвечают?
– Какие улицы названы именами писателей? (Получают орден Совы.)
2 вариант
Река Ашулук …… в нашем селе. (Протекает.)
– Какое слово пропущено? Какой части речи? Почему?
Какие реки в нашей местности протекают? (Получают орден.)
3 вариант.
Около школы растут ….., …… ели. (высокие , стройные)
Какие слова пропущены? Какой части речи? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Получают орден.)
Вывод: Какие части речи вы знаете? Как их распознать? (Поставить вопрос, определить, что обозначает данное слово.)
VI. Давайте представим, что в нашем селе есть улица частей речи. Совершим путешествие по этой улице и расселим по домам части речи.
– На доске появляются слова;
памятник, огромная, сохранился, смотришь, улица, широкая, стоит, неповторимая, дома, белые, создал, удивительный, застроили, старинная, фермер, школа, торжественный, прославить, задумчивая, разместился.
Задание: выписать:
1 вариант – имена существительные
2 вариант – имена прилагательные
3 вариант – глаголы
– Как определили, что это имена существительные, имена прилагательные, глагол? (Получают ордена.)
– Используя слова составьте предложения (устно). Разбор по членам предложения.
– Ребята! Все ли из записанных слов вам понятны ? (Нет.) Слово фермер.
– Кого мы называем фермером?
Фермер – владелец или арендатор земли. (Получают ордена.)
VII. Раунд II.
Со знатоками играет бывший агроном колхоза, ныне глава крестьянского хозяйства, добрый, отзывчивый человек С.К. Журавлев.
Внимание, черный ящик!
Запись: Ребята! Я выращиваю фрукты и овощи. По перечисленным признакам определите, что я выращиваю:
– Сочные, сладкие, бывают желтого, зеленого и красного цвета. Очень питательный продукт. Что это? (Яблоки.)
– Как вы определили?
– На какие вопросы отвечают?
– Что такое имя прилагательное? (К таблице “имя прилагательное” – добавляются вопросы.)
Физкультминутка.
VIII .Раунд III.
Со знатоками играет заслуженный учитель РФ Бобровская З.С.
Запись: Уважаемые ребята! Я давно живу в с.Сасыколи и очень люблю свое село, уважаю его жителей.
Вопрос: На карточках записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе.
Запишите рядом с этими “ запрещенными ” словами противоположные по смыслу (антонимы), и пусть чаще они звучат в нашем селе.
- Злость – доброта
- Вражда – дружба
- Грубость – нежность
- жадность – щедрость
- ненависть – любовь.
Проверяем работы. Дети получают ордена.
– К какой части речи относятся эти слова?
– Что такое имя существительное?
К таблице “Имя существительное” добавляются вопросы.
IX. Раунд IV.
С вами играет Смирнова Л.А., заведующая школьным краеведческим музеем.
Запись: Уважаемые знатоки! Я работаю в школьном музее и совсем недавно в музее я обнаружила письмо, написанное давно, буквы в нем стерлись.
– Постарайтесь восстановить слова (на доске появляется письмо).
Ст ...ят теплые деньки. С раннего утра до позднего вечера р. ботаем в поле. Никита и Павел пом. гают родителям. Рядом п. сеется наша корова Буренка, она д...ет нам много молока.
– Вставляем буквы, повторяем правило. (Получают ордена)
– К какой части речи относятся слова, в которых пропущены буквы. (Глагол)
– Что такое глагол?
К таблице “Глагол” – добавляются вопросы.
X. Итог урока.
О чем мы сегодня говорили? Какие части речи знаете? Кто же из нас самый лучший знаток, определим по количеству набранных орденов. Отметки за урок.
Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам любить свое родное село, относиться к нему как родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут рядом с вами. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.
Без имен существительных невозможно высказать свою мысль, имена прилагательные украшают, уточняют нашу речь.
Глаголы обозначают действие, которое происходит. А стихи, которые мы сейчас услышим, помогут нам не путать части речи. (Выходят дети с таблицами “Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол”– читают стихи.)
– Наша игра закончена. Всего доброго.