Урок в 10-м классе по теме "Особенности строения клеток прокариот. Неклеточные формы жизни — вирусы"

Разделы: Биология


Цель:

  • Углубить знания учащихся о делении организмов на 2 группы: прокариоты и эукариоты.
  • Выявить характерные черты прокариот и неклеточных форм.
  • Расширить кругозор об использовании прокариот и значении вирусов для человека.
  • Сравнивать и делать выводы об эволюции клетки.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование. Таблицы:

  • «Строение бактерий».
  • «Строение вирусов».
  • «Эволюция органического мира».

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Сообщение темы урока.
  2. Определение целей и задач урока.
  3. Постановка проблемных вопросов.
  4. Определение цели исследовательской деятельности групп учащихся.

II. Основная часть урока.

1) Повторение терминов: «цитология», «прокариоты», «эукариоты», «клетка», «ядро».

2) Слово учителя: «Большинство организмов состоит из клеток, но есть примитивные организмы – это вирусы и фаги, которые не имеют клеточного строения и поэтому все живое делится на 2 империи:

3) Проблемные вопросы урока:

  • Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?
  • Выявить примитивные черты прокариот по сравнению с эукариотами.

4) Исследовательская работа в творческих группах учащихся:

  1. Учащиеся делятся на группы:
    • Аналитическая группа – должна составить схему строения организма, его функции и значение.
    • Творческая группа – кратко обобщает материал.
    • Художественная группа – оформляет отчет.
  2. Перед началом работы на каждую группу выдается лист бумаги, на котором необходимо отобразить «Ваше представление о данном организме - прокариоты (бактерии, фаги), вирусы». Этот лист сдается в конце урока.
  3. Работа творческих групп.
  4. Отчет групп.
  5. Обобщение:
    • «Особенности прокариотических клеток»:
      • отсутствие ядра;
      • наличие одной хромосомы;
      • бедность цитоплазмы по составу клеточных структур;
      • наличие оболочки.
    • «Вирусы»:
      • в состав имеют: РНК иди ДНК;
      • никогда не размножаются вне клетки;
      • нарушают работу клеток.
  6. Вывод учителя: прокариоты несмотря на простое строение широко распространены в биосфере.

III. Заключение.

Подведение итогов работы всех творческих групп.

IV. Итог урока.

Оценки выставляются всем группам.