Гуманизм в поэзии С.А. Есенина (конспект урока литературы в 5–6-х классах)

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся со стихотворениями C.A. Есенина, в которых ярко прослеживается идея гуманизма.
  2. Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть, навык работы с различными лексическими словарями.
  3. Продолжить работу над анализом художественных образов, закрепить изученные тропы на примере новых поэтических произведений.
  4. Выучить формулировки таких понятий как гуманизм, человечность, сострадание, деятельный гуманизм.
  5. Совершенствовать иллюстративные навыки работы над произведением и навыки работы с толковыми и литературными словарями.

Оформление:

  • презентация (см. Приложение);
  • записи на доске (тема, эпиграф);
  • цветной сигнальный словарь (термины);
  • портрет писателя.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о C.A. Есенине как поэте, воспевающем родную природу.

2. Тестовый контроль домашнего задания по закреплению основных фактов творческой биографии писателя (тесты составляются учителем и выполняются на отдельных листах).

3. Работа над второй частью домашнего задания. Словарно-поисковая работа целевого характера должна быть выполнена обучающимися дома. Для лексического толкования им могут быть предложены слова, которые представлены в форме сигнальной лексики: гуманизм, гуманный, человечность, сострадание, сочувствие, милосердие.

Предполагаемые ответы учеников, полученные при выполнении домашнего задания.

Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям, к природе.

Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызванное чьим-то несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Человечный – достойный человека, отзывчивый, гуманный.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

4. Учитель: C.A. Есенин очень чутко относился ко всему происходящему. Он – гениальный художник слова и великий гуманист. Поэт умел видеть большое в малом и пробуждал в душах даже самых черствых людей добро и тепло, отзывчивость и сострадание.

5. Начинается показ презентации урока.

A.H. Толстой писал о Есенине: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» (текст слайда предлагается обучающимся как эпиграф урока для записи в тетради).

6. Работа учителя и учеников по определению выразительных средств поэтической речи.

Учитель: С.A. Есенин очень чутко чувствовал природу и видел ее красоту в любое время года, он понимал и пытался донести до каждого из нас мысль о том, что человек живет на земле, чтобы беречь ее нетленность, чтобы любить даже «пташку малую». Поэт передавал эти чувства, умело используя поэтические выразительные средства, тропы. А какие вы тропы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся. Даются полные определения с примерами.

  • Эпитеты – ...
  • Метафоры – ...
  • Сравнения – ...
  • Антитеза – ...

7. Учитель: Давайте послушаем стихотворение «Поет зима – аукает» (ученикам предлагается для просмотра слайд с текстом стихотворения, в котором выделены строк, и иллюстрацией) и попытаемся понять его смысл, идею, а также найти, при помощи каких средств автор воплощает ее. Звучит выразительное чтение стихотворения наизусть в исполнении ученика.

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна. (1910)

8. Анализ стихотворения (устный, в форме диалога учителя и обучающихся).

Ответы учеников (предполагаемые).

Учитель: Как вы думаете, ребята, кто является героями этого стихотворения?

Ученики: Воробышки.

Учитель: А для кого написал автор это произведение?

Ученики: Для разных читателей: взрослых, детей, подростков.

Учитель: С какой целью?

Ученики: Пробудить чувство сострадания, сочувствия. Каждый читатель должен пожалеть этих птичек.

Учитель: Разве только пожалеть?

Ученики: Нет. Люди должны покормить этих птиц и помочь им пережить зиму, чтобы мы могли вместе с ними встретить весну.

Учитель: А, по вашему мнению, с чего начинается приход весны?

Ученики: Весна начинается с таяния снега, с набухания почек на деревьях, с прилета птиц, с веселого чириканья воробьев.

Учитель: Ребята, а с кем сравнивает автор воробышков?

Ученики: С малыми детками.

Учитель: При помощи каких эпитетов C.A. Есенин про6уждает в нас сочувствие, сострадание к этим птичкам?

Ученики: «Пташки малые, голодные, усталые».

Учитель: А какие два времени года противопоставляет автор в произведении?

Ученики: Зиму и весну.

Учитель: Ребята, прочитав это стихотворение, что вы можете сказать о душевных качествах автора?

Ученики: С.А. Есенин добрый, отзывчивый, сердечный, человечный.

9. Учитель: А теперь давайте послушаем еще одно стихотворение C.A. Есенина «Лисица» (на экране изображение лисички). Он написал его в 1916 году, когда ему был 21 год, через шесть лет после стихотворения «Поет зима – аукает».

10. Звучит выразительное чтение стихотворения «Лисица» наизусть.

Лисица.

На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.

Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.

Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь...
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь. (1915)

Анализ стихотворения (устный, в форме диалога учителя и обучающихся).

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Ученики: Жалость к лисице, желание ей помочь.

Учитель: Ребята, а кроме лисицы вы еще какие-нибудь образы увидели в стихотворении?

Ученики: Лисята. Охотник.

Учитель: Расскажите о них. Какими вы их себе представляете? (Используется принцип «айсберга».)

(Ученики описывают маленьких беспомощных лисят.)

Учитель: Какое чувство вы испытываете к человеку, подстрелившему лисичку?

Ученики: Ненависть.

Учитель: Чтобы вы хотели сказать ему, охотникам, убивающим животных ради забавы?

(Звучат обращения учеников к охотникам.)

11. Домашнее задание.

Обучающимся предлагается написать небольшое обращение в письменной форме к тем людям, которые проявляют жестокость в обращении к животным. Работа может быть творчески оформлена, проиллюстрирована. Учителю литературы предлагается на следующем уроке сделать выставку детских работ совместно с учителем биологии.

12. Учитель: Ребята, Есенин очень любил собак. У него есть несколько стихотворений, посвященных этим умным животным: «Собаке Качалова», «Песнь о собаке»... Вы ведь, наверно, тоже очень любите собак и для многих из вас они стали лучшими друзьями? Расскажите мне немного о своих питомцах.

Два-четыре коротеньких рассказа о6учающихся о своих домашних питомцах-собаках в форме устного сочинения в сопровождении слайдов, приготовленных заранее по фотографиям, предоставленным учениками. На экране – верные друзья ребят, их собаки различных пород.

13. Учитель читает стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке» (во время чтения произведения демонстрируются слайды с выделенной строфой).

Песнь о собаке.

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Смерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

14. Анализ стихотворения (устный, в форме диалога учителя и обучающихся).

Учитель: Ребята, а как вы понимаете последние строки стихотворения?

Ученики: Собачка заплакала.

Учитель: А какой прием использует автор в этой строфе?

Ученики: Метафору. Сравнительную метафору. Творительный сравнительный. Слезы, словно золотые звездочки.

Учитель: Есенин очень часто в своих стихотворениях обращается к образу звезд. Собака смотрит в небо и скулит, словно просит у бога защиты от человека. Ведь человек, как принято говорить, царь природы. А цари иногда бывают беспощадны, как и мыс вами.

15. Учитель вместе с обучающимися вспоминает еще раз определение гуманизма.

Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям, к природе.

Очень важен общий вывод, что по-настоящему «человечный человек» всегда добр и отзывчив в отношении с близкими ему людьми и никогда не обидит слабого, придет на помощь беззащитному. Вспомним библейские заповеди.

16. Текст предлагаемого слайда:

И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Любите любящих вас....
Будьте милосердны, как и Отец Ваш милосерд.
Дo6pый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе.

От Луки святое благовествование.

Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Я думаю, вам пришлось сегодня о многом задуматься, и будет очень хорошо, если вы стали чуточку взрослее, мудрее и, конечно же, добрее. Мне 6ы хотелось, чтобы вы всегда находили в своей душе ту искру добра, которую хотел видеть в своих читателях Сергей Александрович Есенин.

Интегрированное домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение Есенина.

Приложение